Тяжело в подготовке – легко в сезон!
Отопительный сезон – как много в этом звуке. А ведь действительно, мало кто из нас задумывался, читая сухие газетные заголовки вроде «Отопительный сезон проходит в плановом режиме», какого труда стоит такая новость. Не журналистам, конечно, а работникам профильных организаций.
Сотрудникам МУПВ «ВПЭС» удалось почти на треть сократитьколичество порывов труб за отопительный период
Для специалистов МУПВ «Владивостокское предприятиеэлектрических сетей» (ВПЭС) каждый сезон «горячих батарей» – особенный. Это какбитва. Здесь также важны стратегия – то есть долгое планирование и тактика –конкретные шаги. Все это помогает одержать победу. А бороться приходится всегдаза одно и то же – тепло в домах. И в этом плане предприятие пошло в наступлениепо всем фронтам.
Главное – подготовка!
Поле деятельности МУПВ «ВПЭС» широкое, как в русской песне.Владивосток – такой город, что некуда лопату воткнуть – везде трубы. Коммуникацииопутывают территорию приморской столицы, как сосуды. Об объемах хозяйства,находящегося под контролем предприятия, судите по цифрам: 450 километровтепловых сетей, 86 центральных тепловых пунктов (ЦТП), 77 насосных станций(ТНС), 251 тепловой узел, 94 индивидуальных тепловых пункта с бойлерамигорячего водоснабжения. И все это с наступлением сезона завелось, заработало,забурлила вода в бойлерах, засопели насосы, растеклась «горяченькая» по трубам.И, хотя было зябко зимой на улице, в квартирах сохранялись тепло и уют. Какзаверяют специалисты ВПЭС, во многом благодаря тому, что холодные месяцывстречали на «товсь!» – во всеоружии.
– Отопительный сезон этого года в сравнении с предыдущимпротекает значительно легче, – рассказывает Александр Кунгурцев, главныйинженер МУПВ «ВПЭС». – Об этом, в частности, говорит статистика пофункциональным отказам (порывам). За период с начала октября и по сегодняшнийдень их количество сократилось на 30 процентов в сравнении с предыдущимсезоном. Это высокий показатель.
За прошедшие лето и осень предприятие провело масштабнуюподготовительную работу. Своими силами и с привлечением подрядных организацийрабочие поменяли порядка 27 километров труб – цифра в масштабах города оченьсерьезная. Из этого количества по результатам подготовительного периода былозаменено 15 километров. То есть те участки теплотрасс, которые не выдержалигидравлических испытаний.
И еще 12 километров – что важно – заменили в плановомрежиме. Это те участки, которые уже пора менять: либо истек срок ихэксплуатации, либо они морально устарели, либо вызывают подозрение и, хотявыдержали увеличенный напор во время «гидравлики», часто давали течи.
– Прошлой зимой мы выявили наиболее сложные участки, которыеи встали в первую очередь списка ремонтных работ, – продолжает АлександрИванович. – Его возглавила улица Русская – проблемный в прошлом году участок.
Работы на Русской вдохновляют результатами. Даннаятеплотрасса отапливает около 80 домов, несколько школ и детских садов и отэтого имеет немалую социальную значимость. Ее неисправность грозила серьезнымдискомфортом, а в работе она показывала себя, прямо скажем, не с лучшейстороны. Часты были порывы. В подготовительный период сотрудники предприятиязаменили около 400 метров труб. Причем крупного диаметра – пятисотки (500миллиметров). Также были реконструированы две тепловые камеры с заменойарматуры. Итог – ни одной жалобы за зиму.
Похожая ситуация и на улице Гоголя: там уложили 200 метровтеплотрассы. Дальше – больше. Еще один участок – на улице Адмирала Кузнецова,74. И здесь уложено порядка 200 метров. На Карбышева, 42 – 150 метров.
На участке Вострецова – вообще 250 метров. И это, кстати,только первый этап. В этом году планируют обновить еще столько же.
Проведена реконструкция ЦТПЛ28 с заменой двух баков –аккумуляторов горячей воды емкостью по 400 кубов. Тепловой пункт обслуживает 28жилых домов на ул. Нейбута (более 13 тысяч человек) и два объекта социальногоназначения.
Что сезон грядущий намготовит?
Но подготовка – это вещь не сезонная, акруглогодичная. Так, например, отопление в домах было включено в ноябрепрошлого года, и уже тогда верстались планы ремонтных и восстановительных работна следующий и последующий годы. Папки с проектами, планами-графиками ипрочими документами – заделами на будущее – представляют собой талмуды.Примечательно, что финансирование ремонтных работ становится известно загодя.
– К 31 декабря мы уже ориентировочно знаем, сколько средствпоступит к нам в следующем сезоне, – сообщает Александр Иванович. – Поэтому ипроекты мы готовим заранее, на перспективу.
На предприятии работает своя проектная группа.
– Проектировщики иногда сутками не выходят из кабинетов, –отмечает главный инженер.
В этих кабинетах создаются проекты. Они проходят экспертизу,предприятие ищет подрядчиков, определяется уровень финансирования. В итоге кначалу года подготавливается внушительная папка с готовыми проектами. Осталосьтолько получить финансирование и, собственно, браться за дело.
– Уже полностью сверстана программа ремонта на сезон 2014-2015годов, – рассказал Александр Кунгурцев. – Это помогает оперативно взяться затот или иной участок. Если поступают дополнительные средства, у нас уже естьочередь готовых проектов, на которые их можно направить.
В этом году из масштабных планов – реконструкцияоборудования станции и теплотрасс по адресу: Сахалинская, 1а, которая снабжаетотоплением и горячей водой район бухты Тихой – 120 домов.
