Сезон закрывается. Впереди – море работы
В городе подводят итоги первой зимней навигации парома «Босфор Восточный» на линии «Владивосток – остров Попова»: ни одного серьезного нарекания и значительно выросший пассажиропоток. А ведь в текущем сезоне могло сложиться и так, что ходить на остров было бы просто некому…
Следующей зимой паром«Босфор Восточный» пойдет на острова «под флагом» администрации города
Небольшое уточнение:«Босфор Восточный» – первое судно, принадлежащее непосредственно администрацииВладивостока. Как подчеркнул на прошедших в прошлом году ходовых испытанияхпарома глава города Игорь Пушкарев, перед «Босфором Восточным» поставленазадача стать флагманом прибрежных морских пассажирских перевозок. Справиться сней исходя из накопленного опыта под силу лишь муниципальному транспорту:только он гарантирует пассажирам соблюдение графиков, безопасность икомфортабельность, а его экипажам – социальные гарантии и стабильный заработок.
А потому уже соследующей зимы пассажирские перевозки на «Босфоре Восточном» в администрациигорода планируют осуществлять своими силами, без посредников.
Экстренная ситуация
Насущнаянеобходимость в собственном морском транспорте возникла у администрации города,когда встал вопрос о поиске перевозчика для обеспечения морского сообщения состровными территориями в зимний период. Проблема осложнялась еще и теми сроками,в которые ее необходимо было решить.
Дело в том, чтораньше все перевозки в зимний, да и в летний период осуществляла транспортнаякомпания «Мортранс», оставаясь, по сути, монополистом на этом рынке. Паромы,ходившие тогда зимой на острова, были небольших размеров, в солидном ужевозрасте, к тому же неоднократно застревали во льдах…
26 мая прошлого годаМортранс в одностороннем порядке прекратил выполнение своих обязанностей, ввидучего администрация города была вынуждена расторгнуть контракт с перевозчиком ив срочном порядке искать кого-то на летний период. Выручили тогда – на время –компании ООО «Танира» и ООО «Анвест-ДВ», взявшие на себя, соответственно,обслуживание линий на Попова – Рейнеке и полуостров Песчаный.
А вот судна,способного ходить на острова зимой, ни у одной из этих компаний не оказалось.Бросить людей, проживающих на острове Попова, на произвол судьбы администрациягорода, конечно, не могла. Встал вопрос о покупке своего, муниципальногоморского транспорта.
Проведяпредварительный анализ рынка, специалисты остановили свой выбор на пароме«Босфор Восточный» исходя из уникальности его конструкции. Потому что из всехимеющихся на тот момент «в пределах досягаемости» судов подобного класса одинлишь он способен взламывать лед метровой толщины и работать в экстремальныхситуациях на двух из трех дизельных двигателей.
И перевозчик, и спасатель
В местных морскихводах «Босфор Восточный» – судно известное. Горожане, возможно, помнят, как нетак давно переправлялись на нем в Славянку. А однажды парому пришлось дажевызволять из ледового плена застрявшее в районе островов судно «Бригадир Ришко»коммерческого перевозчика.
Построенный в Ригеспециально для эксплуатации в морских водах и рассчитанный на длительнуюавтономную работу, «Босфор Восточный» внес немалый вклад в строительствообъектов к саммиту АТЭС во Владивостоке.
– Около 80 процентовискусственной насыпи для моста на о. Русском перевезено с помощью нашегопарома, – с гордостью делится капитан «Босфора Восточного» Юрий Хохлов, проработавшийна пароме свыше 10 лет. – Работу во время подготовки к саммиту мы начали в мае2009 года, а завершили в октябре 2010-го. Все эти полтора года дизельныедвигатели парома работали при колоссальных нагрузках.
А потому, когда в2013 году паром перешел в собственность администрации города, все его бывшие«подвиги» уже давали себя знать. Судно требовало серьезной починки. Усобственника он был куплен буквально по цене металлолома. Зато капитальныйремонт, включая все сопутствующие работы, выполнили в кратчайшие сроки – всегоза 5 месяцев.
