Империя первопроходцев

11 сентября компании «Приморавтотранс» исполняется 75 лет. Вот уже несколько десятилетий она является одним из лидеров по грузовым, пассажирским и туристическим перевозкам среди других автотранспортных компаний страны. О том, как живет и развивается предприятие сегодня, рассказал в интервью «В» генеральный директор ОАО «Приморавтотранс» Вячеслав Мартыненко.

3 сент. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3599 (131) от 3 сент. 2014

Ведущее автотранспортное предприятие Дальнего Востокаотмечает солидный юбилей

– Вячеслав Михайлович, на протяжении всей своей истории ОАО«Приморавтотранс» – это огромная трудовая империя. И что же в ней сделано замечательного?

– Думаю, заслуга всего коллектива в том, что в период приватизации он недал растащить общественное добро по разным углам и собственным карманам. К сожалению,мы не все сумели отстоять, да нам и не дали этого сделать. Государство периода приватизациипросто отняло у людей часть предприятий: таксомоторное, пассажирских перевозок,авторемонтные заводы – все то, что делалось руками коллектива. Строительство, например,отняли и разграбили, а ведь был какой мощный комплекс: Дальавтострой, Дальавторемонт!Все это создавалось и развивалось бывшим Дальневосточным транспортным управлением.Из казны ведь ни рубля не получали, а возводили за деньги «колес» – на средства,заработанные потом и мозолями тысяч людей. Но что касается основной базы, то заостальное мы боролись, как за жизнь!

Вы правы, называя «Приморавтотранс» империей, но эта транспортная империявыстояла, не была разрушена по подобию Советского Союза, ее мы удержали в руках.Жаль, конечно, что потерянного не вернуть. Тем не менее можем сейчас гордиться поправу: «Приморавтотранс», можно сказать, единственный на Дальнем Востоке и в Сибирив полном комплекте сохранил ту государственность, которая была нам присуща во всевремена.

– В рыночных условиях стало правилом хватать все, что плохолежит, отбирать у других. «Приморавтотранс», сохраняя прежний стиль государственности,порой даже себе в убыток работает на простого человека…

– Наша задача – перевозить миллионы людей и грузы. А это, прямо скажем,труднейшая задача: сначала надо приобрести или отремонтировать машину, заправитьтопливом, стать профессиональным водителем, чтобы провести безопасные рейсы, заплатитьналоги… Крупная доля заработанного выплачивается людям, много средств уходит насоциальные нужды. Также заменяем старые машины новыми – современными и мощными,чтобы дальше производительно работать на рынке. Мы боремся с экономическими кризисамии спадами, учимся новым методам и формам работы.

– Вы заговорили о формах и методах. Они вами как руководителемвзяты у предшественников?

– Я очень хорошо знаю методику своего учителя Клушина, который 20 лет жизниотдал руководству крупнейшим автотранспортным предприятием Дальнего Востока. Нагоды его правления пришелся расцвет «Приморавтотранса». У меня выработалась оченьхорошая черта, которую Матвей Петрович всем автотранспортникам прививал: оптимизми курс на созидание. Он весь был соткан из этого качества строителя жизни.

– Владимир Путин, будучи на Дальнем Востоке, неоднократноговорил, что транспорт здесь является «пробивным» средством: там, где проложеныдороги, куда проходят автомашины, там расцветает жизнь. И вы в этом плане первопроходцы.

– В Приморском крае так и есть: открывается дорога – тут же туда прокладываетсямаршрут для доставки людей, снабжения их продовольствием и всем необходимым.

В начале 90-х годов, когда в сельском хозяйстве Дальнего Востока был резкийупадок, правительство почувствовало, что надо обязательно открывать ближайшие дорогии пути в соседнюю страну, КНР. В то время на высшем уровне не смогли найти с Китаемобщий язык. Тогда было принято очень правильное решение: отдать такую политическуюинициативу низам. Мне, скажем, было поручено найти верные подходы в ближайших северо-восточныхпровинциях. Я поехал в Китай, с руководством этих территорий мы решили открыть короткиепереходы – там, где на расстоянии 10 километров есть село напротив села, город напротивгорода, чтобы перевезти в первую очередь сельскохозяйственные продукты. В Китайже повезли металлолом, удобрения, технику.

Потом «Приморавтотранс» строил первые пограничные переходы. Мы делали ихне ради денег и обзаведения ценнейшей собственностью, а для того чтобы связать двестраны взаимной необходимостью. Дальний Восток и Приморский край – окно в Азиатско-Тихоокеанскийрегион. Все это понимали. И сейчас действия правительства очень правильные – мыи тогда, и сейчас не можем без такого окна существовать.

– Из всех черт и качеств огромной армии тружеников «Приморавтотранса»есть просто превосходящие любые оценки: честь автомобилиста, гордость за принадлежностьк этой профессии, преданность предприятию…

– Меня, проработавшего всю жизнь в транспортном комплексе, это тоже поражает:несмотря на то что мы относимся к сфере с невысокой заработной платой (у нас нетбогатых людей), мы коллектив, единый в жизни. Люди нас не покидают, и мы их никогдане бросим, не предадим: у нас взаимная преданность, как в большой семье. Грустно,что уходят из жизни ветераны, замечательные люди, но они достойно прослужили и прожилив семье, живущей едиными стремлениями.

– Правила и порядок в такой семье устанавливает в немалойстепени руководитель, который тоже остается преданным традициям. Каковы истоки,питающие ваш стиль и методы руководства коллективом?

– Стиль? Если честно, то я собой часто недоволен: мне кажется, что недорабатываю,недоделываю, не успеваю. И очень хочется быть таким, каким был Матвей Петрович Клушин.

Мне выпало в жизни великое счастье – учиться стилю и методам работы у такихруководителей, как Анатолий Борисович Пинсен, первый директор департамента автомобильноготранспорта Министерства транспорта России. Именно он оказал нам в свое время бесценнуюпомощь в приватизации «Приморавтотранса» и всего его огромного комплекса. Более10 лет он состоял членом совета директоров акционерного общества и до сих пор внимательноследит за развитием нашего предприятия.

В любых трудных делах вспоминаю своего первого учителя – руководителя ДальнегорскогоАТП Бориса Сергеевича Новикова. Вот человек – созидатель, с открытыми для людейдушой и сердцем. Стиль и принцип руководителя, говорили эти люди, не быть самодовольным,а стремиться к постоянному совершенствованию.

– Расскажите о тех, кто сегодня трудится с вами плечом кплечу. Кого бы вы хотели особенно отметить?

– Это мой первый заместитель Леонид Супрунов, а также директора наших предприятий:Дальнереченского АТП – Олег Старовойтов, Октябрьского АТП – Валерий Михайлов, Владивостокскогопассажирского автотранспортного подразделения – Алексей Савельев, Уссурийской автоколонны1273 – Михаил Мартынов, транспортно-экспедиционной фирмы «Транскомсервис» – ВладимирМакаров, «Приморского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта» – ВладимирКочетков. Это люди, по­настоящему преданные своему делу. Вместе мы прошли немалоиспытаний, не один пуд соли съели. И я бесконечно благодарен им за преданность ипочетный труд.

– Вячеслав Михайлович, завершая наш разговор, хотелось быузнать, какие мероприятия пройдут в честь 75-­летия вашей компании.

– В рамках 75-летия «Приморавтотранса» предусмотрен целый ряд мероприятий.Мы уже провели краевой конкурс профессионального мастерства среди водителей автобусов.Победители получили подарки и ценные призы, без внимания не остались и другие участники.Впереди торжественные митинги, чествование ветеранов предприятия, вручение медалейи памятных знаков.

Но главным событием станет автопробег, который стартует с центральной площадиВладивостока 9 сентября. Несколько десятков ретроавтомобилей, в том числе стоявшиекогда-то на вооружении «Приморавтотранса» ГАЗ-АА, Урал-ЗИС, ЗИЛ-164, ГАЗ М-20, преодолеютпуть до Дальнереченска. В каждом населенном пункте будут организованы митинги, встречис жителями города, праздничные концерты.

Уважаемый Вячеслав Михайлович! Уважаемыеруководители, работники, ветераны ОАО «Приморавтотранс»!

Российскийавтомобильный союз, Союз автотранспортников Приморского края сердечно поздравляетвас с 75-летием ОАО «Приморавтотранс».

Вы посвятилисвою жизнь развитию автомобильной отрасли Приморского края. Автотранспорт – этокровеносная система любого региона. Есть транспорт – есть жизнь в регионе. Поэтомуавтотранспортники, которые обслуживают пассажиров и обеспечивают перевозку разныхгрузов в Приморском крае, работают с раннего утра до позднего вечера, а иногда икруглосуточно. Именно от вас, от вашего труда зависят безопасность и комфортнаяжизнь каждого жителя края.

Дорогие коллеги,я желаю всем вам безопасных дорог, надежных автомобилей, удачных и прибыльных маршрутов,безаварийной работы. А также принятия новых, необходимых нам сегодня федеральныхи региональных законов, обеспечивающих перспективное развитие автотранспортной отраслив Приморском крае.

Особое словоблагодарности – ветеранам отрасли. Для вас чувство долга, чести, справедливости– не просто слова, а дело всей жизни. Сегодня вы успешно передаете накопленный опытмолодым водителям и руководителям автотранспортных предприятий.

Желаю успеховв вашем нелегком труде, здоровья, благополучия, вдохновения и новых профессиональныхвысот!

Пусть вашаработа будет безопасной и спокойной, а жизнь – счастливой и радостной. Пусть в вашихсемьях царят тепло и уют.

С уважением Юрий Оборин, член правленияРоссийского автотранспортного союза, президент Союза автотранспортников Приморскогокрая