Причалы пустовать не будут при любом исходе
Удастся ли пополнить российский флот вертолетоносцами типа «Мистраль», пока неизвестно.
Интрига здесь в том, что идея закупки французских кораблей подвергаласьсомнению рядом отечественных военных специалистов и руководителей оборонных предприятий.
Они воспринимали эту сделку не как повышение эффективности сил обороны,а как сомнительную попытку проникнуть в тайны высоких кораблестроительных технологийи современной оснастки кораблей страны – члена военного альянса НАТО. И потому возможныйотказ Парижа от выгодного контракта вряд ли сильно разочарует Минобороны России.
История с «Мистралями» с самого начала вызывала споры. В 2010 годубывший в то время президент России Дмитрий Медведев в интервью французскому журналуParis Match подчеркнул, что покупка «Мистралей» обусловлена тем, что нашей страненеобходимо самой научиться строить такие корабли.
«Россия заинтересована в приобретении передовых образцов иностраннойвоенной техники, дабы и поучиться, и посмотреть, что делают другие», – приводитего слова общероссийская газета «Военно-промышленный курьер». Однако, как подчеркиваетиздание, против заключения контракта с Францией выступили ряд специалистов, например,тогдашний гендиректор Ростехнологии Сергей Чемезов и прежнее руководство Объединеннойсудостроительной корпорации (ОСК), а также некоторые представители оборонной промышленности.
Тем не менее Россия и Франция подписали в 2011 году контракт стоимостью1,2 миллиарда евро на строительство двух вертолетоносцев для ВМФ России.
Корабли строятся на верфиво французском Сен-Назере. Первый корабль –«Владивосток» спущен на воду и по плану должен быть сдан российскому ВМФ в конце2014 года, второй корабль — «Севастополь» – в 2015 году. Оба корабля намеревалисьприписать к Тихоокеанскому флоту. Место для базирования и обслуживания определилив бухте Улисс в приморской столице, где 11 февраля этого года на месте будущей глубоководнойнабережной была забита первая свая. На торжественной церемонии по этому случаю присутствовалминистр обороны РФ Сергей Шойгу.
Однако в связи с событиями на Украине и в Крыму на Западе стали активнообсуждать возможность введения различных санкций в отношении России. К блоку оппозицииприсоединилась Пятая республика.
Как уже писал «В», на днях министр иностранных дел Франции Лоран Фабиусзаявил о том, что Париж может рассмотреть возможность отмены договоренностей с РФпо вертолетоносцам.
На что вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий в правительствеоборонку, заявил, что Франция должна или выполнить контракт по поставкам «Мистралей»,или возвратить деньги России. «Или выполняйте свои контрактные обязательства и поставляйтев срок корабли, или возвращайте деньги и кормовые части этих кораблей, собранныена нашем Балтзаводе! Но после таких заявлений при любом раскладе остался неприятныйосадок», – написал Рогозин на своей странице в Facebook.
Кстати, источник в ОСК сообщил РИА «Новости», что в случае отказаПарижа от выполнения контракта по «Мистралям» ему грозят большие штрафные санкции.
Между тем сложившаяся неопределенность с получением ТОФ «Мистралей»никак не повлияет на планы компании «Центр судоремонта «Дальзавод» в деле оборудованияпричала для базирования шедевров французского судоремонта. Как сообщил официальныйисточник в Дальневосточном центре судостроения и судоремонта, ЦС «Дальзавод» проводитплановую модернизацию мощностей под техническое обслуживание новых видов вооружения.Глубоководный причал без дела простаивать при любом раскладе не будет: он предназначендля постановки любых кораблей большого водоизмещения, неважно, авианосцы это, вертолетоносцыили огромные баржи.
Справка «В»
Корабли типа «Мистраль» имеютводоизмещение 21 тысячу тонн, длину — 210 метров, скорость — до 18 узлов, дальностьплавания — до 20 тысяч миль. Численность команды составляет 170 человек, дополнительновертолетоносец может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов,шесть из которых могут одновременно размещаться на взлетной палубе.
Автор: Евгений СИДОРОВ