Дороги, которые мы убиваем

В Приморье уже вторую неделю проходит операция «Большегрузы». Ее цель – стабилизировать ситуацию с аварийностью на дорогах края, пресечь нарушения правил перевозки грузов, уберечь главные и второстепенные дороги нашего региона, а также улично-дорожную сеть населенных пунктов от разрушения.

23 апр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3527 от 23 апр. 2014
b6f07a50274d7bc08ea72112bdd475d7.jpg

Борьба ГИБДД с негабаритным автотранспортом – это противостояние... без победителей?

Корреспондент «В» побывал на переднемкрае борьбы с большегрузами – нарушителями правил дорожного движения.

Неспали из-за вибрации

Автомобильная дорога, пересекающаясело Суражевка по улице Кубанской, больше похожа на взбесившиеся «амурские волны»,чем на рукотворное дорожное полотно. Машины по ней едва ползут, рискуя либо провалитьсяв яму, либо ободрать днище о булыжники: асфальта здесь почти не осталось. По словамместных жителей, его уничтожили большегрузы и контейнеровозы. Раскололи, раскрошилии вдавили своей многотонной массой в грунт.

Дорога через Суражевку – часть асфальтово-грунтовойперемычки, соединяющей трассу М-188 «Находка – Владивосток» с федеральной трассойМ-60 «Уссури» в обход города Артема. Здесь нет ни одного поста ГИБДД, и поэтомуона в фаворе у водителей. Особенно у дальнобойщиков, доставляющих грузы из другихрегионов России в Партизанск, в порты Находка, Врангель и обратно. По этой же дорогеежедневно елозят самосвалы, груженные камнями из карьера, расположенного на территорииАртемовского городского округа рядом с поселком Заводским. Для жителей Суражевки,коих здесь проживает около двух тысяч душ, эта убитая дорога – злой рок.

– Нашу дорогу разбили дорожники,которые строили развязку в районе Кневичей. Их переполненные машины круглые суткивозили через Суражевку булдыганы. Мы живем в старом доме недалеко от дороги, такот вибрации невозможно было спать. Правда, сейчас стало спокойнее. Они пересталиработать по ночам. Фуры, конечно, тоже ездят. Но я считаю, что здесь виноваты именноперегруженные самосвалы, – рассказала корреспонденту «В» педагог местной школы ЕленаСергеевна.

С ней отчасти солидарен прораб компании«ПримАвтоДор» Виктор Дзюбенко. Недалеко от Суражевки рабочие этого предприятия буквальнозаново строят «разбомбленную» дорогу, которая еще полгода назад была под асфальтом.На реанимации трассы работает мощная импортная техника.

– Дорогу уничтожили большегрузы!– убежден Виктор Борисович. – Мы здесь восстанавливаем небольшой участок, всегодесять километров. А если взять по всему краю, от границы с Хабаровском, то такихдорог у нас сотни километров. А это миллионы бюджетных рублей, хотя на эти деньгиможно было бы построить новые дороги. К нам везут грузы со всей страны, даже изМосквы, и водителям из других регионов все равно, что они оставят после себя в Приморье.Они контейнер доставили и уехали, а мы остались с разбитыми дорогами и с расходамина их ремонт. Мне жалко наших автомобилистов, которые убивают здесь свои машины,– говорит прораб.

Работатькруглосуточно

Контроль над перевозками крупногабаритныхгрузов осуществляют сотрудники ГИБДД в пунктах весового контроля. Здесь проверяютвес и габариты автотранспорта на соответствие требованиям ПДД. Точнее, должны проверять.К примеру, недалеко от поселка Шкотово, если ехать со стороны Находки, находитсяодин из таких стационарных пунктов. Но он уже несколько лет исполняет роль безобидногопугала, так как «не приведен в соответствие требованиям технического регламента».По этой же причине не работает стационарный пункт весового контроля на въезде воВладивосток. Поэтому самосвалы с перегрузом и негабаритные контейнеровозы пролетаютмимо них беспрепятственно.

Зато передвижной пункт весовогоконтроля, расположенный на гострассе М-60 по соседству с поселком Новым, можно смелоназвать передовиком борьбы с нарушителями правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесныхгрузов. Его весы могут принимать машины весом до двухсот тонн. А работающие здесьсотрудники ГИБДД ежедневно оформляют административный материал на 5-6 нарушителей.После чего некоторые машины попадают на арестплощадку в поселке Новом до устранениязамечаний, причем не своим ходом, а с помощью эвакуатора. При этом буксировка провинившегосяавтотранспорта, содержание его под арестом плюс штраф обходятся перевозчику в несколькотысяч, а то и десятков тысяч рублей. Как говорится, оно вам надо? При таком раскладедешевле не нарушать правила перевозки.