До последней гайки
Вместе с покупкойпарома, его ремонтом и закупкой дополнительного оборудования сумма, потраченнаяна «Босфор Восточный», составила чуть более 50 млн рублей. При этом специалистыотмечают: каждая копейка тут была потрачена с умом.
– Я тщательно следилза тем, чтобы были надежно исправлены все накопившиеся за время эксплуатациидефекты судна, – говорит капитан «Босфора» Юрий Хохлов. – Так, в машинномотделении была произведена сложнейшая операция – вскрыты полы и заменено около95 процентов трубопровода, чего не делалось на протяжении всей моей преды-дущейработы на посту капитана этого судна. Также один из дизелей был полностьюразобран и собран вновь, докуплены недостающие детали. Было заменено более 80квадратных метров обшивки, а одних только замеров остаточной толщины металласделано несколько тысяч. После сдачи судна его три раза осматривала комиссияРосрегистра. Думаю, все это говорит о том, что судно теперь будет долго инадежно перевозить пассажиров.
Специалистысудоремонтной компании «Первомайское» также вспоминают, как выполняли всепредписания Росрегистра.
– Над ремонтомтрудилось около 400 человек – штатных и приглашенных специалистов, – делитсяруководитель ООО СК «Первомайское» Алексей Богомяков. – Для начала мы поставилипаром в док, определили проблемные места, почистили пескоструйной машиной веськорпус от киля до клотика, покрасили. Все механизмы на судне были почищены иперебраны. Закупили и установили новые системы пожаротушения и экстренногооповещения. Сделали каюты для экипажа – постелили ламинат, поставили мебель.Обновили места для пассажиров, в большом салоне для комфортности установилителевизоры.
К слову, сейчас наООО СК «Первомайское» ремонтируют свои суда коммерческие перевозчики,осуществляющие рейсы на острова, что уже само по себе говорит о достаточновысоком статусе предприятия.
– Мы уверены, чтосделали правильный выбор, определив для работы на линии «Владивосток – островПопова» в зимний период именно «Босфор Восточный», – комментирует руководительМУП «Морская береговая инфраструктура» Геннадий Озеркин. – Иные варианты простоне выдерживали никакой критики: мы не могли купить паром в Корее или Японии,потому что в этих странах просто нет судов ледового класса, а стоимость спецзаказа,по нашим расчетам, выходила бы далеко за пределы потраченной нами суммы.Кстати, место для ремонта «Босфора» на территории Владивостока также выбранокрайне удачно. Провести ремонт за границей не представляется возможным: паромпросто не сможет отойти от берега дальше чем на 20 миль.
При этом, конечно,не все детали можно было найти у нас в Приморье, многие из них пришлосьпокупать за его пределами – и не в Китае, потому как сломаются быстро, а вСанкт-Петербурге, что потребовало дополнительных временных затрат.
Бояться нечего
Между тем 30 апрелязавершается первая зимняя навигация парома «Босфор Восточный» в статусемуниципального. Что ж, команда судна может похвастать не только отсутствием заэто время поломок (судно не вышло в рейс лишь один раз – из-за сильногошторма), но и значительно подросшим пассажиропотоком. Если раньше на линии вэтот период перевозили по 15-20 человек в будние дни, то теперь это числовыросло до 50-60 человек, а в выходные – от 80 до 160. Здесь, вероятно, можноговорить о том, что горожане с благодарностью приняли подобную заботу мэрии оних.
Между тем своялицензия на пассажирские перевозки появится у администрации Владивостока уже вближайшее время – в начале мая. А поскольку, по словам Юрия Хохлова, послепроведенного ремонта «Босфор Восточный» готов работать достаточно долго, естьуверенность: у паромных переправ нашего города хорошее будущее.
Возможно, парому«Босфор Восточный» суждено стать первой ласточкой в муниципальном морскомпассажирском транспорте. Практика его зимней навигации показала: для горожанпоявление такого флота (при условии сохранения нынешнего качественного подходасо стороны администрации и судоремонтников) было бы крайне желательно.
Автор: Антон ВАЛЬТОН