Дело Дениса Григорьева живет и процветает
В апреле оперативные сотрудники Владивостокского линейного управления МВД России на транспорте задержали жителя Приморья, подозреваемого в краже судовых деталей из цветного металла на теплоходе, пришвартованном на территории судоремонтного предприятия. По оперативной информации, хищение клапанов 29-летний мужчина совершил еще в середине марта. Сумма ущерба для владельца судна составила более 100 тысяч рублей.
Кражиметалла на железной дороге – следствие мягкотелости российских законов?
Подвижек не видно
По словам подозреваемого, он похитилзапчасти, чтобы потом продать скупщикам цветного металла. Оказалось, что мужчинауже неоднократно привлекался к уголовной ответственности, в том числе и за аналогичные преступления. Поэтому на милостьзакона ему рассчитывать не приходится... О вандализме на морском и железнодорожномтранспорте, а также о кражах всевозможных изделий и деталей из металла мы неоднократнорассказывали на страницах нашей газеты. И каждая публикация на эту тему была непросто констатацией очередного подобного преступления, а попыткой привлечь вниманиеобщественности и прежде всего тех, от кого зависит решение этой насущной проблемы.Напомним, что еще в декабре прошлого года на заседании комитета по продовольственнойполитике и природопользованию Законодательного собрания Приморского края было рассмотренопредложение о дополнении Кодекса РФ об административных правонарушениях новой статьей,которая бы предусматривала административную ответственность предпринимателей, ведущихдеятельность в области заготовки, хранения, переработки и реализации лома черныхи цветных металлов без лицензии. Этот законопроект инициировали местные бизнесмены,работающие в рамках правового поля. Их предложение было безоговорочно одобрено членамиобщественного экспертного совета по развитию малого и среднего предпринимательства,а также депутатами Законодательного собрания. Дело в том, что в пунктах приема скупаетсялом, похищенный с дачных участков, в гаражах и воинских частях, на железной дороге,у предприятий связи. Черные металлисты крадут на кладбищах оградки, памятники идаже бронзовые и латунные таблички с надгробий. Есть спрос – будет и предложение.И в то же время ныне действующее административное законодательство за незаконнуюпредпринимательскую деятельность в этой сфере неэффективно. Сегодня бизнесменамвыгоднее заплатить копеечный штраф и спокойно пиратствовать дальше, нарушая требованиязаконодательства, чем его соблюдать. Законопроект предлагал увеличить штрафы с2 тысяч до 50 тысяч рублей для граждан, для предпринимателей – с 4 тысяч до 100тысяч рублей, для юридических лиц – с 40 тысяч до 500 тысяч рублей. Помимо штрафапредусматривалась конфискация орудий и предметов административного правонарушения.Эту инициативу планировалось направить в Государственную думу РФ для внесения измененийв Кодекс РФ об административных правонарушениях. Но на календаре конец апреля 2014года, а подвижек в наших законах относительно хищений и скупки металла не видно.Зато металлисты с приходом весны активизировались,как ненасытные клещи.
Крадут все!
18 марта текущего года на станцииПартизанск сотрудники транспортной полиции в рамках проведения операции «Авто» задержалимашину 26-летнего жителя Хабаровского края. В багажнике автомобиля лежали три мешкас так называемыми противоугонами – около сотни штук. На железной дороге эти пружинныескобы фиксируют рельсы на шпалах. По словам задержанного, оказавшегося безработным,похищенные детали он собирался сдать в пункт приема металла. Судя по всему, емусветит уголовная ответственность...
В начале апреля в районе железнодорожногопереезда поселка Нового транспортные полицейские задержали двух мужчин, которыенесли подозрительно тяжелые мешки. Когда их ношу проверили, оказалось, что в мешкахоколо 30 противоугонов, снятых с восьмого пикета на перегоне станция Амурский залив– станция Надеждинская. Злоумышленниками оказались местные безработные. Противоугоныони сбили молотком, фактически разукомплектовав небольшой участок железнодорожногополотна. Задержанные мужики признались, что похищенные детали они собирались сдатьв пункт приема металла, чтобы получить деньги.17 апреля во время проведения операции«Арсенал» в селе Новонежино сотрудники транспортной полиции задержали местного жителя,похитившего 40 противоугонов. Стражами порядка установлено, что детали мужчина похитилна станции Новонежино.
