Слава тебе, «С-56»

Накануне профессионального праздника – Дня подводника – в зал кинотеатра «Уссури» пришли адмиралы и студенты ТОВМИ, офицеры-подводники и мальчишки из клуба «Юный патриот Родины». Пришли, чтобы первыми в России увидеть документальный фильм «Тайна трех океанов».

20 март 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3508 (40) от 20 март 2014
40e45029fdc22501cd05c37e4f4dcd04.jpg

Представил публике ленту ее автор – известный тележурналист, ведущийпрограммы «Вести в субботу» Сергей Брилев.

– Чуть больше двух лет назад, – сказал Сергей Брилев, – послевыхода моей книги «Забытые союзники во Второй мировой войне» я познакомился(точнее, мои друзья – коллеги из Владивостока познакомили меня) с адмираломАлександром Коневым. Наши разговоры, мое участие в конференции историков,которая проходила во Владивостоке, привели к мысли начать изучать документы, вкоторых речь шла об одном из самых невероятных и почти забытых сегодня эпизодовВторой мировой – о переходе советских подводных лодок через Атлантику. В этомпереходе принимала участие и знаменитая «С-56».

«Тайна трех океанов»раскрывает многие детали того героического перехода. Еще до начала работы надфильмом Сергей Брилев провел немало времени в Гатчине, в Центральном военно-морском архиве. Там он сумел прочитать бортовыежурналы «С-56», которые вел ее легендарный командир ГригорийЩедрин.

– Это было чудо, что с журналов разрешили снять гриф «секретно» идали их мне, – говорит Сергей Брилев. – Вообще таких вот удивительных открытий,чудесных совпадений было в процессе работы немало. К примеру, в Панаме намудалось найти оркестр – реальный преемник оркестра, который встречал нашихподводников зимой 1942 года.

В Гондурасе мы поехали наберег океана и нашли рыбаков, конечно,не тех, которые видели наши подлодки, а их детей. Им, кстати, уже по 70 летвсем. И разговаривали с ними.

На Аляске узнали, что есть фотографии киносеанса, на которыйходили советские моряки в том же 1942 году.

– Вы сразу определились с тем, что вдокументальном фильме будут элементы исторической реконструкции?

– Да, мы сразу знали,что это будет художественное, но не игровое кино. И что будут элементы историческойреконструкции. Правда, мы не стремились к тому, чтобы актеры были похожи на своихперсонажей. Но так сошлись звезды, что мы познакомились с актером Алексеем Барабашем(одна из его самых известных ролей – музыкант в «Сталинграде»), и он внешне оказалсяну очень похожим на Григория Щедрина, командира «С-56». Он сыграл роль очень маленькую,без слов, но настроение передал.

– Что для вас стало самымбольшим открытием во время работы над фильмом? Что поразило?

– «С-56». Я не раз бывалво Владивостоке, видел субмарину, но не заходил внутрь, как-то не осознавал всейлегендарности этой лодки. А когда прочел бортовые журналы и узнал детали, все изменилось.Мы снимали во Владивостоке многие эпизоды, проводили подводные съемки, нам оченьпригодились и архивы «Дальтелефильма», мы использовали кадры из фильмов об «С-56»,которые снимала эта студия.

– Проект, видимо, былнедешевым…

– Полтора года мы снималифильм, на него ушло много денег (оцените только, сколько пришлось летать по мирусъемочной группе, если мы работали в Норвегии, Исландии, США, Панаме). При этом,замечу, мы не брали деньги, выделявшиеся ВГТРК из бюджета, мы постоянно искали меценатов,в итоге фильм снят вполовину на коммерческие деньги канала, вполовину – на средствамеценатов. Беда в том, что у России нет рынка документальных фильмов, спонсоры неполучат прибыли, фильм невозможно будет продать и показать в прокате. Поэтому далеконе все соглашаются помогать. Но мы справились.

– Ставили ли вы во времяработы над фильмом цель патриотического воспитания?

– Эту цель при работенад фильмом, который касается истории Великой Отечественной, да и вообще истории,надо ставить всегда. Даже так скажу: такую цель надо просто ставить всегда. Почему?Потому что сегодня те, кому нет 30, о нашей истории имеют весьма приблизительноепредставление. Я уже не раз сталкивался с тем, что все больше стажеров (до 50 процентов!),приходящих в мою программу, не могут точно ответить на вопрос, в каком году началасьВеликая Отечественная война. Поэтому всегда держу в голове просветительскую цельсвоей работы. С одной стороны, мы старались сделать фильм для продвинутой публики,такой, какая собралась сегодня в зале кинотеатра, – подводников, зубров, профессионалов,с другой – такую ленту, которая была бы интересна широким массам, особенно молодежи.Эта история с экзотическим привкусом – мы снимали в Панаме, на Аляске, в Гондурасе.Даже Владивосток, поверьте, для публики из центра России – экзотика. Этим мы хотимзаманить на просмотры молодых ребят, чтобы они удивились и, возможно, взяли бы потомкнижку и почитали.

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН