Сила Сибири против СПГ?
На прошлой неделе в Москве прошла встреча руководителей ОАО «Газпром» и представителей региональных СМИ. Ожидалось, что главной темой пресс-конференции станут итоги работы концерна за 2013 год, а также острые проблемы, связанные с поставками газа на Украину. Но, как оказалось, происходящее в Тихоокеанском регионе наших коллег из центральной России интересует не меньше.
Потребители обеспокоены,хватит ли на все контракты газа и инвестиций
Журналисты спрашивали, во сколько обошлось национальноедостояние Китаю, кому достанутся подряды на строительство газовойинфраструктуры на востоке страны и не заморозит ли китайский контрактстроительство «Владивосток-СПГ».
Минэкономразвития добавилирасчетов
Первый же вопрос на конференции посвятили масштабной сделке«Газпрома» с Китаем. Коллегу из Новгорода волновало, какие перспективы принесетэкономике России китайский контракт.
Напомним: в мае этого года корпорация подписала с Китайскойнациональной нефтегазовой компанией 30-летний контракт на поставку газа по трубопроводу «Сила Сибири» вобъеме 38 млрд куб. м. Переговоры по этой сделке длились более 10 лет.Ранее представитель «Газпрома» Александр Медведев, комментируя это соглашение,посчитал, что контракт достоин Книги рекордов Гиннесса. А председатель советадиректоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков назвал договор историческим событием вмировой газовой индустрии.
– Китайский контракт – самый большой вистории отрасли. Суммарный объем поставок превысит годовое потребление газатрех стран – США, Китая и России.
Общая стоимость контракта 400 млрддолларов. Китайская сторона обязалась выплатить аванс в сумме 25 млрд долларовеще до старта поставок газа, которые планируется начать через 4-6 лет.
Как заметил Зубков, столь масштабнаясделка не может не отразиться на экономике России. По его словам, контрактповлечет очень серьезный рост уровня газификации Дальнего Востока. Сейчас это12 проц., а станет 70. Будет газифицировано почти 500 городов и поселковрегиона. А в Амурскую область и Еврейскую автономию газ придет впервые.
Минэкономразвития уже просчитывает, насколько вырастет ВВП всейстраны от реализации китайского контракта, поскольку объекты, которые будутсоздаваться по контракту с КНР, не просто прибавят работы смежным отраслям, нои, как уверил председатель же совета директоров «Газпрома», станут локомотивомразвития многих отраслей экономики – машиностроения, металлургии,газохимической и трубной промышленности. Так, возведение только первой очереди«Силы Сибири» (от Чаянды до Благовещенска) потребует 12 тысяч специалистов иболее 1,7 млн тонн труб. Причем, особо подчеркнул Зубков, 99,9 из них будутотечественного производства.
Секреты китайскогосоглашения
Как потом оказалось, Зубков незря заострил внимание на этом вопросе: многих волновало, кто будет обеспечивать поставкиоборудования, материалов, техники для возведения газовой инфраструктуры навостоке страны.
– Нас очень интересуетпроцентное участие в подрядах иностранных компаний, – подчеркнул один изучастников конференции. По его мнению, газ продали «по не очень большой» цене иделить с иностранцами еще и заказы на возведение «Силы Сибири» было бы совсемуж несправедливо.
Видно было, что на вопрос,почем газ для Китая, руководству«Газпрома» уже надоело отвечать. С момента подписания соглашения цена остаетсяглавной интригой китайского контракта. Кто только не пытался вызнать илисамостоятельно сделать расчеты, пытаясь обвинить концерн в предоставлениибольших скидок Поднебесной, но «Газпром» стоимость газа в рамках договора неразглашает, заявляя, что это коммерческая тайна.
Глава ОАО «Газпром» АлексейМиллер и в этот раз пресек все попытки вызнать главный секрет контракта. Ивысказался в том духе, что цена сполна обеспечивает все затраты по добыче итранспортировке углеводородов. А деловые условия соглашения останутсяконфиденциальными, и потому давать оценку, продешевили или нет, –бесперспективное дело.
