Зачем японский «Мицубиси Зеро» атаковал Владивосток?
Недавно музей Тихоокеанского флота во Владивостоке посетила делегация японских туристов. Особенно гостей заинтересовал один экспонат – лопасть пропеллера японского истребителя «Зеро».
Туристы из Японии, побывав в столице Приморья, захотели выяснить имя и биографию летчика-камикадзе, сбитого над Амурским заливом в 1945-м
К ней прикреплена памятная табличка с надписью: «Капитану танкера «Таганрог» тов. Зайцеву, помполиту тов. Мусатову. Дорогие товарищи! Приморский краевой комитет ВКП (б) сердечно благодарит вас и всю команду танкера «Таганрог» за высокую бдительность, проявленную при отражении атаки японского самолета 18 августа 1945 года. Поздравляю вас, капитан-лейтенанта Бурмистрова, наблюдателей, зенитчиков и всю команду с замечательной победой – уничтожением вражеского самолета. Желаем новых успехов в работе во славу нашей любимой Родины».
Вылет отчаяния
Конечно, у японских гостей возникло множество вопросов. При каких обстоятельствах лопасть пропеллера попала в музей? Что случилось с самолетом и пилотом? Каковы были последствия инцидента?
Наши экскурсоводы удовлетворили любопытство туристов: подробно рассказали об атаке японского истребителя на советские корабли и суда в Амурском заливе, о том, как его сбили и позже подняли обломки со дна моря. А японцы, вернувшись домой, не поленились посетить архивы.
Они нашли подтверждение событиям 69-летней давности, на самом исходе войны на Тихом океане, и вскоре прислали в музей ТОФ письмо со словами благодарности за экскурсию и заодно копию архивной выписки, в которой подтверждается информация о боевом вылете отчаяния японского камикадзе.
Согласно данным архива, был осуществлен боевой вылет гидросамолета полка морской авиации, базировавшегося на побережье Корейского полуострова.
Летчик не вернулся с задания, и судьба его неизвестна.
Теперь японцы совместно с российскими историками-энтузиастами пытаются выяснить имя того летчика и узнать подробности его жизни и боевой службы…
Советская же историография дает другую версию вылета камикадзе.
А ПВО у нас не было…
18 августа 1945 года во Владивостоке произошел единственный за всю Вторую мировую войну не учебный, а самый настоящий бой. Уже вовсю громыхали сражения в северо-восточном Китае, куда по договору Тегеранской конференции союзников тремя фронтами вошли советские войска и успешно громили Квантунскую армию, велись бои на Курилах и Сахалине, готовились десантные операции на севере Кореи, уже янки сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, убив сотни тысяч мирных жителей.
С одного из аэродромов южной Маньчжурии или Северной Кореи утром 18 августа поднялся А6М «Зеро» под управлением летчика-камикадзе, он взял курс на границу советского Приморья и далее направился в сторону Владивостока.
Масштабных войск противовоздушной обороны у СССР в ту пору не было. Поэтому вражеский истребитель смог без проблем долететь до самого Владивостока и нацелиться на нефтебазу, расположенную на берегу Амурского залива.
Очевидцев событий 69-летней давности, к сожалению, в живых уже не осталось. Но сохранились воспоминания людей, волею судьбы оказавшихся в эпицентре тех событий, а также «живые» экспонаты музея Тихоокеанского флота.
Летопись военной поры
В советских источниках бой августа 1945 года был представлен только в «Блокноте агитатора». Приведем выдержку из этого журнала:
«Вахтенный краснофлотец Росляков заметил самолет с расстояния 1500-2000 метров. По боевой тревоге члены экипажа заняли свои места. Боевые расчеты открыли заградительный огонь. Японский летчик дважды атаковал танкер и открывал по нему огонь, пока военный помощник капитана Бурмистров не сбил самолет из автоматического пулемета. Возникла угроза взрыва танкера от горящих бензобаков упавшего рядом самолета. Тогда старший механик Поверов в считаные минуты запустил двигатель, и «Таганрог» вышел из зоны огня. Старший помощник капитана Сахаров быстро и умело организовал работу, чтобы сдерживать подступ огня к борту.
За спасение одного из крупных танкеров, за высокую бдительность и успешное отражение атаки врага капитан судна К. Зайцев, военный помощник М. Бурмистров, старший помощник В. Сахаров, старший механик К. Поверов, а также первый помощник Мусатов, краснофлотец Росляков, матросы Кобызяев, Мурза, Кулик и электрик Лещенко были награждены орденами Красной Звезды и медалями».
Вот эта версия и является основной официальной канвой тех далеких событий.
