Русская «Хунхузиада»
Хунхузы – слово теперь почти забытое, хотя в XIX веке не было в крае человека, который бы не знал его. Без сообщений об их «подвигах» не обходился почти ни один выпуск местных газет, а до появления здесь СМИ жуткие легенды о неуловимых разбойниках передавались из уст в уста, не давая покоя обывателю. Было время, когда Уссурийский край вполне серьезно называли Хунхузией, а русские власти были озабочены не столько защитой границ, сколько борьбой против внутреннего врага – шаек китайских бандитов. В номере «В» за 16 июля мы начали публикацию материала о «краснобородых», так переводится слово «хунхуз» с китайского, разбойниках.
Самым страшным обитателем Уссурийского края был «краснобородый»бандит
Неравная борьба
«Приговор военно-полевого суда над двумя хунхузами приведен в исполнение. Военно-полевой суд, заседавший впомещении гауптвахты, приговорил обоих хунхузов к смертной казни черезповешение. Казнь состоялась во дворе владивостокской гражданской тюрьмы.Приговор суда, прочитанный адъютантом коменданта крепости Владивосток, былвыслушан хунхузами спокойно. Хунхузы были вздернуты на виселицу ровно в 8 час.40 мин. вечера. Казненные похоронены на китайском кладбище. О приговоре военно-полевогосуда над двумя хунхузами части китайского населения было известно в тот жедень. Китайское население выражает надежду, что случаи дерзких грабежей,героями которых являются хунхузы, уменьшатся».
Вот такая заметка былаопубликована в газете «Дальний Восток» в октябре 1906 года. Оптимизм ее явнонадуманный, поскольку опасность хунхузских нападений по-прежнему угрожалажителям и городов, и сельских поселений Уссурийского края. Даже показательныеказни не давали желаемого эффекта, к тому же чаще всего задержанных китайцеввысылали обратно на родину, откуда они через некоторое время возвращались.Отчасти это происходило потому, что российско-китайская граница была довольнопрозрачной; отчасти причиной было то, что в Китае можно было достаточно легкодобыть новые документы, и высланный Личайкуй возвращался обратно под именем,скажем, Куйличана. А на лицо, как известно, все китайцы (манзы, как тогдаговорили) для русских похожи, если не сказать одинаковы.
К борьбе с шайками бандитов,проникающих из Китая, были привлечены казаки. Собственно, изначально их станицыи были размещены вдоль Уссури с целью охраны границы. Следует отметить, чтоказаки довольно активно противодействовали хунхузам, но их численность никак немогла сравниться с «желтым нашествием». Еще в 1880 году генерал Тихменевдокладывал: «Одна Уссурийская и две Забайкальские конные сотни положительно немогли прикрывать даже слабым кордоном границу пятисотверстного протяжения,постоянно прорываемую разбойничьими шайками хунхузов». Тогда же по ходатайствукомандующего войсками Восточно-Сибирского военного округагенерала Дмитрия Анучина была сформирована 2-я Уссурийская конная сотня.Конечно, хорошо вооруженные казаки время от времени громили отдельныехунхузские банды, но только в том случае, когда получали точные сведения об ихдислокации.
Для примера выдержка из одногоприказа по Уссурийскому казачьему войску: «В конце октября 1915 года вблизи ст.Полтавской была обнаружена шайка хунхузов. 31 октября … старший Полтавскогопоста, выставленного от 5-й особой сотни, приказный Евтеев с 10 казаками постаи с помощью 39 казаков неслужилого разряда напал на след их и, преследуя весьдень, вел с ними перестрелку. К вечеру хунхузы скрылись на заимке казакапоселка Фадеевского Лопатина, продолжая отстреливаться. Во время перестрелкиоколо 6 час. вечера приказный Евтеев был тяжело ранен и по дороге в ст.Гродековскую, для помещения в больницу, скончался…». Обратим внимание, что это1915 год, то есть вплоть до смены самодержавного режима продолжалась настоящая война с хунхузами. А снаступлением смутных времен Гражданской войны активность хунхузов тольковозросла, причем выступали они то за белых, то за красных…
Крестьянин-разбойник
Значительно сложнее обстоялодело с хунхузами, так сказать, местными. Дело в том, что они проживали средикитайского населения и внешне ничем не отличались от обычных манзов. Ужеупоминалось, что «мирные» китайцы их никогда не выдавали: более того, всегдадавали им приют, одежду, пищу. Обычным делом было и то, что китаец одновременноявлялся сельским тружеником, а в «свободное время» превращался в хунхуза; он жемог копать женьшень, ловить трепанга, добывать пушнину, мыть золото, делая всеэто нелегально. Он же мог содержать опиекурильню и заниматься игорным бизнесом,прятать и продавать награбленное, имея при этом вид на жительство и внешностьвполне добропорядочного китайца. Кроме того, у хунхузов была хорошо налаженаразведка, и о проведении мероприятий против них они, как правило, узнавализаранее. Вот пара сообщений, подобных которым были сотни.
