Могилы безымянные – подвиг известен

«Ура! Наши вернулись! Слава Красной армии! Победа будет за нами!» – такими приветственными криками встречали в Октябрьском и Пограничном районах участников третьей военно-исторической экспедиции «Рокада». По традиции она проходила на западе Приморья в августе в канун очередной годовщины окончания Второй мировой войны и войны на Тихом океане.

20 авг. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3591 (123) от 20 авг. 2014

По местам военных погостовв прифронтовой полосе можно отследить этапы войны с Японией

Экспедиция проехала поместам развертывания стрелковых дивизий и танковых бригад 5-й ударной армии. 69лет назад они вступили в бой с частями японской Квантунской армии в северо-восточныхпровинциях Китая. Активисты автопробега из Владивостока – офицеры запаса, представителиДОСААФ и Уссурийского казачьего войска – приводили в порядок братские захоронения.Только в Полтавке упокоились навечно около ста военнослужащих, еще 1200 – в Пограничном.Погибли они при прорыве обороны укрепрайонов в Дуннине и под Муданьцзяном. Их телавывезли на родину и похоронили с воинскими почестями.

В каждом населенном пунктеучастников экспедиции встречали праздничными митингами, на которые собирались нетолько представители власти, но и все местные жители, включая многочисленную ребятню.Изначально предполагалось присутствие личного состава подразделений погранвойски армейских мотострелковых частей, но – служба: военнослужащих подняли по тревогеи вывели на полигоны на учения.

Еще одна встреча состояласьв клубе 59-й отдельной мотострелковой бригады Дальневосточного военного округа,где в музее села Сергеевка развернута масштабная экспозиция в честь приближающегосяюбилея Великой Победы.

Погибшие в боях за Маньчжурию

Помимо общеизвестныхзахоронений советских солдат и офицеров, которые устроены на центральных площадяхприграничных сел и поселков, на приморской земле остается еще много безвестных могилкрасноармейцев.

В нескольких урочищахУссурийской тайги, в тылу у наступавших войск, были развернуты эвакуационные госпитали.Именно туда вывозили раненых советских военнослужащих, участвовавших в Маньчжурскойстратегической операции 1-го Дальневосточного фронта. Кого не смогли довезти живымили кто умер на операционном столе, тех хоронили рядом с госпиталями. Сейчас этизахоронения пришли в запустение.

Место расположения одногоиз таких госпиталей возле села Духовского у речки Студеной обнаружили участники«Рокады». Ориентиром для поиска стала сопка Андреев Камень. На легковом транспортепо густому лесу туда не проехать. Спасибо командованию 5-й армии и 59-й бригады,которое выделило «КамАЗ» повышенной проходимости с водителем-контрактником. Членыэкспедиции даже наткнулись на военную рокаду – дорогу, проложенную летом 1945 годавдоль линии фронта. Она и привела к бывшему расположению полевого госпиталя в распадкеАндреевском, что в пяти километрах от села.

Время стирает память

В высокой траве средиберезок и нашли одиннадцать полуразрушенныххолмиков. Десять захоронений – безымянные. На одиннадцатом стоял проржавевший обелискс выцветшей красной звездой. Под ветрами и дождями почти за семь десятков лет полностьюстерлась и надпись на табличке. К тому же в этих местах в конце 80-х полыхал мощныйтаежный пожар.

Известно, что табличкиизначально были на двух могилах: «Литвинов Иван Иванович, родился в 1917 году, умер6 августа 1945 года» и «Абрамов Дмитрий Михайлович, родился в 1900 году, погиб в1945 году». Следопыты предполагают, что вначале было 18 могилок, в которых покоилисьостанки старшин, сержантов и красноармейцев, умерших от ран. Кто покоится в сохранившихсязахоронениях, уже не определить. Если теперь и удастся восстановить имена захороненныхздесь солдат и офицеров, то только с помощью архивов.

В первые годы после войныв Духовском стоял мотострелковый полк Камень-Рыболовской дивизии, его военнослужащиеухаживали за военным погостом прифронтового госпиталя. Потом полк перевели в другойрегион, и следить за могилами стало некому.

Активисты «Рокады» очистилиплощадку военного кладбища, поправили все захоронения, поставили указатели, чтобылюбой желающий мог сюда добраться и поклониться памяти павших красноармейцев…

На территории госпиталясохранились места под палатки для операционных и палат, автозаправочного пункта.А на отдельном участке даже отыскался склад с касками для бойцов. Одну из такихкасок руководитель экспедиции подполковник запаса Юрий Сыромятников взял в качествеэкспоната для музея Тихоокеанского флота.

