Не оскудеет рыбный день
Эмбарго на красную рыбу из Норвегии вряд ли увеличит спрос на дальневосточных лососей. По крайней мере, в ближайшей и среднесрочной перспективе, считают приморские эксперты. Чтобы потеснить на прилавке центральной России норвежскую форель и семгу, нашим горбуше, нерке, кете и кижучу требуется пройти основательную переработку. А не останавливаться на глубокой заморозке своего первозданного вида.
Когда тихоокеанские лососи заменят норвежскую семгу?
На исходе прошлой недели Россияввела полный запрет на поставки говядины, свинины, овощей и фруктов, мясаптицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов из стран ЕС, США, Австралии,Канады и Норвегии.
Министр сельского хозяйстваНиколай Федоров по завершении заседания правительства провел пресс-конференцию,на которой, в частности, успокоил журналистов, обеспокоенных возможнымоскудением ассортимента красной рыбы. Имелась в виду именно норвежская рыба.Министр привел данные: из потребляемых россиянами 3,44 млн тонн рыбы в годоколо 700 тонн – импорт. Подавляющая часть рыбного импорта – 457 тыс. тонн –завозится к нам именно из попавших в санкционный список стран, в основном изНорвегии.
– Действительно, в общемимпорте именно доля норвежской рыбы и рыбной продукции достаточно высока, –заявил глава Минсельхоза.
Но все же в ведомстве несчитают объемы импорта особо значительными для отечественного рынка. К тому жезаграничной рыбе несложно найти замену. Например, поставки за границу водных биоресурсов,добытых российскими рыбаками, министр оценил почти в 2 млн тонн. Можно из этихэкспортных потоков часть оставить в стране. Или обратиться за недостающейпорцией к другим, более дружественным и богатым биоресурсами странам. В любомслучае «рыбный день» никогда не вычеркнут из меню россиян.
– Сейчас готовимся подписывать соглашение о переориентациинекоторых логистических потоков. Для того чтобы в возможных временно дефицитныхрегионах, если они привыкли получать рыбу из Норвегии, замещение шло за счетроссийской рыбы или биоресурсов из других стран, которыемогут конкурентно прийти на смену норвежцам,– успокоил любителей рыбныхделикатесов Николай Федоров.
Тут уместно было бы предложитьлюбителям норвежской семги перейти на дальневосточную рыбу – нерку, кету иликижуч. Но есть ли шансы у лососей занять место импортной красной рыбы наприлавке? В ближайшей перспективе – нет, считает заместитель генеральногодиректора ЗАО «Примрыбснаб» Александр Шулдык.
– Как гласит постановление, опубликованное на сайтеправительства, санкции вводятся на один год. За это время трудно изменитьвкусовые предпочтения населения, привыкшего к виду и вкусу форели и семги. Нестоит сбрасывать со счетов и очень высокую степень переработки импортныхбиоресурсов. Наши технологии пока отстают от зарубежных, мы не можем водночасье изменить их, равно как и обеспечить требуемые объемы поставки и ихпериодичность в центр, – говорит Александр Шулдык.
– Если бы мы могли полностьюзаменить дальневосточными лососями поставки искусственно выращенной заморскойрыбы, пусть и деликатесной, то это заметно оздоровило бы нацию, – считаетдиректор представительства рыболовецкой артели (колхоза) «Красный труженик»Людмила Беззубкина.– Норвегия в основном завозит к нам выращенную вискусственных водоемах форель и семгу. Рыба, безусловно, вкусная, внешний видпривлекательный, но она никогда даже близко не сравнится по полезным свойствамс дикой рыбой, выросшей в естественных условиях. Но проблема в том, чтороссияне в западной части предпочитают форель и семгу нашим лососям. И знаюнемало случаев, когда трейдеры продавали на запад дальневосточный кижуч подвидом норвежской семги. Оптовые покупатели от кижуча отказывались, а «семгу»брали и продавали ее на ура, причем заметно дороже.
Чтобы приучить россиян к полезной рыбе, нужно создаватьопределенные условия для ее продвижения на западе. Трудности в этом деле добавляютеще и неустойчивые объемы добычи, которые не всегда соответствуют планируемым.Год на год не приходится. Этот, например, выдался очень неурожайным.
Людмила Беззубкина отметила, что нынешняя красная путина небалует нас уловами – они заметно хуже ожидаемых: кета пошла хорошо, а горбуша,самая востребованная населением, где-то загуляла – не идет в сети.
– В этом году рыбаки взяли примерно треть от ожидаемых улововгорбуши на это время, это плохие показатели, – констатировала директорпредставительства. – Возможно, ход красной путины еще переменится, но покаобстоятельства складываются не в пользу российского рынка. Так, в прошлуюпутину в это время горбушу добытчики продавали оптовикам по 50 рублей. Сегодняуловы продают по 95 рублей за кг, причем многие уже приостановили продажи. И вобщем-то оптовикам нет смысла ее покупать за такие деньги: пока дойдет доприлавка – станет по цене красной икры. Так что в этом году, видимо,дальневосточная красная рыба вряд ли вытеснит с отечественных прилавков импорт.
К тому же, как допускают эксперты, норвежская рыба, возможно, непокинет нас совсем – на российский стол она может попасть под видом белорусскойили казахстанской, поскольку у нас с этими странами общая таможенная территория– Таможенный союз.
То, что такой поворот событий возможен, не исключает и главаМинсельхоза. Он заверил, что на сегодняшний день «принимаются всецивилизованные меры по обеспечению защиты наших интересов в рамках Таможенногосоюза».
Но вот получится ли соблюстиэмбарго, пока неизвестно. Ранее сообщалось, что президент Владимир Путинпризвал партнеров по Таможенному союзу координировать действия вторгово-экономической сфере с учетом введенных Россией мер. Газета «Ведомости»отмечает, что пресс-служба белорусского президента Лукашенко пообещалаобеспечить «полную прозрачность» на границе. А пресс-служба Назарбаева указала,что запрет на ввоз сельхозпродукции и продовольствия — односторонняя мераРоссии и «не предполагает вовлечение других стран — членов Таможенного союза».
Автор: Александр КАРАСЕВ