Газета «Дальний Восток», октябрь1908 года: «Для розыска убийц корейца Владимира Пака, убитого в Мангугае 26сентября, была снаряжена экспедиция из чинов полиции и порта, при 12 городовых,отправившихся из Владивостока 27 числа... По пути в Амурском заливе былиобысканы все встречные китайские шлюпки и шаланды, и в одной из шаланд нашлиспрятанного в трюме китайца, которого привезли в Мангугай, где в нем узналиодного из участников зверского убийства Пака. Арестованный хунхуз был оставленв сторожке под караулом, где, схватив лежащий на окне штык от винтовки, пыталсязаколоть себя, но штык был вовремя вырван у него из рук... От Мангугая командапошла цепью по берегу, обыскала по дороге три кирпичных завода, и там получилисведения, что шайка хунхузов разделилась, и 5го отправились во Владивосток, а2-го – в горы. Обыскав Кедровую падь и встречныефанзы, отряд отправился к Барабашу и в 10 ч. вечера прибыл туда. При обыске тамфанз задержан китаец, который … состоял посредником при покупке хунхузамиоружия. В 5 часов утра 29 числа был обыскан угольный завод около Барабаша, гдеудалось задержать главаря шайки хунхузов. Обыскав окрестные фанзы, отряд сарестованными тремя хунхузами 29-го к вечеру вернулся во Владивосток».
Та же газета, ноябрь 1911 года:«Высылка китайцев. Ночью на 18 ноября в районе второй и третьей полицейскихчастей полицией произведены обыски в занятых китайцами квартирах, причемзадержано около 300 безбилетных китайцев. Вчера произведена поверка их, и те,которые имеют занятия и билеты (на руках у хозяев), отпущены, а остальныеподлежат высылке пароходом на родину (в Чифу). Повальные обыски китайскихквартир предприняты с целью как искоренения между китайцами азартных игр(банковки) и опиекурения, так и для очистки города от темного китайскогоэлемента, проживающего здесь без определенных занятий». Такие облавы воВладивостоке проводились довольно часто, но, как понятно, особого эффекта онине давали. Более того, на полицию обычно сыпались упреки: якобы она зачастуюхватает легальных китайцев, не находя при этом настоящих преступников.
Неуловимые мстители
Мы уже писали, что занималсяпроблемой хунхузничества и Владимир Арсеньев. Вот что писал он в работе«Китайцы в Уссурийском крае» (1914 год): «Хунхузы в Уссурийском крае – обычноеявление. Неся с собою смерть и ужас, шайки их бродят повсюду, нападая то нарусские, то на китайские поселения... Несмотря на то что китайцы страдают отних сами, они всеми мерами укрывают их от русских. Этому можно найти оченьпростое объяснение. Китайца, который выдал хунхуза, не скрыл его, не оказал емувнимания и гостеприимства или не сообщил своевременно о намерениях и действияхполиции и лесной стражи, ждет мучительная смерть от руки мстителя, и куда быкитаец этот ни ушел, дамоклов меч всюду будет висеть над ним. Страх передхунхузами – панический, покорность полнейшая, рабская!
Русские, попавшие в рукихунхузов, подвергаются самым ужасным пыткам. Тогда зверские наклонности неимеют удержу, страсти – пределов! Вид крови опьяняет разбойников. Привязавпленника к дереву, они подрезывают ему ногти, ломают суставы пальцев на руках иногах, разрезают рот, вырезают язык, протыкают уши, выкалывают глаза и т.д. Ивсе это делается медленно, с промежутками, нарочно с целью, чтобы испытуемый несразу умер, а мучился бы возможно больше. Пытка продолжается иногда в течениецелых суток. Такие пытки не редкость. В 1900 году такой мучительной смертьюпогиб стрелок Иван Царев, а в 1905 году на реке Мурени недалеко от озера Ханкабыл замучен старообрядец Иван Китаев из селения Красный Яр, что около Никольска-Уссурийского. 10 июня 1908 года замучен 9-летнийсын казака Шильникова, а в январе 1910 года сожжены были на костре двакрестьянина братья Кравцовы».
Сам Владимир Арсеньев в 1911-1913годах проводил экспедиции по борьбе с хунхузами, сжигая в тайге фанзы китайскихбраконьеров и выселяя безбилетных манзов. Почему эти две задачи были связаны,он так пояснял в работе «Китайцы в Уссурийском крае»: «Тесную связь с хунхузамиимеют охотники и звероловы. Вооруженные, отлично знающие тайгу и все горныетропы, они являются лучшими проводниками. Фанзы их всегда служат хунхузампристанищами. Половину года китаец охотничает, соболюет в тайге, в другое времяон работает на пашне, если соболевание не было добычливым, или ничего неделает, если ему удалось хорошо поохотиться и добыть много пушнины. Тогдабродит он из одного поселка в другой, курит опиум и предается азартным играм.От китайца-охотникаи соболевщика до хунхуза – один шаг. Сегодня он зверолов, завтра – разбойник!».
Наиболее жесткая ирезультативная борьба с хунхузами началась с установлением советской власти вПриморье, и к началу 1930-х годов основные банды былиразгромлены. Граница также была в целом закрыта, а прежние хунхузы сталиназываться белокитайцами. Но это уже совсем другая история…
По материалам архива ОИАК
Кстати
«НачальникЮжно-Уссурийского уезда Приморской областидоносит в Приморское областное правление, что на китайское селение ТадушиОльгинского стана было сделано на днях нападение шайкой хунхузов. Все хунхузы,а их в шайке было около 70-80человек, были вооружены винтовками. Первой жертвой набега хунхузов сделалсяпроходивший через селение русский переселенец, которого хунхузы ограбили иубили. Затем хунхузы убили, также с целью грабежа, одного китайца. Всекитайские фанзы селения были осмотрены хунхузами и все ценное взято, такжевзяли в плен, с целью получения выкупа со стороны китайского населения, 9человек китайцев и 3 – из племени тазов. Хунхузы скрылись безнаказанно в горы.Производятся розыски и дознание» (газета «Дальний Восток», июль 1907 года).
Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Общества изучения Амурского края