Бабушек привлекут. К учебному процессу
Комплекс провинциальности Владивосток давно оставил за плечами. Наши музыканты, художники, спортсмены, педагоги доказали: в столице Приморья живут люди талантливые, сильные, интересные, способные победить в конкурсах и соревнованиях любого уровня.
Владивостокскийпедагог вооружился финским опытом
Светлана Соколова, директор муниципальной средней школы № 28 городаВладивостока, стала одним из десяти призеров всероссийского конкурса«Директор-2013». И побывала в Финляндии – стране, где система образованиясчитается одной из самых передовых.
– Все началось с того, – вспоминает Светлана Викторовна, – что в2012 году во Владивостоке проходил конкурс имени Николая Дубинина – знаменитогодиректора школы-интерната, новатора ипрекрасного педагога. Я стала победителем в одной из номинаций. И подумала, чтов силах представить Владивосток на конкурсе более высокого уровня.
Видео для родителей и лекциядля педагогов
Участие в конкурсе «Директор года» началось с написания эссе натему «Человеческий ресурс: от сопротивления к сотрудничеству». Это был заочныйэтап. Я написала, отправила, а через два месяца мне сообщили: из более чем 700участников я попала в число 30 финалистов, которые отправляются в Москву наочный тур. Перед поездкой в столицу нужно было отправить видеоролик на тему «Мыто, что надо!». В этом сюжете директору и коллективу школы надо было убедитьродителей будущих первоклассников, что они должны выбрать именно эту школу,именно сюда привести детей.
В Москве мы выполнили еще несколько заданий, по результатам всехиспытаний – в том числе видеоролика – была определена лучшая десятка, попаданиев которую уже значило победу. Среди финалистов оказалась и я. Все получилизадание: выступить перед педагогической общественностью, представив, что в залелюди, которых вы нанимаете на работу. И объяснить, кого из них примете наработу, а чего в своем коллективе не потерпите.
– И какие же принципы вы вложили в посланиях родителям ипотенциальным сотрудникам?
– В ролике для родителей я выделила главное. Первое: выбираяшколу для первоклассника, мамы и папы интересуются педагогическим коллективом.Поэтому старалась показать, что у нас стабильный, молодой, хорошоподготовленный коллектив. Второе – безопасные, комфортные условия пребывания вшколе, которые я тоже показала.
Что же касается моих принципов подбора кадров, то они просты. Ясчитаю, что в школу должны идти люди в первую очередь творческие, способные –как бы высокопарно это ни звучало – на подвиг (потому что не так быстро и нетак просто, работая в школе, достичь материального комфорта, но заработнаяплата прямо пропорциональна желанию работать, активности педагога). Что же дотого, чего я не признаю в педагогической работе, то это лень, опоздания ипрогулы, а также равнодушие к жизни школы.
По этим принципам работает наш коллектив.
В Стране суоми не докучаютпроверками
– Все десять финалистов отправились в Финляндию?
– Да. Это был главный приз, ведь она входит в топ-список стран, где высокий уровеньобразования.
Мы посетили Хельсинки, Лахти и Турку; видели начальные школы, какчастные, так и государственные; гимназии,где учатся старшие классы (10 – 12-й классы), образовательныецентры, очень похожие на наши профтехучилища, но многопрофильные (в одномцентре могут учиться и будущие кулинары, и артисты цирка, и столяры).Посмотрели мы и школы, где учатся дети (чаще всего из России), которыеприезжают в Финляндию, не владея ни одним из государственных языков этой страны– ни финским, ни шведским. Что показательно, к моменту окончания школы онизнают и финский, и шведский, и английский. Кстати, многие из выпускников школФинляндии к выпуску владеют пятью иностранными языками, а знание английскогообязательно для всех преподавателей.
Мы общались с учительскими профсоюзами, с ассоциацией директоровшкол, были в национальном совете по образованию.
– Что вас больше всего поразило?
– То, что вся система образования построена на доверии. Родителей– к школе, учителя – к ученику, администрации школы – к учителю, а вышестоящихорганов управления – к школе. Школы не подвергаются проверкам. В год у нихвсего два отчета: публичный доклад и отчет по финансам, причем только по тем,что даны школе сверх нормы.
Сокиначинают выжимать с 7-го класса
Поразил формат сдачи ЕГЭ. Предметов сдается четыре. Время сдачи –весна и осень, причем выпускник решает сам, сколько экзаменов в какие сроки онбудет сдавать. Экзамены проходят в той школе, где ребенок учится, проверяют ихучителя этой же школы.
