Приморцы останутся c мясом. Дорогим
Запрет подворного забоя скота, ящур в Приморье, санкции на ввоз мяса из Европы и Австралии – в этом году потребителям придется несладко. Вернее, несытно, если вы не приверженцы вегетарианского меню. Шпик, предположим, уже подорожал в несколько раз. Что же будет дальше и не останется ли Приморье без мясных продуктов? Попробуем разобраться в ситуации.
В возможном дефицитеи свершившемся подорожании колбас винят не ящур, а эмбарго
Частные хрюшки в ожиданиивердикта
Риск остаться без парногомяса велик. С 1 мая 2014 года вступил в силу технический регламент Таможенного союзао запрете убоя скота на частных подворьях, предназначенного для продажи. Вполневероятно, что частникам, выращивающим хрюшек «на шашлыки», придется самим их есть– на первое, второе и вместо компота.
Судите сами: согласно новым требованиям забой долженпроизводиться на специально оборудованных и зарегистрированных предприятиях, соответствующихвсем техническим и санитарным нормам. С начала действия техрегламента прошло большемесяца, но пока в Приморье ни одна бойня не построена.
– Кто станет создаватьбойню в деревне, где два десятка коров и сотня свиней? – удивляется фермер из Ольгинскогорайона Елена Рыбакова. – Нам что, теперь придется каждую курицу с пакетом сопроводительныхдокументов везти в районный центр (или в областной) для гуманной процедуры превращенияв мясной продукт?
И потом, если на крупномсвиноводческом комплексе и есть убойный цех, соответствующий новым требованиям,то фермеров с одной-тремя хрюшками туда никто не пустит по соображениям безопасности– как бы какой вирус частники не занесли. И это отнюдь не эгоизм крупных компаний.Недавняя вспышка ящура в Спасском районе лишь подтверждает суровую необходимостьсоблюдать жесткие санитарные требования в свиноводческих комплексах.
– Держать бойню не слишкомвыгодное и простое дело: санитарных норм очень много, – со знанием дела растолковываетфермер из Партизанска Евгения Ахметшина. – Сделать мобильные бойни также не получится– к убойному комплексу должны быть предусмотрены очистные сооружения. Останки животныхпросто компостировать нельзя, нужно транспортировать в специализированный крематорий.В результате ближайший забойный пункт окажется в нескольких десятках километровот нас. К тому же перевозить скот в обычных грузовиках запретили – можно тольков специализированных автовозах. Ладно свиньи, а представьте, каково бычков в машинузатягивать? Для чего этот регламент – непонятно. Мы и так получаем все ветеринарныесправки на продажу. В результате все транспортно-убойные заботы и хлопоты скажутсяна себестоимости мяса – оно резко подниметсяв цене. Кто-то на этом заработает. Но явно не фермер. Сейчас мы забиваем свинейтак же, как и раньше, пока нас не начнут проверять. Боимся, конечно, а что делать?
– Краевой департаментсельского хозяйства уже разработал мероприятия по созданию специализированных убойныхплощадок путем кооперации личных и крестьянско-фермерских подсобных хозяйств, –сообщает и.о. замдиректора департамента Денис Бочкарев. – В этом году хотим опробоватьпроект, посмотрим, как он себя покажет. На самом деле мы пока сами не имеем четкихинструкций, какими должны быть эти убойные пункты, потому как ряд нормативных документовдля них еще дорабатывается. Когда будут соответствующие приказы Роспотребнадзора,министерства сельского хозяйства и других ведомств, тогда и будем строить убойныепункты. Сейчас нет смысла создавать то, что окажется впоследствии ненужным.
В колбасу шпика недокладывают?
В итоге парное мясо подорожало.Например, в Партизанске с начала июня цену на свежину на рынках подняли примернона 20-30 рублей. При этом дефицита парногомяса не наблюдается, возможно, потому, что доля частников в мясной отрасли краяневелика – в пределах четырех процентов.
Зато те же специалистыутверждают, что и колбасы, и полуфабрикаты подорожают в скором времени. Если ужеценники не переписаны… Так, замороженное импортное мясо обходится уже на 50-100рублей дороже. К тому же некоторые виды колбас местных производителей исчезают срынка. Причина – недостаток импортного сырья, из которого и производится подавляющийобъем мясопродукции в Приморье. Так, по данным федеральных СМИ, ссылающихся на Министерствосельского хозяйства РФ, с начала года Россия сократила импорт мяса на 30 процентов– до 399,2 тысячи тонн.
– Санкции, запрещающиеввоз мяса в Россию из Европы и Австралии, дают себя знать, – заявляет директор Ассоциациимясоперерабатывающих предприятий Приморского края Павел Китаев. – Это защитная мера,связанная с опасностью завоза инфекций. Список предприятий, продукция которых признаетсяроссийскими контролирующими организациями невъездной, достаточно внушителен и постоянноменяется.
Эмбарго и угроза того,что иностранный поставщик попадет под санкции, привели к тому, что приморские производителиколбас и мясных полуфабрикатов вынуждены кардинально пересмотреть список зарубежных партнеров – поставщиков сырья. Сменапривычных логистических схем выливается в дополнительные затраты, то есть, попростуговоря, в подорожание конечной продукции – колбас, пельменей, котлет и других полуфабрикатовиз мяса.
Также складывается довольно-такинапряженное положение со шпиком: в прошлом месяце поставлен исторический рекорд– цена превысила 300 рублей за кг. Такого никогда не было, потому как сало всегдабыло относительно дешевым ингредиентом. Но если в колбасной продукции какие-то сортамяса могут быть взаимозаменяемы, то шпик заменить нечем, кроме как другим шпиком.А поскольку найти замену требуемым ингредиентам сложно, то могут исчезнуть из ассортиментаперерабатывающего предприятия привычные наименования продукции.
Правда, как уверяют самипроизводители, нынешняя ситуация – явление временное. В части ассортимента в этоможно поверить, а вот что касается цены, то не факт, что после стабилизации рынкамясного сырья ценники на конечную продукцию будут переписывать в сторону уменьшенияцифр.
Автор: Катерина МАТВЕЕВА