– Наша «Рокада» состояласьтолько благодаря активной помощи неравнодушных людей во Владивостоке, Уссурийске,Пограничном, Новопокровке, Сергеевке, – рассказывает Сыромятников. – Поэтому мыблагодарим сотрудника администрации Пограничного района майора запаса Анатолия Долженко,заместителя командующего 5-й общевойсковой армией Александра Горбаня, атамана Сергеевскойобщины Уссурийского казачьего войска Михаила Машкина, секретаря Владивостокскогогоркома КПРФ Геннадия Куликова, директора любительского радиоклуба ДОСААФ ПриморьяВалерия Пыхтеева за оказанную экспедиции поддержку.

Павшие в тылу врага

– Поклониться памятипогибших во время советско-японской войны 1945 года можно не только в западном Приморье,– считает Юрий Николаевич. – Есть захоронения и в самом Владивостоке. В Гайдамакскомсквере захоронено восемь краснофлотцев, погибших в боях с японцами 69 лет назад.Скорее всего, все они входили в роту автоматчиков 390-го батальона 13-й бригадыморской пехоты Тихоокеанского флота под командованием старшего лейтенанта Ивана Яроцкого.

13 августа 1945 годарота Яроцкого совместно со 140-­м разведывательным отрядом старшего лейтенанта Леоновавысадилась с моря в порту Сейсин (ныне город Чхонджин в КНДР). Моряки­тихоокеанцыс ходу овладели железнодорожным и шоссейным мостами через реку и перерезали всекоммуникации в Сейсине. Четверо суток сражались десантники в тылу врага. В бой вступил121 военнослужащий, в живых осталось 24. Но и японцев они покосили, причем в несколькораз больше. В ходе боя командир роты Иван Яроцкий был трижды ранен, но остался встрою и руководил действиями десанта до подхода основных сил Красной армии.

Весь личный состав ротыбыл представлен к государственным наградам, а командир автоматчиков старший лейтенант Яроцкий стал Героем Советского Союза.

И тут примечательно,что на место боя, который вела рота Яроцкого, вышли и спасли оставшихся в живыхавтоматчиков части 25-й общевойсковой армии под командованием генерал-полковникаИвана Чистякова. Стрелковые соединения этой армии, наступавшие по Северной Корее,разблокировали остатки роты.

Часть погибших под Сейсиномкраснофлотцев 13-й бригады морской пехоты ТОФ захоронили во Владивостоке. Остальныеупокоились в Северной Корее.

Справка «В»

Всего на территории Гродековскогорайона на период военных действий было развернуто десять хирургических, терапевтических,инфекционных и эвакуационных госпиталей. Под селом Духовским стояли хирургическиегоспитали № 2407 и № 650, а также инфекционный № 4250. Неподалеку, под деревнейНово-Алексеевкой, базировался госпиталь № 2335.

Досье «В»

Иван Михайлович Чистяковс июля 1936 года служил в Приморье. Вначале был начальником первой (оперативной)части штаба 92-й стрелковой дивизии. В конце 1936 года его назначили командиром275-го стрелкового полка. А в ноябре 1937-го он стал командиром 105-й стрелковойдивизии 1-й Отдельной Краснознаменной армии. В феврале 1940 года произошло новоеназначение - начальником Владивостокского пехотного училища. С марта 1941 года полковникЧистяков стал командиром 39-го стрелкового корпуса в Приморском крае.

Всей стране он стал известенв январе 1942 года. Именно Чистякову Ставка Верховного Главнокомандования доверилакомандование 8-­й гвардейской Панфиловской стрелковой дивизией в составе Западногои Северо-западного фронтов. Затем он командовал армиями, участвовал в битвах подСталинградом и на Курской дуге, освобождал Харьков и Белоруссию. В мае 1945 годауже генерал-полковник и Герой Советского Союза Чистяков возглавил 25-ю армию 1-гоДальневосточного фронта, которая и вела боевые действия на территории Северной Кореии юго-восточной части Маньчжурии. Войска под командованием Чистякова полностью разгромили34-ю и 4-ю японские армии, освободили Дуннин, Хуньчунь и Ванцин. А передовые отряды25-й армии пришли на помощь морским бригадам под Сейсином и Ранамом.

Иван Яроцкий был призван в ряды Красной армии в 1937 году. Еще будучи курсантом полковой школы, принимал участие в военных действиях у озера Хасан. В 1939 году окончил курсы младших лейтенантов первой Краснознаменной Дальневосточной армии. В дальнейшем проходил службу на Тихоокеанском флоте, командовал ротой 13-й бригады морской пехоты.


Автор: Николай КУТЕНКИХ