Ни один не проскочит?
В минувший понедельник в центре Владивостока фура зацепила джип Toyota Land Cruiser. ДТП произошло, когда большегруз разворачивался около дома № 50 на улице Светланской. После чего контейнеровоз перегородил полосу движения, а автомобилисты были вынуждены объезжать образовавшийся затор по встречной полосе.
Почему борьба с большегрузами-нарушителями больше напоминает пустые хлопоты
Проблема, мешающая жизни
Это происшествие – не редкость для нашего города. Согласностатистике Госавтоинспекции, аварии сбольшегрузами случаются чаще всего из-заотказа тормозов, которые не в силах остановить тяжелогруженый «болид» на колесах.
В середине июня во Владивостоке контейнеровоз Freightliner наполном ходу въехал в придорожное кафе.Дорожно-транспортное происшествиеслучилось в полдень, когда большегруз спускался с улицы Пушкинской на улицуСветланскую. Тяжелую машину на крутом спуске понесло, а тормоза не сработали.Чтобы не раздавить двигавшиеся впереди авто, водитель резко выкрутил руль вправо,на обочину, и, проехав несколько метров, уперся бампером в лестницу питейногозаведения. Благо скорость длинномера была небольшой и в кафе на тот момент небыло посетителей. Поэтому ЧП обошлось без жертв, зато грузовик серьезнопострадал: металлические перила пробили радиатор.
О проблемах, которые создают большегрузные автомобили на дорогахкрая, мы уже рассказывали (см. «В» за 23 апреля,публикация «Дороги, которые мы убиваем», а также за 6 мая, публикация «Ктоостановит большегруз»). Сегодня мы вновь возвращаемся к этой теме. На то естьдве причины: во-первых, окончаниепрофилактического мероприятия «Грузовик», проводимого Госавтоинспекцией края,во-вторых, письмо в редакцию «В» от нашей читательницы Натальи Филоменко изсела Прохладного Надеждинского района. Начнем со второй.
«Проблема, мешающая нормальнойжизни в районе, это большегрузный транспорт! – пишет Наталья Аркадьевна. –Водители большегрузов, объезжая пункт весового контроля, расположенный на гострассе М-60в районе поворота на поселок Новый, едут через этот населенный пункт, чтопривело к разрушению асфальта на дорогах поселка. Например, переджелезнодорожным переездом на участке дороги между селом Вольно-Надеждинским и поселком Новым растрескался асфальти образовалась большая яма. Теперь собственники малогабаритных автомобилейнесут затраты на ремонт своих машин. Кроме того, мы беспокоимся за наших детей,ведь за железнодорожным переездом в поселке Новом расположены школа и жилыедома».
О работе передвижной лаборатории весового контроля мы тожерассказывали в свое время. В должностные обязанности ее экипажа входят замерывеса и габаритов большегрузных автомобилей. Машины, не вписывающиеся внормативы правил дорожного движения, полисмены должны размещать на стоянкевременного содержания (СВЗ) в поселке Вольно-Надеждинскомдля устранения причин задержания, чтобы перегруженный, а потому опасныйтранспорт не доехал до Владивостока и других городов и населенных пунктов югаПриморья. В апреле этого года командир отдельной роты ОГИБДД ОМВД России майорполиции Константин Тарасенко в интервью корреспонденту «В» уверял, что «мимоэтой лаборатории не проскочит ни один большегруз». По его словам, каждый деньего сотрудники задерживают по пять-шестьмашин-нарушителей. И жалобы жителей поселкаНового для него не новость.
– В ближайшее время мы найдем более удачное место для установкивесов, чтобы у большегрузов не было возможности портить дороги в поселке, –обещал тогда майор Тарасенко.
