Общественный транспорт города на пути реформ
В начале июня для муниципального общественного транспорта Владивостока был устроен своеобразный экзамен. Для свободного посещения горожан открыли набережную ДВФУ, и свыше 4 тысяч жителей города в первый же выходной день летнего месяца устремились на Русский. По поручению главы Владивостока в интересах желающих горожан в этот воскресный день по графику рабочего дня трудился весь общественный транспорт, обеспечивающий перевозки на о. Русский. Только по существующим девяти маршрутам между материком и островом пассажиров перевозили свыше 40 автобусов. На линии вышло 27 единиц муниципального транспорта: 15 «МАНов» и 10 «Фольксвагенов», а также 18 автобусов коммерческих перевозчиков. Было перевезено несколько тысяч человек. За ситуацией в режиме онлайн следили и при необходимости корректировали работу транспорта ответственные должностные лица администрации города, в том числе начальник управления транспорта администрации города Олег Демин. «В» предоставил слово Олегу Александровичу.
Больше маршрутов, хороших и разных
Праздник – день тяжелый… для транспорта
– Предусмотреть такоеогромное количество желающих посетить набережную именно в первый день ее открытия было сложно. Поскольку парковочных мест не хватало,горожане и гости Владивостока от самого моста на остров и до кампуса ДВФУ бросалисвои автомобили вдоль дорог, на газонах и на всех возможных откосах. Остальным проехатьбыло крайне трудно. Оценив ситуацию к полудню, чтобы разрядить обстановку, для парковкиличного автотранспорта оперативно открыли вертодром – вертолетную площадку в километреот кампуса. Она смогла вместить дополнительные сотни машин. Между вертодромом инабережной пустили дополнительный автобус-шатл на базе «Фольксвагена» для подвозак набережной людей, понимающих, что на ограниченномучастке земли невозможно вместить всех желающих.Общими усилиями специалистов нашей службы, управления дорог и благоустройства, Госавтоинспекцииудалось несколько смягчить обстановку. Парковка упорядочилась, общественный транспортстал возвращаться в график и наверстывать отставание из-за потерянного времени впробках, вызванных не всегда цивилизованным подходом большого количества автолюбителейдруг к другу.
Сейчас накал схлынул.Перевозка пассажиров на Русский вернулась в обычное русло. Но можно констатировать,что администрация города способна справляться с перевозкой пассажиров при большомнаплыве людей. Так же было, кстати, в дни открытия театра оперы и балета и «Фетисов-арены»,а также к началу первомайской демонстрации, когда открывались временные специальныемаршруты муниципальных автобусов. В случае повторения таких событий большого общественногозначения, находящихся на личном контроле главы города, специалисты администрацииВладивостока будут так же оперативно и результативно принимать необходимые решения.
Автобусное сообщениеменяется вместе с городом
– Может, для таких форс-мажорныхобстоятельств стоит шире внедрять систему выделенных полос?
– Как показывает опыт,это очень хорошая практика при наличии понимания со стороны всех участников дорожногодвижения. На сегодняшний день выделенные полосы для общественного транспортаимеются на улицахСпортивной и Светланской. Это дает результат только в том случае, если крайние полосыне заставлены припаркованными машинами. Особенно это касается выходных дней. Нокогда выделенная полоса полностью занята машинами автолюбителей, то под угрозойбезопасность движения. Ведь водителям автобусов при выезде с остановок нужно крутовыворачивать руль, дабы объехать брошенные на выделенной полосеиномарки. Следить затем, чтобы никто не останавливался под запрещающими знаками, должны ответственныеза это подразделения ГИБДД.
Весь муниципальный иподавляющее большинство коммерческого общественного транспорта придерживаются правилигры, в том числе и по движению по полосам с буквой А. Конечно, чтобы всем автопредприятиямполностью работать в правовом и цивилизованном русле, понадобится еще какое-то время.Принять участие в реформировании общественного транспорта мы приглашаем и всех горожан.Все без исключения новые направления перевозок общественным транспортом организованыс учетом мнения населения. Свои пожелания люди высказывают на встречах с главойгорода Игорем Пушкаревым или в письмах в мэрию. Сотрудники управления транспортапросчитывают востребованность каждой такой линии и экономическую эффективность,определяют количество автобусов и тип подвижного состава, остановки и график движения.
Жизнь во Владивостокеменяется. Поэтому и общественному транспорту необходимо меняться. За последние месяцыоткрылись маршруты 77-Э (Вторая Речка – ДВФУ), 31-К (Луговая – Борисенко – Патроклили Морское кладбище), 42 (Садгород – Вторая Речка). В прошлом году по распоряжениюглавы Владивостока мы открыли сразу 15 новых маршрутов. А уже в этом году пассажировстали возить из микрорайона Снеговая Падь через улицу Тухачевского в центр, из Лесногоквартала в центр, от Волховской до «Искры», с «Маяка» на полуострове Шкота до ДВФУна Русском.
