Было ваше – стало наше
На российском автомобильном рынке начали набирать популярность лизинговые схемы покупки транспортных средств.
Как приобрести машину на времяи оставить ее навсегда?
Лизинг работает как прокат –автомобиль приобретается на время.Человек вносит предоплату и получает машину в пользование на оговоренный срок. Максимумна три года. На руки владелец получает такой же пакет документов, как и припокупке, но в них указано, что авто принадлежит компании, а водитель числитсялизингополучателем. Все права и обязанности такие же, как у обычного хозяинаавтомобиля. Он платит штрафы, покупает страховку, несет расходы, еслистановится виновником аварии. А вот транспортный налог включен в ежемесячныйплатеж за лизинг.
Машинана прокат
Такие возможности открылисьполтора года назад, когда в закон о лизинге внесли поправки, распространившиеего и на физических лиц. Первая компания, которая запустила эту услугу нарынок, уже передала автовладельцам более 300 автомобилей. Спрос на временные ТСрастет в геометрической прогрессии. Причем их приобретателей интересуют моделисреднего класса, такие как Chevrolet Cruze, Opel Mokka, Kia Sportage, OpelAstra, Peugeot 308.
В Европе эта форма полученияавтомобиля очень популярна и составляет более 30 процентов от всего рынкапродаж. Как только новая правовая форма владения машиной стала доступна вРоссии, уже более одного процента приобретателей автомобилей воспользовалисьлизингом для физических лиц.
Лизинг бывает двух типов – справом выкупа автомобиля и без такового, то есть операционный. В зависимости отвыбранного варианта рассчитывается ежемесячный платеж.
Выбрав операционный лизинг,человек обязан через три года вернуть автомобиль компании. Во что ему этообойдется? Приобретатель вносит 30-процентный аванс отстоимости машины и отчисляет фирме ежемесячные платежи. Они в два с половинойраза меньше, чем по среднему автокредиту. Спустя три года клиент возвращаетавтомобиль компании и пересаживается на новый. Но аванс уже не платит. С неговзимаются только ежемесячные платежи.
Другой вариант лизингапозволяет приобретателю через три года получить автомобиль в собственность. Притаком договоре с компанией он заплатит такой же аванс. Однако ежемесячныеплатежи будут уже значительно выше, но все равно примерно на 20 процентов нижекредитных выплат. По истечении оговоренного срока человек получает документы насобственность.
А«физики» предпочитают в кредит
Специалисты рынка говорят,что лизинг для физических лиц – это продукт для представителей среднего класса,которых привлекают низкие по сравнению с автокредитом ежемесячные платежи ивозможность постоянно ездить на новых гарантийных автомобилях.
Во Владивостоке лизингпопулярен только среди юридических лиц.
– Несмотря на то чтофинансовая аренда – это простой, удобный и выгодный способ полученияавтомобиля, наша компания не работает с физическими лицами, – объясняетдиректор владивостокского филиала «Балтийского лизинга» Елена Киселева.– В том числе услуги лизингового финансирования приобретают популярностьблагодаря программам поддержки малого и среднего предпринимательства иналоговым преференциям, таким как экономия по налогу на прибыль, зачет НДС,уплаченного в составе лизинговых платежей, ускоренная амортизация имущества,возможность учета имущества на балансе лизинговой компании (если это необходимодля оптимизации финансовых показателей компании-лизингополучателя).Так, по филиалу во Владивостоке прирост портфеля за 2013 год составил 47 проц.Следует отметить, что основная масса сделок заключалась по легковому игрузовому транспорту, на втором месте – сделки по спецтехнике.
Значительным спросом пользуются легковые автомобили марки«Ниссан», «Тойота», что вполне соответствует общим тенденциям нашего региона.Причем, анализируя статистику продаж в целом по компании на территории всейРоссии, могу отметить, что по Приморскому краю самая высокая средняя стоимостьза единицу приобретаемого авто (более 1,5 млн руб.), т.е. предпочтение отдаетсяболее дорогим автомобилям, тогда как по стране эта цифра на уровне 700 тыс.руб.
Если провести анализ вразрезе грузового транспорта, то в категории грузоподъемностью до пяти тоннлидеры «Киа» и «Хендай», свыше пяти тонн – «Даф» и «Вольво».
Что касается направления операционного лизинга, то оно крайненеразвито в нашем регионе, потому как такие схемы содержат повышенный риск.
– По закону любое лицо, как юридическое, так и физическое, можетоформить машину в лизинг, – объясняет директор компании «Альянс Лизинг» ЮрийШкапура. – Однако для обычных потребителей такой способ приобретения машины неслишком выгоден, ведь в стоимость авто включается налог на добавленнуюстоимость (НДС), который физлицам платить не нужно. А вот для юридических лиц этот платеж обязателен, и лизинг в этомслучае очень интересный финансовыйинструмент.
– Я не раз брал технику иавтомобили в лизинг, – объясняет Игорь Свередиков. – Для меня как дляюридического лица этот инструмент очень удобен. Во-первых, лизинг предполагает возмещение НДС, т.е.любая машина в итоге выходит дешевле на 18 проц. Во-вторых, происходит сокращение налога на прибыль.Это происходит за счет включения лизинговых платежей в себестоимость напредприятии, то есть увеличиваются расходы – уменьшается прибыль предприятия –уменьшается налог на прибыль. К тому же при покупке автотехники не нужнопредоставлять залог. Залогом уже считается приобретаемое имущество, что оченьудобно. И последнее, самое главное: когда все лизинговые платежи выплачены иавто перешло в собственность компании, его можно переоформить на частное лицо.Я так не одну машину купил.
Автор: Кристина МУРЛЕЕВА