Настало время малолитражек
Запрет на ввоз в Россию иностранных автомобилей, возможность которого с недавних пор активно обсуждают СМИ, не сказался на объемах продаж иномарок в Приморье.
Приморьепересаживается в маломощные автомобили
Вопреки ожиданию роста спроса на рынкеподержанных машин не наблюдается. Покупатели в основном предпочитают авто сэкономичным расходом бензина. И все идет к тому, что правый руль окончательновытеснят с российских дорог. Таково мнение дилеров автомобильного рынка«Зеленый Угол» во Владивостоке.
Экономическая историястраны… в автомобилях
Автомобильный рынок«Зеленый Угол» (ООО «Березка»), крупнейший на Дальнем Востоке, за 20-летнюю историю своего существования (работает с 1993года) всегда был своеобразным зеркалом экономического состояния нашего региона.
И хотя в 2008 годуфинансовый кризис резко обрушил спрос на автомобили, в том числе и наподержанные японки, жизнь на «Зеленом Углу» не прекратилась. Резкое падениекурса рубля относительно американского доллара в начале июня 2012 года также невызвало ажиотажа ни среди продавцов, ни среди покупателей. Не подскочилиощутимо цены на бэушные машины made in Japan и после введения общероссийскогоналога «на утилизацию». Хотя подорожание подержанных иномарок прогнозировалось.
На календаре август2014-го. В прессе муссируются разговоры овозможных ответных мерах нашего правительства в отношении автомобилей,производимых в странах, принявших экономические санкции против России. Причемне исключено, что даже против иномарок, собираемых непосредственно натерритории России. Между тем паники на «зеленке» нет.
– Если все-такиввоз иномарок в Россию запретят, то и эти санкции мы переживем. Пока президентыбудут договариваться, мы будем распродавать уже привезенные автомобили. На нашвек хватит, – уверены продавцы на «Зеленом Углу».
По их мнению, вслучае эмбарго на ввоз в нашу страну иностранных авто российский авторынок современем переориентируется на отечественные, китайские и, в крайнем случае,корейские автомобили. Потому как машины из Страны утренней свежести, по ихуверению, не показали себя в России. В начале 2000-хгодов корейский автопром уже пытался внедриться на территорию нашей страны спаркетными джипами «KIA Sportage». Но блицкрига не получилось: красивые инежные машины не выдержали испытания нашими дорогами и некачественннымбензином.
Япония рулит
Сегодня, по разнымоценкам, на территории «Зеленого Угла» ждут своих потенциальных хозяев от 7 тысячдо 10 тысяч единиц бывшей в употреблении автотехники – от легковых машин добульдозеров и автокранов. Причем как с правым, так и с левым рулем. Левый рульвезут из Южной Кореи и США. Кстати, машин из Штатов здесь единицы.
– «Американцы» нам ненужны: по качеству сильно уступают «японкам». И политически нестабильны, –смеются дилеры с «зеленки».
По словам продавцов,в последние полтора года стабильно уходят малолитражки по цене от 250 тысяч до450 тысяч рублей. Чаще всего берут автомобили Honda Fit,Toyota Probox илиToyota Corollaвыпуска 2009-2011 годов. Покупатели начинают«тормозить», если цена машины выше 500-600тыс. рублей. Для многих желающих обзавестись новым автомобилем этот ценовойбарьер непреодолим. К сожалению, наши земляки еще не так много зарабатывают.Но, как говорят на «зеленке», торг уместен в разумных пределах. Кроме того,повышенный интерес к автомобилям с небольшим объемом двигателя подогреваютнепрерывно растущая цена на бензин и курс доллара по отношению к рублю. И еслибрать объемы продаж подержанных иномарок на автомобильных рынках Владивостока иУссурийска, то нынешним летом они упали.
– Мы по весне набралимашин, рассчитывая на летний спрос. Но продажи встали. И здесь два вариантапроблемы. Либо у людей нет денег, и они берут недорогие машины – такихпокупателей больше. Либо те, у кого есть «бабки», берут большие и очень дорогиемашины, не смотря на цену. У меня за две недели забрали два «Прадо» 2013 года.Машины стоимостью почти под два миллиона ушли махом. Хотя их леворульный аналогвыпускают в России. И по цене они немного дешевле. Но люди понимают, что уяпонских машин иное качество. Поэтому предпочитают праворульные автомобилиименно из Японии, – рассказал «В» продавец с «зеленки» Александр.