Угроза была страшная
Старпом «Таганрога» Виктор Сахаров в дальнейшем стал Героем Социалистического Труда и лауреатом Государственной премии СССР за свою яркую и успешную трудовую деятельность в должности капитана различных судов: он перевозил грузы по Тихому и Северному Ледовитому океанам. К слову, наша газета в свое время опубликовала зарисовку об этом моряке.
Стоит также отметить, что 18 августа победного сорок пятого у причальных стенок Владивостокского морского торгового порта и Владивостокской нефтебазы, а также на рейде в Амурском заливе и в проливе Босфор-Восточном находилось 18 транспортных судов. Все сухогрузы были привлечены для участия в намечавшейся десантной операции ТОФ и сухопутных частей Красной армии в Северной Корее. Они занимались погрузкой в трюмы и на палубы военной техники, вооружения, боеприпасов, снаряжения, продовольствия.
А вот «Таганрог», наоборот, ждал очереди под разгрузку. Танкер накануне совершил переход через Тихий океан с грузом авиационного керосина и бензина из одного из портов Северной Америки.
Мишенью камикадзе мог стать любой из военных кораблей, грузовых судов или сама нефтебаза. Взрыв танкера с топливом или береговых емкостей с нефтепродуктами мог привести к большим разрушениям, пожарам и значительным человеческим жертвам среди жителей Владивостока.
Смертник пикировал дважды
Военный помощник капитана Михаил Бурмистров был тем самым офицером, который своей меткой стрельбой из зенитного корабельного пулемета нарушил план камикадзе и не допустил трагедии. Его давно нет в живых. Но в моем потрепанном и пожелтевшем блокноте осталась запись беседы с Михаилом Бурмистровым – кавалером орденов Красной Звезды и Великой Отечественной войны 1-й степени, капитаном 3-го ранга (в конце войны он был капитан-лейтенантом). Вот его рассказ о том дне:
«Был полдень. Команда обедала в ожидании очереди под разгрузку танкера. Я проверил сигнальную вахту, уже собирался и сам спуститься в кают-компанию, чтобы перекусить. И вдруг тишину ясного солнечного дня пронзительно разорвал сигнал боевой тревоги, поданной матросом Росляковым. Случайностью это не было.
Только взглянул на небо – сразу же увидел самолет. Но чей – советский или вражеский? Буквально сразу все сомнения отпали. На огромной скорости он мчался на нас. И поливал все в округе из двух своих пулеметов. Стало ясно, что это враг, прорвавшийся к Владивостоку.
События развивались стремительно. Я понял, какая опасность грозит городу. По соседству с нами стояли танкеры «Батуми» и «Апшерон», другие наливные и сухогрузные суда. Рядом нефтебаза и многотысячный город. Да и сам «Таганрог» имел в танках 16 тысяч литров бензина, не считая мазута и солярки. В складывавшейся обстановке только быстрота, решительность и снайперская точность могли предотвратить беду.
Я бросился к крупнокалиберному пулемету и, пока ко мне на помощь не подоспели краснофлотцы, успел прицельными очередями вынудить японского летчика свернуть с боевого курса. Камикадзе (а мы уже не сомневались, что нас так отчаянно атаковал японский пилот-смертник), развернувшись, набрал высоту и ушел в облака. Однако спустя несколько мгновений он показался вновь. И стал пикировать на танкер, намереваясь, судя по всему, таранным ударом уничтожить судно. Самолет смертника был уже достаточно низко над танкером – метров 200-250, когда мы его все-таки срезали. Он загорелся и упал рядом, в 30 метрах от судна, перебив своим левым крылом одну из радио-антенн, натянутых на мачтах «Таганрога». Взрыва на месте его падения не было – спустя мгновение из-под воды вырвалось только пламя. А у всего экипажа (большинство наших моряков и краснофлотцев в этот момент находилось на верхней палубе) вырвался вздох облегчения».
Остается только добавить, что вначале капитану «Таганрога», доложившему военному командованию об атаке камикадзе, никто не поверил. На борт судна прибыли офицеры НКВД и контрразведки Тихоокеанского флота, расспрашивали и угрожали карами за «ложную информацию». И лишь когда водолазы стали доставать со дна Амурского залива обломки вражеского самолета, силовики сменили гнев на милость. А руководство края распорядилось представить к государственным наградам всех участников единственного за годы войны боя во Владивостоке.
Справка «В»
Mitsubishi A6M Zero – японский легкий (палубный) истребитель. С 1940 по 1945 год было построено 10939 единиц. Маневренный, но слабозащищенный A6M имел техническое превосходство над самолетами союзников до начала 1942-го. В последние месяцы войны использовался только для атак камикадзе.
Автор: Николай КУТЕНКИХ