Покушение на качество. История подделок

Наверное, подделки рождаются одновременно с оригинальным товаром. Причем буквально любым. Трудно даже найти в окружающем мире что-то, что не имеет дубликата-фальсификата.

2 апр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3515 от 2 апр. 2014

«Клонировать» популярныхартистов придумали задолго до«Ласковогомая»

Еще в 1951 году в Париже поинициативе французского Союза производителей был создан Музей подделок. Средиего экспонатов – сумки, кошельки, галстуки, игрушки, «древние» статуи и амфоры,солнцезащитные очки, духи… Аналогичный музей есть в немецком Золингене; большаячасть подделок в его экспозиции – из стран Юго-ВосточнойАзии, причем внешне отличить оригинал от плагиата очень трудно.

Травкой Кузьмичаздоровье не поправишь

Надо сказать, что и у насможно создать такой музей, причем даже вполне исторический. Простое описаниеподделок прошлых веков может занять несколько газетных страниц. Разумеется, впервую очередь фальсифицировали то, что пользовалось спросом и легчепродавалось: чай и кофе, меха и чулки, керосин и спички, лекарства ипарфюмерию, банкноты и монеты, антиквариат и картины… Так что вовсе не случайнов старых газетах нередко встречались уведомления типа «Подлинный только с этоюфабричною маркою» или «Требуйте оригинальную алюминиевую упаковку с фабричноюмаркою (три портрета) и с таможенной пломбой». Даже всемирно знаменитая фирма«Нестле» обращалась к покупателям с призывом «Бойтесь подделок!».

Как и в наше время, широкоподделывались различные лекарства и медицинские препараты. Поэтому фирмами печаталисьтакие предупреждения: «Следует обращать внимание на название и остерегатьсямалоценных негодных подражаний, которые с нашим снадобьем ни по составу, ни подействию ничего общего не имеют и часто содержат вредные для здоровьявещества». Или: «Следует обращать внимание на упаковку и отказываться от всехвытяжек и жидкостей с разными названиями, о негодности которых издана особаяброшюра». Дело доходило до того, что медицинский департамент был вынужденпечатать такие заявления (газета «Владивосток», 1899 год).

«Несмотря на принятые меры кнедопущению печатания в газетах беззастенчивых реклам о так называемой травеКузьмича, способствующих распространению в публике совершенно неосновательногомнения о полезности названной травы, предлагаемой торговцами по совершеннонесообразной высокой цене в качестве лекарства от всевозможных болезней, такиерекламы тем не менее проникают в общество… Ввиду изложенного МедицинскийДепартамент доводит до всеобщего сведения, что растение эфедра, называемаятакже «Кузьмичевой травой», произрастает во многих местностях Европейской иАзиатской России и представляет собою сравнительно дешевый материал… между темкак торговцы назначают на нее цену в 3 и даже 5 руб. за фунт».

Ненастоящая водка

Разумеется, в нашей странеалкоголь был одним из «важнейших» фальсификатов. Простейшим способом подделкибыла переклейка этикеток, и в результате столь несложной процедуры обычное«плодово-выгодное» элементарно превращалось в элитныйкагор. Что характерно, грешили этим даже такие известные торговые дома, как«Чурин и Ко» и «Кунст и Альберс». Описывая один такой «казус»,газета «Дальний Восток» в 1901 году язвила: «Выходит, бутылка местная,риковская, этикетка одесская, кроновская, а мадера неизвестного происхождения –альберсовская». Но в таком случае хотя бы содержимое бутылки было безопасным(хотя и не соответствующим цене).

Гораздо опаснее были китайские и японские подделки знаменитойсмирновки. В 1901 году газета «Владивосток» публиковала такую заметку: «Нампередавали, что в Тяндзине появилась фальсификация известной российской водкифирмы Петра Смирнова, в точно таких же бутылках, в каких помещается и настоящаяводка, и с точно такими же этикетами. Только разница в самой водке. Подделкагораздо слабее настоящей, притом при взбалтывании мутнеет и делается беловатогоцвета. Любители выпить совсем эту водку забраковали. «Помилуйте, – негодуетодин такой любитель, – вдвоем пять бутылок выпили и ни в одном глазу? Тогда какнастоящей смирновки нам две бутылки достаточно!».

В том же 1901 году газета «Дальний Восток» писала о той жесмирновке, но иного места фальсификации. «Нам только что доставлена «сороковка»смирновки, купленной в Японии... Та «сороковка», на которую мы смотрим сумилением, как на продукт национального творчества, нашедшая себе доступ нарынки Японии, на деле оказалась чисто японского производства, начиная с самойводки и кончая бутылкой и этикеткой. Выделывается наша смирновка на заводах вЙокогаме и Нагасаки. Есть сорта весьма хорошей выделки (60 коп. бутылка), естьпоплоше (50 коп.), есть и совсем плохие. Этикетка подделана в совершенстве;отличить подделку можно только по двум «опискам». На поддельной этикеткезначится: «в Одесса» и «у Чуионного моста».