Поскольку эти маршрутыявляются социально ориентированными, то за их обслуживание взялись именно муниципальныеавтопредприятия. Опять же только у муниципалитета естьвналичии свободный подвижной состав, и на муниципальныйтранспорт нам остро требуются водители. Ведь требования здесь самые высокие:необходимы водительскиеудостоверения Российской Федерации с соответствующими категориями, водители должныбыть профессионально подготовленными и прошедшими обучение, физически здоровыми.И сейчас ВПОПАТ-1 и ВПАТП-3 приглашают наработу водителей для работы на муниципальных автобусах. Предлагаются достаточновысокая заработная плата от 25 тысяч рублей и выше (в зависимости от выработки),социальный пакет и общежитие для иногородних.
Электротранспорт получитновое развитие
– А как обстоят делас другими видами транспорта?
– Всем известно, чтоэлектротранспорт более экологичен, опять же он надежен. Что касается троллейбуса,то недавно город купил две новые единицы подвижного состава. Хотелось бы обновитьи трамвайный парк. Тем более что трамвай является одним из символов Владивостока.Как-никак первые вагоны бельгийской постройки побежали по нашим улицам в 1912 году. Сейчас специалисты администрацийгорода и края обсуждают возможность совместногоприобретения новых вагонов. Это не означает, что имеющиеся трамваи технически неисправны – они все проходяттехнический осмотр и на ходу. Но хочетсяиметь вагоны и современной конструкции. Ведь с теми же бельгийскими деревяннымивагонами город не хотел расставаться много лет, но время идет вперед.Совместный проект двухадминистраций отвечает всем интересам, но в первую очередь предназначен для горожан.
Что касается троллейбусногодвижения, то сейчас изучается возможность создания ветки от Покровского парка доСпутника. Но для реализации этого необходимо решить множество технических моментов.Главным из них является создание разворотного кольца у спортивно-концертного комплекса«Фетисов-арена». Подпорные стены не доведены до ума, нужно решить вопросы с контактнойсетью. На сегодняшний день в работе два маршрута: от автовокзала до «тысячекоечной»больницы и до завода «Варяг».
– Глава города ИгорьПушкарев пообещал горожанам восстановить трамвай до конечной точки на Сахалинской.На какой стадии сейчас находятся работы?
– Нет никаких сомнений,что трамвай вернется к ТЭЦ-2. Скажу больше, работы ведутся почти круглосуточно.Уже положены шпалы и рельсы, осуществляется техническая стыковка, отсыпается гравий.Наиболее сложным моментом является восстановление контактной сети и сопровождающихее подстанций. Хочется сделать владивостокцам этот подарок к Дню города. И уж точнонынешним летом люди поедут по полностью восстановленному трамвайному маршруту №6 вдоль речки Объяснения и парка Минного городка.
К сожалению,восстановлением трамвайногопути на Сахалинскую должен был еще два года назад озадачиться Примводоканал. Онвсе разрыл и снес старые пути для прокладки внутренних сетейочистных сооружений нагосударственные средства, выделенные к саммиту АТЭС. Но сейчас восстановить трамвайноедвижение под деньги федерального или краевого бюджета юридически нельзя. Поэтомугородская администрация исключительно в интересах населения города решила этот проектвзвалить на свои плечи. А там сумма порядка 15 миллионов рублей, которые изначальноне были предусмотрены в городском бюджете.
В прошлом году на муниципальномэлектротранспорте совершено более 11 миллионов поездок.
А вот электричка от железнодорожноговокзала через Военное шоссе до Луговой с 2014 года перестала возить пассажиров,потому что пассажиропоток практически иссяк.
Зато пользуется спросомгородской фуникулер – визитная карточка Владивостока. Его сохранность и дальше гарантируетсяадминистрацией краевого центра. Нет сомнений, что и все остальные виды общественноготранспорта станут такими же визитными карточками нашего любимого города.
При море и при пароме
– Олег Александрович,раньше было много нареканий по поводу морского сообщения с островными территориями.А как сейчас обстоят дела?
– В рамках проводимойпо инициативе главы города Игоря Пушкарева масштабной реформы общественного транспортастолицы Приморья решен вопрос о перевозках жителей островных территорий. Речь идето морском муниципальном транспорте.
Регулярные прибрежныеперевозки пассажиров на остров Попова в зимнее время осуществляет муниципальныйгрузопассажирский паром «Босфор Восточный» усиленного ледового класса. «Босфор Восточный»по распоряжению главы ВладивостокаИгоря Пушкаревабыл в прошлом году приобретен муниципалитетом. После его перевода в муниципальную собственностьпаром прошел капитальный ремонт для обеспечения безопасности перевозок с техническойточки зрения. Впервые в биографии этого судна на нем были отремонтированы дизель-генераторыи вспомогательное оборудование, заменены трубопроводы, проведены ремонт и настройкарадиооборудования, очистка и покраска корпуса и внутренних помещений судна.
«Босфор Восточный» во Владивостоке единственное грузопассажирскоесудно прибрежного класса, способное работать в сложных ледовых условиях при толщине льда до одного метра. Паром рассчитанна перевозку 200 пассажиров и 35 легковых автомашин, а также до 90 тонн различныхгрузов, включая завоз угля на островные территории.