Учебники в Финляндии – как исама программа – гораздо более простые, чем у нас. То, что наши дети изучают впервом классе, в Финляндии учат в третьем. До седьмого класса практически неставят оценок. Как пояснили финские коллеги, это делается для того, чтобы неотбивать у ребенка охоту к учению. А вот когда – после седьмого класса –ребенок начинает учиться сознательно, спрос с него становится другим, и подходысерьезнее. Как сказали коллеги, в старших классах из ребенка выжимают все соки– те, кто намерен идти в вузы, трудятся серьезно.
Замечу, что очень аргументированно школьников ориентируют наполучение профессии, и после 9-го класса юные финны идут в образовательныецентры. Там они могут одновременно и учиться, чтобы сдать ЕГЭ, и поступить вуниверситет.
Во всей стране бесплатные учебники (впрочем, они и в России скоротакими станут), бесплатный проезд в транспорте для студентов и школьников,бесплатные обеды для всей школы.
Бабушки – неотъемлемая частьучебного процесса
– Был ли у этой поездки какой-то практическийрезультат?
– Кое-что я взяла на заметку. Мне понравилось, что вшколах проводят дни бабушек и дедушек. Думаю, сначала мы проведем что-то подобное в наших младших классах. Вообще,дедушки и бабушки в Финляндии объединяются в ассоциации и помогают в школах.Бабушки учат детей кулинарии, домоводству, дедушки присутствуют на уроках вмладших классах в качестве помощников учителя (это, кстати, норма – в школах науроках педагог и два помощника).
Понравилась идея дня тени. Встарших классах, когда дети задумываются о будущей профессии, они пишут письмав разные фирмы, компании, учреждения. Руководители этих предприятий берутшкольников на целый день к себе и дают им возможность стать «тенью» – своей иликого-то из сотрудников. Ребенок получает практическийопыт, видит профессию изнутри, возможно, более сознательно отнесется к выбору.
Думаю, мы поговорим сродителями старшеклассников и устроим нечто подобное.
На всех переменах – а они длятсяпо 15 минут – все ученики обязательно выходят на улицу. Обязательно! Мы дажезадавали вопрос: а как же первоклашки, они ж пока оденутся-разденутся, на улицу выйти не успеют. Нам спокойноответили: да, два месяца ребенок будет одеваться-раздеваться,зато на третий научится. В Финляндии вообще детям предоставлено большесамостоятельности, его меньше опекают, меньше торопят, дают осознатьответственность за свои поступки.
Ну а главный практический итогмоего участия в конкурсе в том, что в этом году свои документы на конкурс«Директор-2014» подали сразу двое моих коллег – директоравладивостокских школ. Я поделилась с ними своим опытом, все рассказала.
И в моей школе учителя поняли,что у всех равные шансы на победу – вне зависимости от того, из какого городаучастник. И сегодня у нас сразу три педагога принимают участие в конкурсах.Ведь нужно не бояться, не испытывать комплекс провинциала, а верить в своисилы.
От первого лица
– В последние годы наши школьники частозанимают призовые места на Всероссийских олимпиадах и выигрывают в разныхмеждународных конкурсах, – сказал глава города Игорь Пушкарев. – Директор 28-йшколы Светлана Соколова вошла в десятку лучших директоров России. Думаю, вомногом это происходит благодаря тому, что уровень оснащенности вовладивостокских школах растет. В каждой теперь есть интерактивные доски, новыекомпьютеры. Лабораторное оборудование устанавливаем. С ним школьников прощеувлечь наукой. И их знания становятся более глубокими. А учителям, в своюочередь, интереснее работать.
Справка «В»
Как рассказали в управлении по работе смуниципальными учреждениями образования администрации Владивостока, практическиво всех классах школы № 28 есть интерактивные доски, мультимедийные проекторы,купленные администрацией города. Как и все школы Владивостока, она подключена ксети Интернет.
В рамках программы «Спортивный Владивосток» во дворе школы № 28была установлена новая спортивная площадка, пользующаяся огромной популярностьюи у учеников школы, и у жителей окрестных домов, которые приходят сюда утром ивечером на разминки и зарядку.
Сейчас идет разработка проекта ремонта спортивного зала этогоучебного заведения.
Школа расположена рядом с Жариковским сквером, который ещенесколько лет назад был практически бесхозным. И первыми тревогу по поводутого, что происходит с этой зеленой зоной и памятным местом, подняли ученикишколы вместе с учителем истории Натальей Лосевой. Ребята в меру своих силоблагородили сквер – это был их проект для участия в акции «Я гражданинРоссии». Затем сквер попал в зону внимания городской администрации и былполностью отремонтирован.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