Гвардейцы в Приморье не вышли из пике
Приморье всегда гордилось тем, что именно на территории нашего края дислоцировались две самые прославленные в военно-воздушных войсках страны авиационные части.
Штурмовой и истребительный авиаполки понесли потери без боя
Это 18-й гвардейскийдважды Краснознаменный, ордена Суворова второй степени, ордена Почетного легионаФранцузской республики, Витебский штурмовой авиаполк, более известный как «Нормандия-Неман»,и 22-й гвардейский истребительный авиаполк, ведущий свою родословную с 1918 годас четырех аэропланов в составе 25-й стрелковой чапаевской дивизии.
Оба полка полноправносчитались боевыми. Не только потому, что звания гвардейских они получили в воздушныхбоях Второй мировой войны против немецких фашистов (на западе) и японских милитаристов(на востоке). Но и потому, что многие нынешние летчики обоих полков постоянно находилисьв «служебных командировках» в Афганистане, в Средней Азии, на Северном Кавказе.Их неоднократные вылеты в зоны боевых действий помогли сухопутным войскам при веденииназемных операций. Подтверждением тому служат боевые ордена и медали на груди унынешнего поколения военных пилотов.
Офицеров в запас, технику– куда подальше
Приморские асы и дальшебы с честью защищали воздушные границы России, если бы не реформа вооруженных силстраны силами тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова. Под видом сокращениярасходов бывший продавец мебели сумел уничтожить целый ряд наиболее боеспособныхи прославленных частей.
Так, 18-й штурмовой авиаполк,офицеры которого до самого последнего момента несли боевое дежурство не только вПриморье, но и в Таджикистане и Киргизии, был ликвидирован полностью. В той же Франциини у кого и мысли не мелькнет своими руками уничтожить авиакрыло (в российском понимании– авиаполк) «Нормандия-Неман». Постаралисьнаши военные чиновники максимально освободиться от личного состава и отправить взапас летчиков, которые в мирное время получали ордена Мужества и медали Нестерова.Те, кто упрямо хотел служить Родине и дальше, получили назначения в другие части.Так же поступили и с техникой: ее перебросили в другие места с аэродрома в Галенкахв Октябрьском районе, тем самым оголив целое оперативное направление.
Произошла путаница ис названием полка «Нормандия-Неман», в составе которого воевали 12 Героев СоветскогоСоюза и сотни орденоносцев. Регалии, знамена и ордена переходили от одного соединенияк другому. К счастью, совсем не исчезли. В 2013 году они вернулись в Приморье –правопреемником почетных наименований стала 303-я смешанная авиационная дивизия,которая дислоцируется в Черниговке.
Традиции сохранили
Не менее запутанная идаже странная история произошла с гвардейским 22-м ИАП. Это звание полку присвоил26 сентября 1945 года один из лучших флотоводцев современности, нарком ВМФ СССРи адмирал флота Николай Кузнецов с формулировкой «за мужество и героизм, проявленныйличным составом в годы Великой Отечественной войны». Воздушная часть считается однойиз старейших в России. Как свидетельствует исторический формуляр, полк создан наосновании приказа командующего Красным воздушным флотом РККА № 96 от 6 декабря1918 года. Прошел славный боевой путь, геройски проявил себя в годы конфликта наКорейском полуострове в 1950 – 1953 годах и все послевоенные годы защищал неприкосновенностьнаших воздушных границ на Дальнем Востоке.
В ходе реформированияВооруженных сил России в 2009 году полк был переформирован в 6989-ю гвардейскуюавиабазу IIразряда, а в 2010 году – в авиагруппу6983-й авиабазы Iразряда,которая дислоцируется в Хабаровском крае. Тогда же часть лишилась звания гвардейской.И даже в этих условиях командование воинской части, летный и инженерно-техническийсостав свято чтили боевые традиции прославленного 22-го гвардейского авиаполка.В гарнизонном Доме офицеров продолжал функционировать музей боевой истории воинскойчасти, с экспозицией которого знакомили вновь прибывших в авиагруппу для прохождениявоенной службы летчиков, инженеров и техников, школьников из Владивостока и Артема.