ГЛОНАСС и валидаторыстанут привычными вещами
– Олег Александрович,вы уже полгода в нынешней должности. В чемвы видите приоритеты развития городского транспорта?
– В том же, чем сейчаспользуется весь цивилизованный мир. Это электронный безналичный проезд. Грубо говоря,пассажиры перешли на оплату своего проезда карточками – это банковские или проездныекарточки наподобие введенной во Владивостоке два года назад системы «Мой дельфин».В большинстве городов России и во многих странах пассажирам выгоднее и удобнее пользоватьсякарточками. Это улучшает и безопасность движения. Водитель уже не отвлекается навзимание платы.
В дальнейшем безнал станетеще и выгоднее для потребителей. Ведь при массовом потоке пассажиров с оплатой побезналичному расчету стабилизируется и не будет повышаться плата за проезд по карточкам.Да и прозрачность перевозок и, соответственно, поступления налогов в городской бюджетувеличатся. Для главы Владивостока уже подготовлено предложение по проведению конкурсана право заключения договора с администрацией города на внедрение и обслуживаниеавтоматизированной системы контроля безналичной оплаты проезда на всех видах транспорта.Это же настоятельно рекомендовано всем руководителям транспортных предприятий города.За основу приняты наработки как заграничные – Сингапура, Израиля и других стран, так и отечественный опыт городов Москвы, Казани,Нижнего Новгорода и др. Понятно, что это не удастся решить в короткое время. Дажев Москве пришлось такую систему внедрять 4 года. И еще: надо учить людей, что, есливалидатор вышел из строя (по российскому законодательству он может быть неисправенне более двух суток), платить за оказанную услугу по перевозке все равно необходимо.Ведь услуга по факту оказана.
Сейчас обсуждаются ирешаются технические вопросы. Ведутся переговоры с банками, которым предложили выдвигатьна конкурс различные условия, но с учетом мнения мэрии, автоперевозчиков и горожан.Ну и закроется вопрос воровства денег с выручки. Кстати, и видеокамеры в салонахустанавливаем, они уже дали положительныйэффект – повысилась выручка.
Мы не стоим в сторонеот любых новшеств. Для заключения контракта с городской администрацией на дальнейшуюработу предприятию-перевозчику надо выполнить два основных условия: установить ГЛОНАСС-навигатор и валидатор (от англ.valid — действительный,имеющий силу, правомерный) — электронное или механическо-электронное устройство,предназначенное для отображения и проверки проездных билетов, записанных на бесконтактныеили контактные электронные носители, для оперативного контроля за правомерностьюпрохода пассажира в салон. На сегодняшний день все автобусы, участвующие в перевозкахпассажиров, в городе Владивостоке оборудованы устройствами для электронного безналичногорасчета и блоками ГЛОНАСС.
Во Владивостоке действуетавтоматизированный диспетчерский центр, который отслеживает передвижение всего общественноготранспорта. Он расположен на кольце «3-й Рабочей». Под постоянным контролем специалистовмуниципального учреждения «Автоматический диспетчерский центр» (АДЦ) ежедневно находятсядо 10 тысяч рейсов на всех нынешних 99 маршрутах общественного транспорта Владивостока,которые осуществляются муниципальными и коммерческими предприятиями-перевозчиками.Оперативная информация о работе каждого маршрута в режиме реального времени поступаетна персональные компьютеры сотрудников и большие настенные табло, установленныев АДЦ. Это позволяет контролировать количество автобусов, вышедших на линии у всехперевозчиков, определять причины возникающих сбоев в их работе, принимать меры воздействия на нарушителей.
У каждого перевозчикаимеются и свои диспетчерские пункты. Все вместе они призваны обеспечить строгоесоблюдение водителем маршрута и графика движения. Кстати, если у пассажира естьжалоба, то тут же снимается информация о конкретном автобусе (только людям надозапоминать номер машины, а не только маршрута автобуса). Виновный обязательно понесетнаказание, в том числе и штрафного характера. Словом, несмотря на принимаемые вцелях повышения эффективности и качества пассажирских перевозок по городу меры,успокаиваться рано. Впереди еще масса работы, в том числе и разъяснительной для населения. Конечно, необходимоулучшить условия для водителей, установить на конечных остановках биотуалеты и автоматыс горячим кофе, но не везде пока есть такая возможность.
– Планируется ли изменениестоимости проезда?
– Вопросы установлениятарифов находятся в ведении департамента по тарифам администрации Приморского края.Тем не менее в настоящее время я бы не советовал пассажирам беспокоиться. На2014 год тарифы установлены фиксированные. Проезд в автобусе до конца года – 18рублей, в электротранспорте – 11 рублей и на фуникулере – 9 рублей. Если же водительтребует иную сумму за проезд, то обращаться надо в соответствующую инстанцию.
Сейчас решаются вопросыпо дальнейшему повышению эффективности работы общественного транспорта Владивостока.Город динамично развивается, а стало быть, требуется постоянная корректировка. Таковыпредварительные итоги объявленной главой Владивостока с 2009 года масштабной реформыгородского общественного транспорта.
Автор: Николай КУТЕНКИХ