Классные из самых классных...

В конце апреля прошел четвертый и завершающий тур ежегодного городского конкурса педагогов «Самый классный классный». Самый сложный, по мнению участников, этап.

14 май 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3536 от 14 май 2014
a359c339d3cdca2849a562618c0fdf86.jpg

Профи достаточно пятиминут на ликвидацию педагогического кризиса

Ноу-хау года

То, что он самый сложный,было понятно даже на неискушенный взгляд обывателя без какого-либо педагогическогообразования. Девять учителей (классных руководителей – отсюда и название конкурса)должны были показать свое профессиональное мастерство в интерактивном формате. Наглазах у десятков зрителей и болельщиков в Центре детского и юношеского творчестваучителя из школ № 6, 22, 25, 28, 35, 44, 57, 63, 74 и гимназии № 2 проходили последниеконкурсные испытания. Самое сложное из которых – разрулить конфликтную педагогическуюситуацию, смоделированную тут же с помощью талантливых тинейджеров-актеров. Поскольку«ученики» учителям действительно достались талантливые и практически уже не играли,а жили, педагогам пришлось потрудиться, дабы скорректировать ситуацию. Причем сделатьэто надо было максимально быстро и изящно.

А на самом деле попробуйте-каза пять минут привести в чувства хамоватого новичка, справиться с моббингом (формапсихологического насилия, травля человека в коллективе) или поднять статус человекас ярко выраженными физическими недостатками. На самом деле для решения всех этихпроблем необходимы недели, иногда месяцы и порой помощь дополнительной силы – родителей,психологов. Так что хвала учителям, которые в импровизации смогли найти верный выходиз кризиса.

По признанию организаторовконкурса, интерактивный этап стал ноу-хау этого года.

– В прошлом году участникиконкурсов представляли презентации, свои программы. На практике же важнее, когдапедагоги видят работу друг друга воочию, а не с экрана, – пояснила причины нововведенийзаведующая методическим отделом ЦДЮТ Анна Дружинина. К слову, именно с такой просьбойи обратились прямо на конкурсе молодые педагоги к более старшим коллегам: делитесьс нами опытом – наглядным опытом, который можно увидеть и услышать!

Каждый конкурс – открытие

– Замечательный получилсяподбор конкурсантов в этом году, – делится Анна Анатольевна своими впечатлениямио конкурсе. – Были у нас опасения по поводу разницы в стаже, опыте. Вот как соперничатьс профессионалами, такими как Изабелла Анатольевна Апряткина или Ирина БорисовнаКлюбина, для которых педагогика – это десятилетия опыта, девочкам, которые всегопять лет работают в школе? (Пятилетний минимум организаторами был выбран неслучайно– за это время уже можно решить, на своем ты месте или нет. – Прим. ред.). Но опасенияоказались напрасными: конкурсная команда подобралась отменная.

Одно из обязательныхправил конкурса: участники не повторяются. Поэтому каждый год нужно привлекать новыеталанты.

– Каждый состав по-своемуинтересен, – рассказывает главный специалист отдела дополнительного образованияуправления по работе с муниципальными учреждениями образования Владивостока ИринаЩур, которая, собственно, и стояла у истоков создания конкурса. – Но я до сих порвлюблена в конкурсантов самого первого конкурса. Хотя каждый конкурс для нас – этооткрытие. А в этом составе я бы выделила по-настоящему яркую талантливую девочку– Екатерину Колесникову. Хотя, повторюсь, каждый из участников достоин звания «Самыйклассный классный».

– Знаете, боялась жутко,– делится своими впечатлениями о последнем этапе конкурса одна из участниц, учительницарусского языка школы № 35 и заодно классный руководитель 7 «Б», а также открытиенынешнего конкурса Екатерина Колесникова. Хотя, честно говоря, судя по ее театральнойминиатюре (Екатерине выпала роль учить мажорных ребят в элитной школе, которые предложилив классах поставить кофе-машину, а учителя использовать в качестве барристера),по ней не то что страха, волнения не было заметно. – Абсолютно нестрашно было вовремя заочного этапа, когда нужно было подготовить документы, составить социально-психологическийпортрет класса, написать эссе «Моя педагогическая поэма». Здесь я все знала и делаласо стопроцентной уверенностью. Страшнее был второй этап (педагоги должны были провестиклассный час, родительское собрание либо спортивное мероприятие) – я проводила классныйчас и, конечно, переживала за ребят.

Третий этап – это ужеполностью дело рук ребят (они должны были снять фильм о своем учителе или сделатьгазету, а одна девочка даже портрет своей учительницы написала). Он вообще мимоменя прошел – мои дети сделали все сами, втайне от меня. Зато сегодня поволноватьсяпришлось! Знаете, вообще, в школьной практике педагогические ситуации происходятпрактически каждый день. Но тогда они не оторваны от жизни, и я их не квалифицируюименно как «педагогические ситуации» с обязательным анализом и оценкой своих действий,мол, какая я молодец, как грамотно все разрешила. Это просто рутинные, рядовые проблемы,которые мы проживаем, решая их, привлекая и ребят, и, бывает, родителей. А здесь,столкнувшись с проблемой, практически вырванной из жизни, я, конечно, волновалась.

Премия и категория

Понятно, что конкурсдает возможность и продемонстрировать (а может, и проверить, особенно молодым педагогам)свой профессионализм, и поучиться у коллег. Но это не все: участие в подобных мероприятиях– а наряду «С самым классным…» проходят другие столь же престижные конкурсы дляпедагогов – дает возможность учителям закрепить признание своего мастерства получениемочередной категории.

– Вы знаете, мы ведьотслеживаем дальнейшую профессиональную судьбу своих конкурсантов, – рассказываетИрина Щур. – Многие из них стали уже директорами школ. А те, кто не стал, простозамечательные учителя.

Ну и, наконец, что, согласитесь,немаловажно, победителям вручат премии – весьма и весьма достойные, как сообщилиорганизаторы конкурса.

Что ж до победителейэтого конкурса, то, как признались члены жюри, выбрать лучших из лучших было непросто.В итоге первое место заняла учительница СОШ № 22 Ирина Борисовна Клюбина, на втором— Изабелла Анатольевна Апряткина, преподаватель гимназии № 2. А третье место присудилиЕкатерине Сергеевне Колесниковой, учителю СОШ № 35.

А в завершение я хотелабы привести в качестве примера определение настоящего классного руководителя, котороедала одна из участниц конкурса:

– Если бывший ученикчерез какое-то время находит в соцсетях своего учителя или, еще лучше, находит возможностьприйти к этому учителю, то это и есть результат становления человека. Это можетсделать только тот учитель, который работает по призванию. Если призвания нет, тоон может дать только знания.