Директивой начальникаГенерального штаба с 1 декабря 2013 года 6983-я авиа-группа вновь стала полноценным22-м авиационным истребительным полком. 6 декабря воинская часть отметила 95-ю годовщину.И каково же было разочарование офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат, проходящихвоинскую службу в полку, а также военных ветеранов в том, что полку «забыли» вернутьзвание гвардейский.
Верните заслуженное звание
Ветераны военно-воздушныхсил и противоздушной обороны в Приморье опубликовали открытое письмо генералу армииСергею Шойгу. Они просили министра обороны вернуть 22-му истребительному авиационномуполку, дислоцированному в гарнизоне «Центральная Угловая» под Артемом, звание гвардейский.И ссылались на Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, президента РФ Владимира Путина, который своимприказом восстановил прославленные наименования «Семеновский» и «Преображенский»,передав эти славные имена современным гвардейским соединениям.
Комментарий «В»
Председатель Приморскойкраевой организации Общероссийского профсоюза военнослужащих Юрий Тарлавин:
– Велико было разочарованиеличного состава и приморских ветеранов, когда, дождавшись долгожданного восстановлениясвоего родного 22-го истребительного авиационного полка, они узнали, что почетноезвание гвардейский полку почему-то не вернули.
С просьбой восстановитьсправедливость ветераны обращались также к статс-секретарю Минобороны генералу армииНиколаю Панкову и председателю ЦК профсоюза военнослужащих Олегу Шведкову. Все согласнокивали головами: да, явная несправедливость, тщательно записывали – вопрос решим.Но воз, как говорится, и ныне там. А ответ из организационно-мобилизационного отделаУправления штаба Восточного военного округа сами ветераны посчитали издевательским.Чиновники отписались, что, мол, эти старики ничего не помнят, не знают и другогоотношения не заслуживают. Ветераны очень возмущались.
Справка «В»
За 95 лет службы 22-йгвардейский летал на самолетах «Ньюпор», «Фартри», «Солвич», «Фарман», «Фаузен»,«Фоккер», И-3, И-5, И-15, И-16, И-153, МиГ-3, Ла-7, Миг-17, Миг-17ПФ, МиГ-19, Су-9,Як-25М, МиГ-23 (именно он стоит на постаменте у трассы Владивосток – Хабаровск),Су-27, Су-27СМ.
Из авиационных частей,базирующихся в Приморье, старше истребительного полка (на 3 дня) только полк армейскойавиации имени В.И. Ленина в Черниговке.
Четыре летчика 22 ИАПпервыми из советских авиаторов стали кавалерами ордена Красного Знамени за бои свойсками адмирала Колчака на Южном Урале.
Однажды весь полк в полномсоставе был приглашен в Кремль на банкет к «вождю всех народов» Иосифу Сталину заучастие в воздушном параде 1 мая 1933 года.
Когда полк заступаетна боевое дежурство, в постоянной готовности днем и ночью находятся два-четыре самолета(заправленные и с полным боекомплектом). От сигнала тревоги до отрыва шасси истребителяот бетонки проходят считаные минуты. Параллельно каждый офицер уже успевает получитьинформацию о целях и задачах, погодных условиях, маршруте полета.
В каждый полет на случайнепредвиденных обстоятельств у пилота имеются надувной плот в катапульте, личноебоевое оружие, неприкосновенный запас с высококалорийными продуктами и средствамиобеззараживания воды, медикаменты, рыболовное снаряжение и мачете.
Личный состав «Нормандии-Неман»в составе трех эскадрилий «Руан», «Гавр» и «Шербург» состоял из французских добровольцеви прикомандированных советских пилотов и механиков.
Совершено 900 вылетов,одержано 273 победы в воздушных боях, потеряно 96 офицеров полка.
Летчики обоих полковпринимали участие в Великой Отечественной войне, в войне с Японией 1945 года, Корейскойвойне 1950 – 1953 годов, воевали в Афганистане, Таджикистане, Киргизии и на СеверномКавказе. Участвовали в военных конфликтах на территории стран Азии и Африки.
«Нормандия-Неман» – одна из немногих в мире авиационныхчастей, которая из истребительной перешла в штурмовую авиацию.
Полк летал на штурмовикахСу-25, на армейском сленге «Грачи».
Автор: Николай КУТЕНКИХ