Прощай, правый руль?
Если проанализироватьгеографию покупательского интереса к «Зеленому Углу», то в деятельностиавторынка определенные тенденции все-таки наметились. Но не финансовые, агеополитические. В последнее время поток праворульных машин из Владивостока назапад нашей страны резко сократился. Потому как у правого руля непреодолимыепроблемы за пределами Дальневосточного региона. Де-юреправый руль в России не запрещен, но де-факто в Сибири, на Алтае и в западныхрегионах России бэушные праворульные машины из Японии ГИБДД регистрирует сбольшим трудом, прикрываясь формулировкой «не соответствует требованиямотечественного технического регламента». Тамошние авторынки ужепереориентировались на леворульные машины из Германии, Франции, Италии, Швеции,Финляндии и Южной Кореи.
В то же время на«Зеленый Угол», как и прежде, наведываются за японскими восьмиместнымиавтобусами покупатели из Краснодара. Хотя в этом регионе есть свой мощныйавторынок. Не забывают нас и жители Бурятии, где правый руль еще в законе. А вЧите даже нет запрета на регистрацию конструкторов.
– Японские машины более долговечны инадежны в эксплуатации, чем их аналоги из Арабских Эмиратов, которые нерассчитаны на низкие температуры. Например, якуты предпочитают морозоустойчивые«Тойоту», «Субару» и «Сузуки-Экскудо». Остальные марки машин они не берут. Потому что,например, у японской «Мицубиси» при температуре минус 40 резинки трескаются, –говорит Александр.
И все-таки, по единодушному мнениювладивостокских дилеров, даже без запретительных санкций все идет к тому, чтоправый руль со временем исчезнет с российских дорог. И отнюдь не из-занатянутых отношений Украины с Россией. Это произойдет нескоро, но это событиенеминуемо. И, как пошутил один из дилеров «зеленки», Страна восходящего солнцаэтого подвоха со стороны России не заметит, перестроив поток своих подержанныхавто на Австралию и Южную Америку, где правый руль в фаворе.
Справка «В»
Малолитражный автомобиль – условное название легковых автомобилей срабочим объемом цилиндров двигателя от 0,85 до 1,5 л и массой от 700 до1000 кг. Предназначаются для индивидуального и служебного пользования(медицинского обслуживание населения, почтовой связи).
Мнение эксперта
Пересядем накитайские машины?
Директор Института международного бизнеса иэкономики ВГУЭС доктор экономических наук профессор Александр Латкин:
– Во-первых, я все-таки надеюсь, что«игра в запреты» скоро закончится. Полагаю, в течение трех месяцев всеуладится. Я бы сказал так: худой мир лучше доброй ссоры.
Теперь конкретно о Японии и тех санкционныхмерах, которыми наши страны могут «обменяться».
Конечно, если введут эмбарго на ввозимпортных автомобилей, то это нанесет урон экономике Приморского края. Всепомнят времена повышения таможенных пошлин. У нас тогда автомобильным бизнесомв Приморском крае, и прежде всего во Владивостоке, Находке и Уссурийске,занималось несколько десятков тысяч человек. Одни возили машины пароходами,другие их продавали, третьи – ремонтировали. Тогда, после введения новыхпошлин, объем продаж немножко упал. Но потом бизнесмены как-тонашли возможность возить машины. И продажи иномарок потихоньку выросли.
Сейчас, если введут запрет на ввоз машин и запчастей к ним,вновь огромное число приморцев потеряют работу. А автовладельцы будут бешеноискать, где качественно сделать ремонт. В России же создавать запчасти дляяпонского автомобиля бесполезно. Потому что это технологии, которых у нас нет.А у нас только во Владивостоке на каждую семью приходится по две японскиемашины. Понимаете, какой это масштаб? Что делать в этой ситуации? Конечно,верить, что «игра в санкции» скоро закончится. Второе: бережно относиться ксвоим автомобилям, понимая, что, не дай бог, что-тополомается, ты будешь бегать и искать запчасти. Ну и, наконец, третье: тем, ктособрался покупать машину, надо очень серьезно подумать, какой автомобильпокупать. Подержанный, но японского производства или все-такиновый российский либо корейский. Китайцы сейчас тоже выходят на наш рынок сосвоими автомобилями. Они собираются продавать нам машины, работающие на газе. Апочему нет?
Автор: Сергей КОЖИН