Истории города выделили отдельную жилплощадь

В это трудно поверить, но до недавнего времени у Владивостока не было своего музея. Нет, конечно, интереснейшие выставки, рассказывающие об истории нашего города, то и дело проходили в разных залах музея имени Арсеньева, но… Вот если вам нужно было показать, к примеру, своему гостю, как возник город, как рос, что в нем было интересного, то пойти-то вдруг оказывалось и некуда.

9 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3567 (99) от 9 июль 2014

Экспозицию составят материалы музея имени Арсеньева и дары посетителей

Два месяца назад ситуация изменилась.Вместо в целом невнятного музейно­-выставочного центра на улице Петра Великого,6 появился Музей города. Четко, ясно, определенно.

– Мысль создать Музей города витала ввоздухе давно, – говорит Светлана Воронина, директор этого учреждения культуры.– Владивосток имеет удивительную историю, богат мифами, а уж сколькоинтереснейших людей так или иначе связали с ним жизнь. Все это должно былонайти свое отражение в музейном пространстве. Так что необходимость создатьмузей Владивостока назрела давно.

Крометого, музей имени Арсеньева – локальными выставками, проектами – касался темыистории города (тут можно вспомнить имеющую огромную популярность экспозицию«Письма Элеоноры Прей», например). В общем, мне кажется, что просто пришловремя, когда количество переросло в качество, и музей понял: город требует иотдельного исследования, и отдельной концепции, и отдельного музейногопространства. Вот так музейно­-выставочный центр и стал Музеем города. Мнекажется, место выбрано идеально, ведь именно это здание строилось как первыймузей Владивостока.

От начала и до сего дня

– Вы начали формировать постояннуюэкспозицию два месяца назад. У вас есть концепция, вы сформулировали главнуюзадачу?

– Мне хотелось бы сделать Музейгорода и музеем истории Владивостока, и таким пространством, где каждый будетчувствовать себя соучастником великого процесса.

Когда экспозиция будет готова, каждыйпосетитель сможет увидеть Владивосток от 1860 года до сегодняшнего дня:дореволюционный, революционный, времен Гражданской войны, город 30-­50-­х годов,закрытый и открытый.

Внутри каждой экспозиции будут такжерассказываться отдельные истории людей, живших в нашем городе. Они будут оченьличными и в то же время помогут раскрыть образ времени. К примеру, историяфотографа Карла Шульца, запечатлевшего начало строительства города и первых егожителей; история Элеоноры Прей (сразу скажу, что выставка «Письма изВладивостока» останется на своем месте в музее на Светланской, мы придумаемнечто свое). Или история семьи Соллогубов, вклад которой в развитиеВладивостока трудно переоценить. Или история семьи Унтербергеров. Все знаютгенерал­-губернатора Унтербергера, но мало кто знает, что его сын уходил изВладивостока с эскадрой адмирала Старка. И есть воспоминания очевидцев, которыевидели, как он сидел на чемодане на палубе, смотрел на тающий вдали город. Естьу нас воспоминания человека, чей отец строил Владивостокскую крепость. И такдалее, и так далее.

Использовать мы будем фонды музеяимени Арсеньева, они дают обильный материал, чтобы наполнить минимум две третиэкспозиции. И, конечно, дары посетителей. Несмотря на то что мы работаем толькодва месяца, нам уже дарят подарки. Вот, к примеру, дивный буфет – дар ПолиныЛариной, о котором «В» уже писал. Есть у одного из жителей Владивостоканамерение, которое, надеюсь, воплотится в жизнь, подарить нам кабинетный рояль,который станет частью экспозиции дореволюционного Владивостока, салонов концаXIX века.

Действительно реставрация

– Почему вы начали с проекта«Владивосток. Реставрация образа»?

– Мы подумали, что образ Владивостокав каждую эпоху разный. Закрытый, романтический, открытый, нашенский –определений очень много. Мы хотели показать каждый из образов города с помощьюэкспонатов из фондов музея имени Арсеньева – графика, картины, скульптура,фото– и видеоматериалы.

А что касается реставрации… В фондахмузея была найдена картина Николая Жоголева «За власть Советов в Приморье»,которая требовала реставрации, а кроме того, рассказывала об огромном пласте истории нашего города, о советскойвласти, ее становлении. Мы решили, что картина станет центром проекта, будетпроходить реставрацию в залах музея, за этим смогут наблюдать посетители. Образвосстановления становится зримым, реальным, показывается через повседневнуюработу.

Посмотреть и потрогать время

– Вы мыслите будущий Музей городасовременным, созданным с учетом новых возможностей или таким классическиммузеем?

– Уже давно пора отказываться отсоветских клише, когда музей – это что-то унылое и пыльное, не меняющеесягодами. Музей не должен вести бесконечный монолог, он должен располагать кдиалогу, предполагать возможность потрогать, рассмотреть, почувствовать себяпричастным не только к современности, но и к истории. Музей города будетсветлым и открытым.

– Вы сохранили несколько проектовмузейно-выставочного центра – «Чердак» и синематеку.

– Они остались востребованными иактуальными, именно о них спрашивали посетители, пока шел ремонт. «Чердак»пользуется популярностью, потому что использует интерактивную форму общения спосетителем. Там можно не только увидеть и посмотреть на быт старогоВладивостока, но и принести какие-то свои – советских, например, времен– вещи, оставить их в экспозиции, а потом прийти и убедиться, что все на месте.Эта экспозиция помогает воспринимать музей не как казенное что-то,а как место, куда тянет прийти еще и еще раз. На «Чердак» приходят пожилыелюди, которые ведут внуков показать предметы «той жизни», и внуки, которыеведут бабушек и дедушек, чтобы они пусть на чуть-чуть,но оказались во временах своей молодости. Вот так проект оказался очень востребованными важным.

«Синематека» – проект уникальный,ничего подобного в городе нет. И Дмитрий Рыкунов, который его придумал,продолжает показывать старое кино, а кроме того, «Синематека» приобретает новыйформат. В теплое время по субботам в парке у нас работает открытый кинотеатр,где уже показывались фильмы советских времен, имеющие отношение к Приморью, кВладивостоку.

Вообще, территорию парка мы намереныактивно использовать, довольно она простояла закрытой. Что там будет – пустьэто пока останется сюрпризом.

Намерены мы принимать и временныевыставки – как экспозицию оригами, например.

– Когда музей заработает в полную силу?

– Думаю, что к осени будущего года, иэто самый оптимистичный прогноз. Создание продуманного музейного пространстване терпит суеты. Это как дом построить – нельзя торопиться.

Чтобы создавать музей города, нужнобыть влюбленным в этот город! Иначе нельзя. Замечу, что любовь не мешает бытьпрофессионалом, критично смотреть на происходящее, но все же любить – этоглавное!

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