Клиент растворился, как дым сигарет

Прошел уже месяц со вступления в силу новых норм федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Попросту говоря, начал действовать антитабачный закон.

9 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3567 (99) от 9 июль 2014

Общепит переваривает антитабачный закон, бизнес считаетклиентов

Как сообщает «Российская газета», всвязи с этим доходы ресторанов, кафе и кальянных Москвы упали на 15-20процентов. Курильщики просто перестали туда ходить. Мэтры ресторанного бизнесасетуют, что если продажи и дальше будет падать, то это приведет к закрытиюмногих пунктов общественного питания.

А что же рестораторы и владельцы кафеВладивостока? Как сказалось на них действие антитабачного закона?

Все спокойно

– Люди не ходят в кафе и рестораны,чтобы курить, – считает президент Дальневосточной ассоциации рестораторов иотельеров Роман Иванищев. – Скорее, они посещают заведения, чтобы есть и пить,наслаждаться интерьером, обслуживанием, оформлением блюд, атмосферой. Спадможет быть, но он связан скорее с сезонностью – летом выручка и посещаемостьобщепитов падает традиционно. Люди уезжают на море, в отпуска и т.д. Даже те,для кого курение – момент принципиальный, не будут из-заэтого меньше ходить в заведения, в конце концов, не на лавочку же онипереместятся.

–Мы не видим никакого оттока гостей, – подтверждает администратор «Виски-бара» Сабина Джумаева. –Большинство посетителей – постоянные клиенты, и они никуда не ушли послезапрета курить в помещениях. Люди с тем же успехом предаются дымной меланхолиина крыльце у бара. Конечно, есть и такие клиенты, которые отказываются посещатьзаведение, узнав о новых правилах, но их немного. Около 15 процентов гостей вбаре – непостоянные клиенты, но даже среди них покидают заведение по причиненевозможности закурить всего около десятой доли процента.

Судя по тексту закона, можнопредположить, что больше всего теряют выручку заведения, предлагающие кальяны.Как оказалось, рестораторы и тут нашли выход.

– Мы заменили табачные кальянныесмеси на смеси без содержания никотина, – объяснил управляющий «Шиша-бар»Евгений Федоров. – Конечно, они не так популярны у населения, но другого выходанет. Кальянов стали заказывать меньше, но ни о каком катастрофическом спадевыручки речи нет.

– Я считаю, что говорить о каких-топоследствиях рано, прошел только месяц со дня вступления закона в силу, –уверена административный директор шоу-клуба «СанРемо» Карина Шевелева. – Ктому же сейчас пляжный сезон, и понять,уменьшился поток посетителей в связи с погодными условиями или принятиемантитабачного закона, сложно. И все же не могу не отметить, что большинствопосетителей одобрили явные позитивные изменения: люди рады, что могут спокойнопосидеть в кафе и никто не будет выдыхать дым им в лицо в буквальном смыслеэтого слова. Данную норму стоило ввести гораздо раньше. Однако, на мой взгляд,не в отношении баров или клубов – все-таки туда люди идут расслабиться,выкурить сигару, кальян, выпить что-либо. Но в любом случае сейчас гостипоймут, что курить запрещено везде, смирятся и вернутся в бары, кафе ирестораны.

Над клубами «тучи ходят хмуро»

Слова коллеги подтверждаетпредставитель клубной индустрии: запрет на никотин негативно может сказатьсялишь на ночных клубах.

– Посетителей стало в два разаменьше, – сетует один из сотрудников клуба «Ку-ку».– Да, можно все списать на «не сезон», но оглянитесь вокруг: о каком лете ихорошей погоде можно было говорить в дождливом июне? Антитабачный закон здоровонам испортил выручку. Клиенты не желают выходить на крыльцо и где-тотам курить. Они приходят за отдыхом, расслаблением и крайне негативно реагируютна попирание их интересов. Я считаю, что нужно возвращать клиентуру любыми способами,может быть, делать специально оборудованные места для курящих. Но это клуб, ане кафе, сделать это гораздо сложнее. Люди приходят к нам не есть, а отдыхатьтак, как им нравится.

Тучку в безоблачную картину «у насвсе хорошо» вносят и кальянные магазины.

– Действительно, продажи кальянов итабака упали процентов на 20, – признает сотрудник сети кальянных магазинов«Алибаба» Алексей. – Корпоративных клиентов стало гораздо меньше. Но, с другойстороны, стали закупать безникотиновые смеси, хотя в несоизмеримо меньшемобъеме. Впрочем, на выручку мы не жалуемся. Скоро все нормализуется, ничегострашного не произошло.

Какое бы спартанское спокойствие нипоказывали наши рестораторы, опыт соседних стран говорит сам за себя. Так, вЕвропе в течение первого года, когда начал действовать подобный запрет накурение, падение продаж и посещаемости было очень серьезное. В пабах, например,оно составляло 30 процентов. Потом клиенты возвращались, привыкнув иприспособившись к запрету. Но к этому времени часть заведений разорилась.

Напомним, что с 1 июня 2014 годасогласно закону «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающеготабачного дыма и последствий потребления табака» было запрещено курение вбарах, ресторанах, поездах дальнего следования, электричках, на железнодорожныхплатформах, в общежитиях и гостиницах.

 

Автор: Катерина МАТВЕЕВА