Также в список работ вошел ремонт систем центральногоотопления и горячего водоснабжения на фадеевской теплотрассе. Ситуация здесьтакова, что жалоб по центральному отоплению практически не поступает, а вот сгорячей водой – проблематичнее. Местность здесь болотистая, трубы, закопанные вгрунт, быстро поддаются разрушению. Систему горячего водоснабжения решено менять.Но раз там четырехтрубка (то есть параллельно идут две трубы горячеговодоснабжения и две – центрального отопления), то почему бы одновременно незаняться реконструкцией и труб отопления? И занялись.
Участок на Фадеева разбит на несколько этапов – все за разне сделаешь, слишком велик объем работ. Первый этап – в этом году системагорячего водоснабжения на фадеевской трассе будет переложена в пластиковыетрубы. Замена артерий центрального отопления будет вестись параллельно.Специалисты планируют выполнить весь объем работ в течение двух лет.
Новички показали себя
В рамках улучшения качества обслуживания и снижениятеплопотерь предприятие постоянно устанавливает новое оборудование. Оно ужепоказало себя с лучшей стороны. Так, в прошлом году «В» уже писал о том, как вЦТП-П31были установлены новые насосы. Пришло время подвести первые итоги работы.
– За этот отопительный сезон не было выявлено ни однойостановки, ни одного сбоя оборудования, – рассказывает главный инженер. – Междутем станция очень мощная, обслуживает порядка 50 домов.
Новые насосы – это также новая система их обслуживания,которая не требует ежедневного осмотра. Все показатели исправности выводятся наавтомат. У каждой сменной детали есть свой срок эксплуатации. Пришло время –заменили. А в течение эксплуатационного срока все работает исправно, как вшвейцарских часах.
Новое оборудование проще в использовании, меньше требуетухода. Процесс обслуживания идет без отключения системы. Так, например, чисткафильтров проходит без остановки агрегатов.
МУПВ «ВПЭС» уже давно достигло того момента, когда средствавкладываются не только в латание дыр, но и на перспективу. На предприятии естьплан до 2018 года, где все расписано почти построчно: что необходимо сделатьдля бесперебойного тепло и водоснабжения Владивостока. Талмуд, поверьте,внушительный. И предприятие уже идет на его реализацию. Практика не изнашиватьоборудование до полной физической смерти, а заменять по прошествииэксплуатационного срока это только доказывает.
Если можно, без сварки
Но делам глобальным всегда сопутствуют локальные – этомелкие порывы и прочие незначительные функциональные отказы.
Как правило, течь в трубе фиксируется на расстоянии отподвала дома до камеры либо от камеры до камеры, а это метров 50-100.Такое расстояние перекопать просто невозможно.
Поэтому аварийная бригада МУПВ «ВПЭС» начинает работу слокализации порыва. На предприятии существует лаборатория, специалисты которойвыезжают на вызов и при помощи определенных методик: акустический метод,компьютерные технологии – уточняют место порыва.
– Сотрудники выезжают в любое время. Надо ночью – поднимаемночью, – отмечает Александр Иванович. – Они определяют неисправность сточностью до пяти – а то и меньше – метров.
Дальше к работе привлекается автотранспортное хозяйство.Гидромолотом вскрывается верхняя «корочка» земли – будь то асфальт илизамерзший грунт. Дальше, когда проступает мягкий грунт, в дело вступаетэкскаватор. За ним – крановая установка. Она поднимает плиту, под которой идеттеплотрасса. Сварщики, как говорится, ждут уже на «товсь!».
Кстати, не обходится и без приключений. Один раз на участкена улице 1-йМорской (выше привокзальной площади) ковш экскаватора забрал грунт, а там –артиллерийский снаряд. Тут же были вызваны специальные службы, место оцепили,снаряд вывезли, но, согласитесь, случай из ряда вон выходящий.
Работы в отопительный сезон пытаются сделать минимальноощутимыми для жителей. Так, в ходе ремонта теплотрасс в зимнее время отоплениене отключается до сварочных работ. Да и саму сварку, если есть возможность,пытаются отложить до теплого времени. Тем более что такая возможность появилась– спасибо современным технологиям. Сейчас сотрудники предприятия используютшвейцарские ремонтные хомуты. Такое средство позволяет во многом сократитьвремя на устранение неисправности.
Представьте: рабочие вскрыли теплотрассу, обнаружили порыв,оценили, что можно обойтись хомутом, наложили его и закопали трубу – все этопроисходит в течение двух-трех часов. Не надо сварки, а значит,не надо отключать от тепла микрорайон, не требуется осушение трубы. Наложилхомут, пометил для себя на карте, подождал до наступления теплых дней, затемснова вышел на участок и заменил проблемную часть трубы. Швейцарскоеизобретение при этом возвращается на склад – оно многоразового использования.Еще пригодится. Таких хомутов, кстати, в этом сезоне было задействованонесколько десятков.
Потребительскоепотепление
Одно из главных достижений сезона 2013-2014годов – это существенное сокращение жалоб от жителей. Да и отношение людейначало понемногу меняться.
– Конечно, все зависит отчеловека, – рассказывает Александр Иванович. – Иногда нас с нашимиэкскаваторами и в штыки принимают – не без этого. Но в основном люди относятсяс пониманием. Мы вскрываем трубы не потому, что такова наша прихоть, мол,недавно положили свежий асфальт и нам, дескать, только дай его разрушить. Мыработаем для людей. Чтобы тепло поступало в дом без перебоев, необходимосмириться с некоторыми неудобствами. И другой возможности пока не придумано.Или так, или, как в комедии «Ширли-мырли», выселить целый город на один год,весь перекопать, починить, обновить, а потом пригласить жителей на новоселье.Такое возможно только в кино, в фантастике. А в реальной жизни за комфорт итепло отвечаем мы.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