Тихоокеанский симфонический выручат китайцы?

Не один год Тихоокеанский симфонический оркестр (ТСО) работал без главного дирижера и художественного руководителя. Проблем у коллектива скопилось немало, причем многие из них – низкие зарплаты, недоукомплектованность – только крепли из года в год.

27 март 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3512 от 27 март 2014
7a0690c5d41f23a0c9d880138b3808fd.jpg

Новый главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра настроеноптимистично

А последние пару лет вообще казалось, что краевая властьзабыла про симфонический оркестр, отдавая все силы оркестру театра оперы ибалета. (Между прочим, туда ушли более 20 музыкантов из ТСО, буквально оголивТихоокеанский симфонический. Пять первых скрипок в оркестре – это курам насмех!) Но вот, возможно, появился и у Тихоокеанского симфонического свет вконце тоннеля. Главным дирижером и художественным руководителем назначен – поитогам конкурса – Анатолий Смирнов, заслуженный артист России.

Руководство филармонии не скрывало: во время конкурсаучитывалось и мнение музыкантов оркестра, которые на первое место поставилиСергея Примака, вторым же по популярности шел Смирнов.

– Немаловажным оказался жилищный вопрос, – призналасьТатьяна Сергеева, художественный руководитель филармонии. – Анатолий Смирновуже работает во Владивостоке в театре оперы и балета дирижером балетныхспектаклей, и обеспечение его жильем любезно взял на себя Антон Лубченко. Дляфилармонии это вопрос очень серьезный. Но конкурсная комиссия, принимаярешение, в первую очередь исходила из творческих качеств дирижера.

Став руководителем ТСО, Анатолий Смирнов тем не менее неоставит работу в театре оперы и балета. Будет там трудиться по совместительствуи на полставки.

– У меня уже есть немалый опыт совмещения должностей, – успокоилАнатолий Павлович общественность на первой своей пресс-конференциив должности главного дирижера ТСО. – В Волгограде я работал главным дирижероммузыкального театра и на полставки – в симфоническом оркестре. И так было 15лет.

Мы с Антоном Лубченко в хороших отношениях, вопроссовместительства обсудили, как и с Алексеем Макаренко. Было решено, что будемработать в тесном сотрудничестве – оркестр театра и Тихоокеанскийсимфонический, планировать спектакли и репетиции так, чтобы не было накладок.Как вы знаете, в Тихоокеанском симфоническом сегодня большие проблемы скадрами. И это самый главный вопрос, который я, как главный дирижер, всотрудничестве с директором филармонии буду решать. Но это процесс длительный,пока же мы будем приглашать недостающих музыкантов из оркестра театра опера ибалета. Арфистку, гобоев, фагот и так далее. И репертуар будем составлять так,чтобы можно было играть и полноценные концерты в филармонии, и спектакли втеатре.

– Как же вы намерены решать кадровый вопрос?

– Думаю, что и жители края, и руководство краязаинтересованы в том, чтобы Тихоокеанский симфонический оркестр существовал какполноценная единица. Так что общими усилиями мы будем укреплять оркестр,приглашать музыкантов. Как добрать те 20 единиц, которых не хватает? Думаю, мыобратимся к академии искусств, где прекрасные, талантливые студенты. Я дажезнаю, что там есть очень многообещающие музыканты. Проблема в том, что они –граждане других стран, в частности КНР, и права работать в России не имеют. Номы попробуем решить этот вопрос. В академии есть и замечательные преподаватели,которых мы тоже будем приглашать.

Вообще, я поражен уровнем таланта студентов как академииискусств, так и колледжа при академии, воспитанников музыкальных школ. Сейчастам идет конкурс, я нахожусь в жюри. Замечательные дети приходят! Это же нашибудущие кадры. В перспективе, надеюсь, мы будем тесно работать с академией,колледжем и музыкальными школами и растить кадры в буквальном смысле.

Что касается уровня зарплат, то это не моя компетенция, ноесть ряд предложений, которые мы с руководством филармонии высказаливышестоящим инстанциям. Надеюсь, к нам прислушаются.

– Какие будут ваши первые концерты? Есть ли у вас программана три года работы?

– Поработав с оркестром, я увидел и проблемы, и тенаправления, в которых надо двигаться. Мы с этого года начнем работу над циклом«Все симфонии Моцарта». Их, как известно, 41, и мы сыграем все. Потому чтомузыка Моцарта – это то, на чем воспитываются музыканты, и будет оченьправильно, если мы поиграем много классики. Помимо Моцарта в планах Гайдн,Бетховен, Чайковский, Рахманинов, Стравинский.

1 июня состоится концерт, на котором выступят юные солисты,возможно, это будут победители музыкальных конкурсов, которые сейчас проходят вгороде, может быть, устроим и внутрифилармонический конкурс. И в День защитыдетей на этой сцене с оркестром сыграют дети.

Кроме того, во Владивостоке, насколько я понял, практическиотсутствует жанр оперетты. Поэтому в июне мы сыграем и споем полуконцертныйвариант оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Силами как солистовфилармонии, так и театра оперы и балета.

Хочу также обратиться к мюзиклу и в конце июня представитьпублике концерт американской музыки, в том числе из мюзиклов.

Но, конечно, главным направлением работы будет классическаямузыка.

Первый же концерт, которым я буду дирижировать, состоится 8мая. Он будет посвящен Дню Победы, мы сыграем праздничную увертюру Шостаковича,концерт Грига ля-минор и четвертую симфонию Чайковского.В концерте примет участие прекрасная солистка, преподаватель академии искусствНаталья Исаева.