Крути педали, штурмуй сопки

В минувшие выходные в Музее города открылась первая во Владивостоке большая веловыставка, где можно заглянуть в прошлое велосипедного движения в нашем городе.

30 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3579 от 30 июль 2014
bf131616b5bab2aceb39228a0383be85.jpg

Двухколесный транспорт может потеснитьавтомобиль

От бициклистов– квелосипедизации

Из интересного на выставке представлены, к примеру, атрибутыпутешествий Павла Конюхова. Брат знаменитого Федора Конюхова, сам не менееизвестный путешественник, Павел успел на велосипеде объехать значительную частьпланеты. Побывал у Полюса холода в Верхоянске и повторил путь знаменитогоисследователя Фритьофа Нансена к Северному Ледовитому океану. Велосипед Павлане сохранился, а вот одежда, в которой он совершал свои «полярные» заезды,будет выставлена на обозрение публики.

Вообще же экспонатов на нынешнюю выставку, рассказываютсотрудники музея, нашлось не так уж много – вероятно, в прошлом энтузиастоввелосипедного движения отпугивала неровная городская местность. Поэтому самыйстарый велосипед здесь датируется всего-навсегосерединой прошлого века – старше просто не нашли. Есть еще двухколесныйтранспорт возрастом постарше, но с двигателем, этакий предок мопеда,принадлежавший неизвестному владельцу.

Между тем, по словам внештатного корреспондента «В» ИванаЕгорчева, действительного члена Общества изучения Амурского края, газета«Владивосток» еще в 1893 году сообщала о «целой компании велосипедистов»,которая «объехала город по долине Первой речки, употребив на это всего полторачаса». А уже в 1907 году местные репортеры всерьез говорили о необходимостивведения строгих правил для расшалившихся на улице велосипедистов, или, как ихтогда называли, бициклистов.

Двухколесным транспортом увлекаются горожане и сегодня. В городеработают две молодежные организации, которые всерьез занимаютсявелосипедизацией приморской столицы. Первая – проект, который так и называется:«Велосипедизация Владивостока». Вторая – движение «Сам себе велосипед». И еслив прошлом году веломероприятия для горожан проводились в основном силамипервых, то в текущем явным лидером в этом направлении стали ребята из «Сам себевелосипед».

Стараниями последних было организовано множество тематическихплощадок во время празднования Дня молодежи: от велополо до тематическойколонны и велоквестов.

Энтузиазм – дело непростое

Помимо непосредственно выставки старинных велосипедов во двореМузея города расположилась велоэкспозиция, которую может дополнить деталями отсобственных железных коней любой желающий. Таким нехитрым образом организаторынадеются привлечь к велосипедному движению новых сторонников, людей творческих,с фантазией.

Ну а для тех, кто уже в него влился, в городе проходит огромноеколичество тематических мероприятий. За прошедшие два года жители Владивостокаприняли участие в веловыходных, фотовелокроссе, велоночи – на последнем проектепедали крутил и глава города Игорь Пушкарев. А, скажем, в День М многиеостались под впечатлением от соревнований по велополо. Этот вид спорта явно длялюдей с хорошим чувством равновесия: ставить ноги на землю во время игрынельзя, а потому неопытные участники зачастую падали на землю. Впрочем, самыхбольших любителей не останавливало и это.

– Люди, приходящие к нам, вскоре сами начинают понимать, что имнужен собственный велосипед, – говорит один из основателей проекта «Сам себевелосипед» Михаил Кучиев.

– Сегодня мы наблюдаемобщемировую тенденцию: люди повсеместно пересаживаются с автомобилей навелосипеды, – говорит заместитель начальника управления по делам молодежиВалентин Дубинин. – В нашем городе тоже есть подобный социальный запрос:продажи двухколесных коней растут и городу нужна соответствующая инфраструктура.Мы поддерживаем группы энтузиастов, занимающихся продвижением этого направленияв городе. Нам очень приятно, что к этому присоединился музей им. Арсеньева.

