Светофор с «мозгами» придумали в Новосибирске

Ученые из Института систем информатики им. Ершова Сибирского отделения (СО) РАН получили грант мэрии Новосибирска на создание интеллектуальной системы управления дорожным движением, сообщает regnum.ru.

16 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3571 от 16 июль 2014

По словам ученых, сейчас большаячасть светофоров работает на базерелейных переключателей. Также в Новосибирске есть Центр управления дорожнымдвижением, и некоторые перекрестки подключены к нему. Специалисты могуткорректировать расписание работы светофоров в зависимости от времени, менятьдлительность сигнала и за счет этого пытаться оптимизировать управлениетрафиком. Однако эта система недостаточно гибкая.

Новосибирские специалистынашли способ, позволяющий решать эту проблему с помощью искусственногоинтеллекта. Они разработали систему дорожного движения, умеющую подстраиватьсяпод окружающую среду. В качестве «умных» устройств выступают снабженныеспециальными датчиками светофоры, которые активно ведут коммуникацию друг сдругом и самостоятельно регулируют ситуацию.

«Обычно подобные системыориентируются в первую очередь на интенсивность движения трафика. Мы же помимоэтого фиксируем и время ожидания машин, – рассказывает кандидат техническихнаук Кирилл Чиркунов. – С одной стороны, наша разработка решает задачу снижениявремени задержки на светофорах среднестатистического водителя, с другой – онане дает образоваться пробке. Система, во-первых, периодическипропускает машины, когда видит, что они накопились, а, во-вторых, она каждый раз подстраивается. Мыпоставили эксперименты по сравнению нашей системы с релейной. Получается, что,если не учитывать пешеходные переходы, среднее время ожидания на перекресткеснижается в два, а при неблагоприятных случаях – 1,5 раза».

За счет того, что светофорыактивно друг с другом взаимодействуют и обмениваются информацией о характередорожного трафика, созданная новосибирскими учеными разработка позволяетстроить прогнозы для городской сети перекрестков на ближайшие 10-20 минут. Она может моделировать изменениятрафика, на несколько шагов предсказывать ситуацию, а также способна быстрореагировать на неожиданности. На сегодняшний день уже разработаны алгоритмы имодельная часть. Сейчас необходимо делать инженерную и аппаратную части, чтоявляется достаточно затратным проектом, для реализации которого необходимыбольшие инвестиции.