Носятся и нарушают
На дворе начало июля, а длинномеры с контейнерами как гоняличерез Новый, так и продолжают гонять. И весовой контроль на гострассе М-60 «Уссури» водителям большегрузов не помеха. Как стало известно«В», в апреле на стоянку временного задержания в поселке Вольно-Надеждинском было помещено 85 большегрузов,в мае – 47 единиц, а в июне – ни одной машины. И не потому, что большегрузы-нарушители перевелись на дорогахкрая. По данным ГИБДД по ПК, в период проведения профилактического мероприятия«Грузовик» – с 14 по 23 мая – зафиксировано 68 нарушений правил перевозкигрузов, в том числе тяжеловесных, крупногабаритных и опасных. Всего 68! И этоза девять дней ревизии, проводившейся сотрудниками подразделенийГосавтоинспекции на дорогах всего Приморья! Между тем столь низкаярезультативность операции «Грузовик» закономерна.
По словам старшего госинспектора отделения технического надзорауправления ГИБДД по ПК Сергея Короткова, сегодня в крае функционирует всегоодна передвижная весовая лаборатория, курсирующая между Надеждинским иШкотовским районами. Мобильный пункт работает только в светлое время суток.Стационарные весовые пункты, установленные, к примеру, на въезде во Владивостоки в поселок Шкотово, бездействуют. Поскольку «не приведены в соответствие стребованиями действующего технического регламента». Об этом было заявлено навстрече высокопоставленных сотрудников Госавтоинспекции края с представителямипредприятий-перевозчиков иводителями большегрузов, прошедшей вначале мая в Доме культуры поселка Вольно-Надеждинского.На совещании также присутствовала уполномоченный по защите правпредпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина.
Сегодня госинспектора, останавливая дальномер для проверки насоответствие требованиям ПДД, максимум, что могут установить, так это габаритымашины. Проверить нагрузку авто на ось или на кардан, не имея под рукойспециальных весов, гаишникам не по силам. Поэтому тяжелые фуры с перевесомбеспрепятственно носятся по Приморью, превращая дорожное покрытие в крошку.Особенно в теплое время года, когда асфальт теряет прочность от перепада ночнойи дневной температуры. Тому пример новая дорога от бухты Патрокл до полуостроваДе-Фриза. Ее правая сторона от тяжестибольшегрузов уже деформировалась. Дабы избежать тряски, длинномеры сконтейнерами, нарушая скоростной режим, носятся по левой полосе трассы,создавая неудобство водителям легковых авто. ДТП с участием большегрузов здесь,кстати, тоже не редкость.
Заплатил – и катайся
В то же время нельзя сказать, что передвижной пункт весовогоконтроля перед въездом в поселок Новый бездействует. Каждый день здесь выявляютдесятки нарушителей правил перевозки грузов. Но вместо того, чтобы отправитьперегруженные машины на вышеназванную стоянку временного задержания дляустранения причины нарушения, госинспектора выписывают водителям штраф иотпускают восвояси. При таком коммерческом подходе к решению проблемы, когда иволки сыты, и овцы целы, тяжелогруженые длинномеры будут, как и прежде,уродовать дороги Приморья.
В идеале компании-перевозчикидолжны приобретать разрешение на транспортировку грузов по федеральным, краевыми городским дорогам. Цена вопроса невелика – 1000 рублей на 10 поездок.Заплатил – и катайся спокойно, только не перегружай свое авто и не нарушайправила ПДД. Но предприятиям-перевозчикамтакая опека невыгодна: лишняя тонна груза – это деньги. А потому выпускают врейс перегруженный транспорт, рискуя и своим имуществом, и нашими жизнями.
В ноябре 2011 года администрация Владивостока попыталасьограничить движение большегрузов по главным транспортным артериям города с 8часов утра до 8 часов вечера. В это время основной поток длинномеров шел вморской торговый порт и рыбный порт на Чуркине. Но транспортные перевозчикипосчитали, что тем самым были нарушены их права и обратились в органыпрокуратуры. В феврале 2012 года суд Ленинского района Владивостока отменил всеограничения на въезд большегрузов в столицу Приморья. Поэтому сегодня мы имеемто, что имеем.
Автор: Сергей КОЖИН