– Вы не знаете ценуконтрактного газа, это коммерческаятайна. Я вам ее не скажу. Важно, что цена контракта соответствует принятым вкомпании нормам рентабельности, – отрезал Алексей Миллер.
А также заверил, что «Газпром»не планировал и не планирует привлекать иностранные компании для строительства«Силы Сибири» – в этом деле отечественные производители будут задействованы помаксимуму.
– Действительно, контракточень большой – объем финансирования по проекту «Сила Сибири» составит 55 млрддолларов. Это значительное количество заказов, и достанутся они профильнымроссийским предприятиям – металлургическим, трубным, машиностроительным,судостроительным, – отметил Алексей Миллер.
Например, как уже писал «В», ссудоходной компанией ОАО «Совкомфлот», газовой корпорацией ОАО «Новатэк», ОАО«НК «Роснефть», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и «Газпромом» подписанопредварительное соглашение о создании совместного предприятия для строительствасудов всех типов для нужд нефтегазовой отрасли Тихоокеанского региона. В томчисле для морских перевозок полезных ископаемых.
Грозит ли СПГ отставка?
Масштабы китайского контрактасразу же вызвали некоторое беспокойство: не означает ли его подписание отставкуили заморозку проектов по строительству заводов по сжижению природного газа(СПГ) на Дальнем Востоке? В частности, представитель японских СМИ тревожился,как продвигаются переговоры по строительству завода «Владивосток-СПГ», несменился ли состав партнеров проекта.
Глава «Газпрома» развеял всесомнения относительно перспектив «Владивостока-СПГ». Масштабные инвестиции в«Силу Сибири» не затормозят график реализации проекта в Хасанском районе. Приэтом «Газпром», как выразился его глава, ни рубля, ни доллара на СПГ непотратит. Дело в том, что в состав проекта вошел «Газпромбанк», который и взялна себя обязательства полностью обеспечить финансирование проекта.
Уже в этом году могут бытьподписаны основные условия поставок с рядом крупнейших японских покупателей. И, как уже писал «В», перваяпартия продукции завода «Владивосток-СПГ» отправится в Страну восходящегосолнца уже в 2018 году.
– Китайские партнеры такжепроявили интерес к проекту «Владивосток-СПГ», и мы продолжим с ними переговорыпо этому проекту, – добавил Алексей Миллер.
Тут стоит заметить, что иЯпония, в свою очередь, заинтересовалась трубопроводным газом. Не иначе какмасштабность китайского контракта заворожила. Там уже выказывают интерес кроссийской газотранспортной системе – поговаривают о необходимостиприсоединиться к ней путем строительства морского трубопровода.
Европа проиграла битву
Вообще вопрос, сможет ли сжиженный газ потеснить трубопроводныйна глобальных рынках, обсуждается последние годы очень активно. И хотядействительно объемы СПГ росли в течение последних 10 лет, процентноесоотношение так и не изменилось, оставшись 70 к 30. По-прежнему транспортировка газаосуществляется преимущественно по трубе.
– Основания полагать, чтосоотношение изменится, нет, – комментирует ситуацию Алексей Миллер. – СПГ итрубный газ – это, по большому счету, разный вид транспортировки, и выборпоставки диктует экономика региона. Например, с Ямала вести трубопровод вАмерику нет резона, поэтому туда эффективнее доставлять СПГ специальными судами-газовозамипо морю. Если говорить о европейском рынке, то расстояние, на которое мыдоставляем газ, до 4 тыс. км, а также огромные объемы поставок говорят в пользутрубы. Правда, Старый Свет пытается с нее слезть. В последнее десятилетие Европасоздала значительные мощности для СПГ. Но прогадала. В прошлом году этитерминалы были загружены на 23 процента против 90 в 2003 году. Причин потериинтереса к СПГ много, одна из них – расчет на краткосрочные контракты погазу, которые стали популярны в странах Евросоюза. Все это привело к тому, чтоЕвропа проиграла рынок СПГ странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Справка «В»
«СилаСибири» – системамагистральных газопроводов (длина почти 4 тыс. км) из Якутии и Иркутскойобласти до Хабаровска.
Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО