Экипаж “Кайта” требует зарплату... хозяин танкера не кается

Экипажу танкера “Кайт” (Kite) никто не обещал золотые горы. Уходя в рейс под панамским флагом, моряки из Санкт-Петербурга и Калининграда, как и многие в наши дни, рассчитывали таким образом поддержать свои семьи и, может быть, немного подзаработать. Увы, первые три месяца пребывания на борту “Кайта” не оставили и следа от скромных надежд. Не было ни зарплаты, ни снабжения, а вскоре не осталось и иллюзий.

14 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №357 от 14 апр. 1998

Экипажу танкера “Кайт” (Kite) никто не обещал золотые горы. Уходя в рейс под панамским флагом, моряки из Санкт-Петербурга и Калининграда, как и многие в наши дни, рассчитывали таким образом поддержать свои семьи и, может быть, немного подзаработать. Увы, первые три месяца пребывания на борту “Кайта” не оставили и следа от скромных надежд. Не было ни зарплаты, ни снабжения, а вскоре не осталось и иллюзий.

Танкер побывал в Находке, Пусане, пришел во Владивосток, и в каждом порту работодатель обещал расплатиться с командой. Бывалые моряки знают, что обычно так поступают те, кто не желает или не может выполнять свои обязательства. Владелец “Кайта” - германская компания “Брэкстон шиппинг компани”, как и фирма, осуществляющая оперативное управление танкером, принадлежит частному лицу, нашему соотечественнику Владимиру Грязнову, проживающему ныне в Гамбурге. Он, естественно, ссылается на финансовые трудности.

Небольшой - 19 человек - экипаж не стал ждать у моря погоды и обратился за помощью в Российский профсоюз моряков (РПСМ), представительство которого работает во Владивостоке. Что подвигло команду к решительным действиям? Как рассказали корреспонденту “В” сами моряки, решение было принято каждым из них практически одновременно, без чьей-либо подсказки. Что называется, наболело. Свою роль сыграло и то, что экипаж состоит из жителей Санкт-Петербурга и Калининграда. На западе побольше крюинговых (занимающихся набором экипажа) компаний, попроще с работой, активнее действуют профсоюзы. Ситуации же, в которые попадают терпеливые дальневосточники, экипаж “Кайта” воочию наблюдал в Пусане, помогая ходокам с арестованного в корейском порту судна.

На какой срок “Кайт” задержится во Владивостоке, не знает никто. Сообщив владельцу танкера о своих требованиях, экипаж заявил о намерении не выходить в море до полного погашения долга по заработной плате. О забастовке речь не идет: команда несет вахту, обеспечивает безопасность стоянки танкера, не отказывается от текущих работ. К старому, 1969 года постройки, судну есть претензии у портнадзора - “Кайт” нуждается в ремонте и специальном обслуживании, средства на которое не поступают так же, как и зарплата экипажу. Дальнейшие планы работодателя неизвестны. После “акции” возмущения владелец танкера хранит молчание.

Поскольку “Кайт” работает под одним из так называемых удобных флагов, проблемами его команды вместе с РПСМ занимается инспектор ITF (Международная федерация транспортных рабочих) по Дальнему Востоку Петр Осичанский. Именно по каналам ITF во Владивосток пришла информация, мягко говоря, удивившая экипаж. Оказалось, что танкер “Кайт”, как и другие суда данной компании, “покрыт” соглашением ITF, о чем морякам, естественно, рассказать “забыли”. Понятно, почему. Даже минимальные ставки в соответствии с этим соглашением в 2-3 раза выше тех, которые так и не заплатил своим работникам г-н Грязнов. Моряки, кстати, согласны и на обещанный ранее минимум, что вполне объяснимо. Но стоит ли освобождать нерадивого работодателя от им же взятых на себя обязательств ITF? Оказаться на борту подфлажного судна без разрешения пограничников достаточно трудно - действуют международные нормы. Когда же дело доходит до прав человека, новоявленные иностранные предприниматели предпочитают поступать уж очень по-российски. Свои права экипаж “Кайта” намерен отстаивать до победы. “В” будет следить за развитием событий и обязательно сообщит своим читателям об итогах предпринятой моряками акции.

Автор: Наталья МОКРЕНОК, "Владивосток"