Как сделать человека кашалотом...
Выставка «Мой театр», работающая в музейно-выставочном комплексе ВГУЭС, представляет зрителю удивительную профессию – театрального художника. Человека, создающего костюмы и декорации, наполняющего спектакли цветом и колоритом; творца, который может выстроить на сцене целый город, а из костюма Мышки сделать настоящее произведение искусства… Все это может Наталья Стороженко, художник Приморского краевого театра молодежи.
Эскизы декораций и костюмов болеечем к 20 спектаклям, фотографии спектаклей – все это можно увидеть на выставке.И перелистать историю жизни театра молодежи, в котором с 1979 года и работаетНаталья Стороженко.
– Еще в детском саду, –улыбается Наталья Васильевна, – воспитательница сказала моей маме: «Наташахорошо рисует, обратите внимание»… Конечно, тогда я не мечтала статьтеатральным художником, впервые всерьез задумалась об этом, когда вхудожественном училище нам стали читать курс «декоративно-прикладное искусство». Затем и в институтеискусств я интересовалась этим предметом…
Мой первый полноценныйспектакль был на пятом курсе института – «Иоланта». С тех пор я знала, что будуработать только в театре. Но сначала как-то не сложилось… Во времяраспределения мне предложили место художника в театре кукол. Это было не совсемто, чего хотелось, я плохо представляла себе, как действуют куклы, в чемспецифика театра. В итоге отказалась. Зато пошла на свой страх и риск к ЕфимуТабачникову, тогдашнему главному режиссеру театра имени Горького, сталапроситься на работу. Он посмотрел на меня, выпускницу, усмехнулся: «Я вассовсем не знаю…» И не принял…
Я работала, но от своей мечтыне отказывалась. Предложили сделать спектакль в ТЮЗе – согласилась. Это был«Бемби». После него я и стала работать в театре. Кстати, на один из оформленныхмною спектаклей пришел Табачников. И сказал: «Ну вот, теперь думаю, что надобыло тебя брать…»
После «Бемби» у НатальиСтороженко было уже больше сотни спектаклей, к которым она создала костюмы,декорации. Она помнит все постановки, даже те, которым не суждено былопредстать перед зрителем.
– Помню, как для так и нереализовавшегося спектакля «Русалочка» придумывала костюмы главной героини,осьминога, кашалота, – рассказывает Наталья. – Это было очень интересно. Мневообще лучше работается, когда надо что-то особенное придумывать, приниматьнеобычные решения. Долго не представляла, как же показать, что кашалот –огромное животное. В итоге придумала. И как же было обидно, когда на постановкуне хватило средств.
Так же было и со спектаклем«Блин-два». Он о наркоманах, о большой проблеме… Ядумала: как же показать это? Ехала на работу мимо университета, смотрю – стоятмолодые люди и курят, курят… И вдруг – как щелчок! – пришло решение. Наркоманыведь по сути – сгоревшие люди, истлевшие, как спички. Пришло решение сразу,мгновенно – черные комбинезоны как основа. Жаль, что и этот спектакль неудалось довести до премьеры…
Помню, как интересно былоработать над созданием декораций к «Снежной королеве». Я сидела у себя и рассматривала старую – из своего детства –книгу «Снежная королева», подаренную мне еще бабушкой. Книга была объемная, тоесть открываешь страничку – и встает перед тобой замок Снежной королевы иликомната Кая и Герды… Режиссер увидел и сказал: хочу, чтобы декорации вспектакле вот так же, как из книжной страницы, вырастали на сцене. И мы нашлиизящное решение, у нас задник был с прорезями, а все декорации на веревках, онии правда как бы вставали сразу.
– Актер должен в костюмедвигаться, играть. Вы всегда помните о функциональности?
– Конечно! Как и фактуруактера. Я всегда спрашиваю: кто будет играть? Ведь работаешь под конкретногоисполнителя. Но когда я сижу в зале и смотрю премьеру, думаю: как же здоровоиграет артист, как ожил на нем костюм. Вообще не раз сталкивалась с тем, чтокостюм помогает актеру. Бывает, приходит артист и просит: покажи эскиз.Посмотрит и скажет: ну вот, образ стал яснее. Я всегда рада, когда такпроисходит. А бывает, что и актер приходит со своими пожеланиями. И я всегда ихучитываю.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