К сожалению, однотипными криминальнымиминиатюрами можно заполнить всю газетную полосу.
– С железнодорожных путей для дальнейшей продажи крадут болты, гайки,крепления и даже целые рельсы, – рассказал корреспонденту «В» врионачальника Владивостокского линейного управления МВД России на транспорте полковниквнутренней службы Вячеслав Малюк. – Похитители,как правило, люди безработные, зачастую ведущие асоциальный образ жизни,которым не хватает денег на спиртное или наркотики. И я сомневаюсь, чтобы кто-нибудьиз них задумался, какой опасности они подвергают не только себя, но и всех окружающих.Хищение деталей с действующего пути может привести к сходу подвижного состава и гибели людей. К сожалению, в Россиитакие случаи были. Происходили они из-за того, что любители легких денег скрутилинебольшую гаечку.И как тут не вспомнить безграмотногокрестьянина Дениса Григорьева, героя рассказа Антона Чехова «Злоумышленник». Почтисмешная история, рассказанная великим писателем без малого 130 лет назад, до сихпор не потеряла своей актуальности. Более того, превратилась в трагедию российскогомасштаба. Для тех, кто подзабыл классика, напомним суть его произведения. Рыболов-любительрешил открутить для грузила гайку, которая крепила рельсу к шпале. За этим преступнымзанятием его накрыл путевой обходчик. Злоумышленникудали реальный срок по 1081-й статье тогдашнего Уложения о наказаниях за вред царскомужелезнодорожному хозяйству. Много лет прошло, но дело Дениса Григорьева, как видим,живет и процветает.
Всевернулось на круги своя
Между тем хищение противоугонов,тормозных колодок или даже гайки на рельсах – это не обыкновенное хулиганство, асерьезное преступление, которое можно подвести под статью 215.2 УК РФ «Приведениев негодность объектов жизнеобеспечения». Злоумышленники, снимающие детали с железнодорожногополотна для сдачи в пункты приема металлолома, подвергают риску жизни миллионовпассажиров. Их действия являются, по сути, диверсионными. И здесь мера уголовнойответственности значительно жестче, чем по ст. 158 УК «Кража». Сотрудники транспортнойполиции убеждены, что набеги металлистов на железную дорогу будут продолжаться дотех пор, пока не ликвидируют незаконные пункты приема металла. Во Владивостоке ихнесколько десятков. Зачастую это обыкновенный 40-футовый контейнер либо металлическийгараж без вывески и рекламы. Во-первых, в целях конспирации, во-вторых, в этом нетнужды. Практически все пункты работают без лицензии. По оперативным данным, их хозяевав основном граждане Дагестана, а приемщики – жители республик Средней Азии, проживающиев Приморье без регистрации. И это уже вопрос к работе миграционной службы.Кстати, лет пять назад в борьбе со скупщиками цветногометалла очень помогло постановление правительства РФ, запрещающее вывоз металлоломаза границу из портов Приморского края. Металл тогда разрешили вывозить только сКамчатки. После чего сразу же закрылись практически все точки приема металла в Приморье.И количество хищений на железной дороге снизилось до нуля: сбыта не было. Со временемвсе вернулось на круги своя. Мы понимаем, что похитители металла, как и его скупщики,вряд ли читают газеты. Кроме того, как показала практика, чужие проблемы этим людямдо лампочки. Поэтому если и надо где-то закрутить гайки, то в законодательстве.Причем как можно быстрее, пока не поздно. Иначе металлисты растащат железную дорогуи потом до авиации доберутся. А там цветного металла тысячи тонн!
Борьба продолжается!
В 2014 годусотрудниками Управления МВД России по городу Владивостоку из незаконногооборота изъято более 6 тысяч килограммовлома черного и цветного металлов на сумму более 41 тысячи рублей. К административнойответственности привлечен 81 гражданин. Наначало года во Владивостоке незаконно действовали 35 пунктов приема металлолома,два из которых уже ликвидировано.
Автор: Сергей КОЖИН