Конечно, поднимать велосипедное движение во Владивостоке – делоне из легких и потому требует немало усилий – как организационных, так ифизических. Однако главный вывод, в котором сходятся многие энтузиасты: нужноидти за своей идеей до конца. Такая идея, например, лежит в основе проекта «Самсебе велосипед».

– Два-три года назад окружающиеговорили нам, что Владивосток и велосипеды несовместимы: здесь оченьнеподходящий для катания ландшафт. Еще полтора года назад в городе не было ниодного велопроката, – говорит один из соорганизаторов проекта «Сам себевелосипед» Антон Савенко. – Сегодня посмотрите, как много людей катается вгороде, и не только на набережной ДВФУ! А решение проблемы на самом делеоказалось очень простым: на новых велосипедах стоят современные системыпереключения скоростей, с которыми куда проще забираться в гору.

Ведутся велосипедные работы…

Веловыставка – лишь одна из задумок ребят из проекта «Сам себевелосипед». С нею, а также с предложением установить в парках городавелопарковки активисты проекта вышли на администрацию Владивостока… изаработали грант в размере 120 тыс. рублей на прошедшем недавно конкурсе«Молодежная инициатива». Первые велопарковки, сделанные ими, появятся внескольких точках города уже в ближайшее время, а к зиме их количествовозрастет. К слову, параллельно ребята реализуют и другие проекты.

Например, в здании бывшей школы, что на территории кампуса ДВФУ,их собственными силами организован велопрокат. Работа осложнялась тем, что впрошлом году в этом здании произошел серьезный пожар, а потому работать там безпредварительной подготовки помещения было невозможно. Ребята очистили отнакопившегося мусора спортивный зал, покрасили стены, до этого пребывавшие вгари, привезли несколько десятков велосипедов, открыли прокат, занялисьремонтом двухколесного транспорта и производством моделей специально под хозяина.Несколько таких моделей, к слову, с триумфом проехало в велоколонне в День М.Всего на данный момент в прокате в собранном и разобранном состоянии находитсяоколо 100 велосипедов.

А скоро энтузиастам из «Сам себе велосипед» придется потесниться,потому что в том же здании школы планирует обосноваться и Приморская федерацияэкстремальных видов спорта. На освободившемся пространстве разместятся рампадля скейтбордистов и, возможно, необычный гимнастический снаряд: поролоноваяяма для отработки прыжков.

А вот участники другого проекта – «Велосипедизация Владивостока»,по словам его руководителя Евгения Мамаева, сегодня сконцентрировались нарешении одной из своих основных задач: поиске реальных идей, позволяющих взначительной мере облегчить жизнь велосипедиста во Владивостоке. Так, на данныймомент ведется разработка наиболее благоприятных маршрутов для движениявелосипедов по городской территории. Параллельно на сайте проекта i-bike-vl.ruопубликован опрос-исследование, в которомкаждому, у кого есть велосипед, предлагается ответить на ряд вопросов. Этиответы также будут учитываться при разработке маршрутов. Предварительныерезультаты данного исследования ожидаются уже в августе.

– Мы стремимся к тому, чтобыгорожанин делал осознанный выбор в пользу передвижения по городу на велосипеде:ездил на работу, передвигался между районами. Чтобы он выбирал велосипед непросто потому, скажем, что это полезно для экологии или с него не взимаетсяопределенный налог, а из соображений удобства, – говорит Евгений Мамаев.

Этим летом проект «Велосипедизация Владивостока» и Центральнаябиблиотечная система города проводят занятия велошколы, где знакомят справилами езды по улицам приморской столицы.

В общем, во Владивостоке всегда можно найти чем занятьсявелосипедисту: осваивать ли новые маршруты, посещать ли интересные мероприятияили просто кататься ради собственного удовольствия.