Подделано все, чтосделано

Поскольку за подделки в общем-то никого не наказывали, честным торговцамприходилось помещать в газетах такие, например, объявления: «ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ.Прогрессивно увеличивающийся спрос на впервые выпущенные товариществом «Н.Л.Шустов с сыновьями» настойки и ликеры: яблочную, нежинскую на коньяке, ежевику,красную-клюквенную, уральскую бруснику, крымский дюшес,белую сливу и другие – ВЫЗВАЛ ПОДРАЖАНИЯ» («Дальний Восток», 1900 год). Илитакие: «Настоящее прованское масло БЕССЕД совершенно здорово и высшегобезупречного качества. Просят не принимать бутылки с поврежденными ярлыками илибез подписи. Остерегаться подделок, подражающих ярлыку и форме бутылки»(«Владивосток», 1899 год).

Особенно тяжело приходилосьпроизводителям парфюмерии и косметики – рынок был буквально наводненвсевозможными фальсификациями. Приходилось надеяться только на то, чтопокупатели внимательно читают газеты. В них регулярно публиковалисьпредостережения, подобные этому: «Ввиду появившихся за последнее времямногочисленных подделок и подражаний нашего глицеро-вазелинового мыла «Молодость» покорнейше просимпублику обращать внимание на № 1017 разрешения врачебного управления и на фирму«А. Сиу и Ко». Этикет утвержден Департаментом торговли и мануфактур.Подделки будут преследоваться законом». Интересно, что порой такие фальсификаты(явно плохого качества) изготавливались не в Китае, как можно предположить, а вЯпонии.

Разумеется, и местные китайцынередко обманывали покупателей. В далеком 1885 году купец Федоров через газету«Владивосток» предупреждал: «Прошу обратить внимание на моих разносчиков,которые на корзинах будут иметь вывески; другим не доверять, так как китайцыторгуют своим печеньем, похожим формой на мое изделье». А первый историк городаНиколай Матвеев описывал такие ухищрения китайцев, относящиеся к 1896 году: «Дроваскладываются особенным образом с щелями, к зерну прибавляется мусор, к уксусу –вода, мука дополняется низшими сортами и т.д.». Если же к этому списку добавитьнекачественные услуги парикмахеров, зубных лекарей, массажистов, то картинажизни владивостокского обывателя вырисовывается и вовсе неприглядная.

Артист-то ненастоящий

Можно понять, как подделывалитабак. Но бумагу для курения… Однако и такие случаи (видимо, нередкие) были,поскольку век назад в газетах публиковалось «Предостережение господам курящим».В нем от имени московского Торгового дома «А. Катык и Ко»говорилось: «Настоящая бумага «Филигрань» и настоящая бумага «Триумф», приятныена вкус и безвредные для здоровья, приготовляются товариществом «Небе»исключительно для Торгового дома «А. Катык и Ко», которомупринадлежит секрет состава названных сортов бумаги, и потому папиросные гильзы,выпускаемые в продажу другими фабриками под теми же названиями, выделываются изподдельной бумаги, в чем легко убедиться посредством сравнения». Вот такой дымот папирос…

Еще более необычным можноназвать производство «на местах» поддельных фильмов. Разумеется, зритель былнепритязательным, в кинотеатры ходил редко, и его можно было элементарнообмануть. То есть прокатчики брали старые фильмы, готовили из пленки «нарезку»– и получалось совсем новое кино. В итоге дирекция «Гранд-Иллюзиона» в газете «Дальний Восток» в 1911 годусообщала «о недобросовестной конкуренции местных иллюзионов, для поднятия своихсборов не стесняющихся присваивать громкие и боевые названия к картинам,которые ничего общего с действительными фильмами не имеют». Например, фильм«Циклон и последняя катастрофа в Италии» был составлен из одного отрывка из«Пате-журнала» и нескольких кусков, взятых из наводненияв Париже год назад.

Далее в сообщении говорилось:«Не желая предавать гласности о подобной фальсификации, нашли нужнымпромолчать, но дерзость подобных демонстрантов переходит всякие границы. Наднях другим же иллюзионом, всем известным своими банальными рекламами, былапоставлена известная историческая картина «АГРИППИНА», которая вдействительности не более как «Танец Одалиски», желая подобным обманом«сорвать», что называется, на кинематографическом рынке настоящую картину«Агриппина», которую не имел возможность приобрести». И теперь «Гранд-Иллюзион», купивший подлинную «Агриппину»,приглашал всех зрителей убедиться в наглом обмане конкурентов…

И еще об искусстве. Любопытно, что даже музыкальные группы-двойники, частенько гастролирующие попросторам России, тоже явление не новое. Так, еще в 1907 году газета «ДальнийВосток» под рубрикой «Театр и искусство» информировала читателей: «В одной изхарбинских газет появилось сообщение, что концертирующий в настоящее время поСибири и направляющийся на Дальний Восток известный артист Петербургских иМосковских театров Ник. Геор. Северский не настоящий Северский, а«фальсифицированный». Так что все в мире повторяется. Особенно фальсификация.

Поматериалам газет из архива ОИАК