По словам майора полиции КонстантинаТарасенко, командира отдельной роты ОГИБДД ОМВД России по Надеждинскому району,мимо этой лаборатории на колесах не проскочит ни один большегруз.Но некоторые находчивые водители объезжают контрольные весы через поселокНовый: развилки на дороге это позволяют. На въезде в этот населенный пункт можнобыло бы повесить знак «Движениегрузового транспорта запрещено». Но в Новом существуют несколько автопредприятий,поэтому запрещать въезд в поселок нельзя.

– На днях ко мне приходили местныежители с жалобами на большегрузный автотранспорт, который разбивает асфальт в поселкеНовом. Мы их услышали. И в ближайшее время найдем более удачное место для установкивесов, чтобы у большегрузов не было возможности портить дороги в поселке, – говориткомандир отдельной роты ОГИБДД ОМВД России по Надеждинскому району.

В свою очередь, водители большегрузовтоже не лыком шиты. Они не лезут добровольно на рожон, то есть на весы контрольнойлаборатории, а отдыхают на обочинах или около придорожных кафе до вечера, поджидая,когда инспектора закончат работу и уедут. И тогда дорога на Владивосток и Находкубудет свободна. И так каждый день.

В идеале контрольный пункт околоНового должен работать круглые сутки, благо сейчас не зима. Но почему-то не работает.Поэтому в реальности нынешнее противостояние Госавтоинспекции большегрузам сроднидетской игре, кто кого пересидит.

Поставитьзаслон

По словам КонстантинаТарасенко, ущерб дорожному хозяйству края от большегрузов колоссальный. При этомстрадают не только поселковые дороги, и без того убитые, но и новые автомагистрали,построенные к саммиту АТЭС 2012 года. Дело в том, что в Приморье, в частности воВладивостоке, продолжаются масштабные строительные работы. Машины, груженные грунтоми скальником, гоняют по дорогам с большим перегрузом, зачастую в несколько тонн.И никто им не указ.

Как рассказалкорреспонденту «В» Олег Уланов, начальник отдела организации дорожного движения администрацииВладивостока, для перевозки негабаритных грузов руководители автопредприятий должныбрать специальные разрешения. С его получением нет проблем. Некоторые так и поступают.Как правило, разрешение выдается либо на три месяца, либо на 10 поездок. Стоит онотысячу рублей. Но многие перевозчики жульничают, они берут разрешение, не указывая,что их машины будут ездить с перегрузом, и нарываются на неприятности на пункте весового контроля.

На днях на площадку временного содержанияарестованных машин попал большегруз, на котором в порт Врангель везли многотоннуюшиберную задвижку из далекого Усть-Каменогорска. Машину остановили около БольшогоКамня, за 80 километров до цели, из-за перегруза. Представляете эмоциональный выхлопводителя, когда его махину три часа буксировали в поселок Новый: Владимир Даль нервнокурит в стороне! Мало того что он нарвалсяна штраф, так еще неизвестно, когда освободится из плена. Поскольку сделать этоне так просто. И накладно.

– Водитель здесь никакой роли неиграет. Ему сказали загрузить столько-то тонн, он и загрузит. Если он не загрузит,то потеряет в зарплате. И никто не хочет платить за вред дорогам. Но с появлениемвесового контроля руководители предприятий начинают потихоньку платить. Правда,это не так массово, как хотелось бы, – говорит Олег Уланов.

По его словам, в скором времениу города появится своя передвижная лаборатория, чтобы организовывать весовой контрольв черте Владивостока и поставить заслон нерадивым перевозчикам.

Кстати, мы попытались выяснить,сколько всего стационарных весовых лабораторий установлено на дорогах края. Но,по словам представителя пресс-службы краевой Госавтоинспекции, это «информация ограниченногодоступа». Что очень странно, ведь места их дислокации должны быть указаны на картахдорог Приморья. Но если остальные пункты весового контроля в таком же техническомсостоянии, как и их собрат, «прописанный» около Шкотово, то, как сказал бы в даннойситуации Михаил Жванецкий, это не борьба и это не результат.

Справка «В»

Водитель, запомни!

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесныхгрузов без специального разрешения и специального пропуска, а равно с отклонениемот указанного в специальном разрешении маршрута движения влечет наложение административногоштрафа на водителя в размере от 2 тысяч до 2,5 тысячи рублей.Или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.На должностных лиц, ответственных за перевозку, – от 15 тысяч до 20 тысяч рублей;на юридических лиц – от 400 тысяч до 500 тысяч рублей. С 1 июля 2008 года разрешенозадержание транспортного средства.

Статья 12.21 ч. 1 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки крупногабаритных итяжеловесных грузов»