Играющие в куклы
В конце марта будет принимать поздравления весь Приморский театр кукол. Целиком. Можно сказать, от подвала до потолка. Потому что 21 марта – День кукольника!
Детский театр замахнулся на Филатова и Гоцци
– Это новый праздник, он отмечается менее 10 лет и еще не вошел вмеждународный обиход так мощно, как День театра, – говорит Виктор Бусаренко,главный режиссер театра кукол. – Почему этот праздник появился, почему театрыкукол, кукольники были выделены особо? Понимаете, кукольник – особая кастасреди театральных людей, это не только актеры, но и бутафоры, механики, те, ктосоздает кукол и придумывает фокусы, благодаря которым куклы так много умеют.Настоящие кукольники вообще не делятся на мастеров, актеров и режиссеров, онисовмещают в себе эти ипостаси.
И, кроме того, кукольное искусство – не только театр, но ианимация, и эстрада, словом, оно выбивается за грани театрального. В него надовлюбиться, оно не всем близко и понятно. Эта профессия самоотверженных людей,действительно любящих искусство и куклу больше самих себя. И они достойныособого праздника.
Настоящих мало
– Видно ли сразу по человеку, может он стать актером кукольноготеатра или нет? Ведь чаще всего он скрыт за ширмой, это своего родасамоотречение.
– С первого раза не всегдаможно разглядеть. Настоящих, урожденных кукольников очень мало. В это искусствонадо вжиться. Мы сейчас работаем над новой постановкой вместе с режиссеромдраматического театра. И на каждом шагу – я вижу – ему приходится сталкиватьсяс новыми для себя обстоятельствами, проблемами, которых, проработай ты вобычном театре хоть 50 лет, все равно не узнаешь.
Кукольный театр сродни кино, ведь сначала в нем все надопридумать, а потом уже поставить и показать. Прежде всего это визуальноеискусство, картинка и движущаяся скульптура, а театр классический – все жеискусство слова в первую очередь.
– Вы долго влюблялись в кукольный театр?
– Интерес возник с первой постановки, более того, я еще в 70-егоды работал по приглашению в театре кукол как артист, играл живым планом рольБармалея в «Айболите». Мне тогда уже понравились стилистика кукольного театра иего особая атмосфера – взаимопомощи и взаимозаменяемости. Такая демократичнаяатмосфера мастеровитости. Когда я пришел в качестве режиссера в театр кукол, тостал с любопытством осваивать приемы и жанры. Моими учителями были художникитеатра, в том числе Евгения Турецкая, в то время главный художник. Ну а дальшеначались уже собственные поиски. Вот так и влюбился.
– А студентов изакадемии искусств зовете в театр?
– Нет, никогда. Это должнобыть осознанное решение, свой выбор. В этом году я обратился в ректорат ДВГАИ спредложением сделать набор «кукольной группы» в составе набора на театральныйфакультет. Это шанс попасть в искусство для тех абитуриентов, которые – кто всилу фактуры, внешности или иных причин, не связанных с талантом, – не проходятконкурс. Внешность, фактура не так важны в кукольном театре, как вдраматическом.
Я не претендовал на то, чтобы обучать эту группу. Руководить имидолжны педагоги академии. Идея показалась ректору Андрею Чугунову и деканутеатрального факультета Александру Запорожцу интересной. Возможно, она будетреализована.
Я беспокоюсь о дальнейшей судьбе театра. Труппа у нас небольшая,но она, увы, не молодеет. И нам нужны люди, которые сознательно свяжут своюжизнь с театром кукол.
Ждем поросят и попугаев
– Виктор Васильевич, Приморский театр кукол известен тем, чтов его репертуаре побывали сказки многих народов мира: от корейских доанглийских. Чем удивит зрителя театр в этом году?
– Сейчас мы работаем над новойверсией сказки о трех поросятах, спектакль будет называться «Держись,поросята!» и будет отличаться от классической истории, которую мы играли 18лет. Затем у нас будет современная сказка, ставшая классикой, – «38 попугаев».Мечтаем поставить сказку братьев Гримм «Храбрый портняжка» в стихотворнойверсии Михаила Вольпина. Кроме того, есть мечта осуществить постановку по пьесеЛеонида Филатова «Любовь к трем апельсинам» по мотивам Карло Гоцци. Думаю, еслине в этом, то в будущем году мы это сделаем. Конечно, это будет спектакль длястарших зрителей – взрослых и подростков. Мы решим его, думаю, в жанре комедиимасок, дель арте.
2015 год, как известно, будет Годом литературы в России, и мыдумаем об этом уже сегодня. Да, все, что мы ставим, есть литература, но… Хочется поставить спектакль по стихамсоветских поэтов – Михалкова, Маршака, Чуковского, стихам, которые и по сейдень родители читают своим детям. Думаю, этот спектакль мы решим в жанресинтетическом, где будут и куклы, и живые актеры.
– В какой момент приходит понимание: этот спектакль будет смарионетками, этот – ширменный, тот – в технике черного кабинета?
– При чтении пьесы, как первый импульс. Сама пьеса диктует, чтоперсонаж должен делать, вот это важно, ведь возможности кукол все жеограниченны. И в то же время у них способности, которыми живые артисты необладают.
Многое зависит еще и от атмосферы пьесы, ее тональности.Допустим, пьеса роман-тическо-лири-ческогоплана может хорошо смотреться в технике черного кабинета, на тростевых куклах.Народная сказка – это куклы-петрушки. Есть роли, которые куклам не под силу, ихлучше сыграет человек – и тогда мы вводим элемент живого плана. А живому планунужна особая сценография и так далее.
Вот сегодня мы с художникомЛюдмилой Тимофеевой занимаемся разработкой проекта нового спектакля, в которомбудут и тростевые, и перчаточные, и живые куклы. Что такое живая кукла? Этоактер, на котором надет сплошной костюм с маской, превращающий человека вкуклу. А все потому, что в пьесе такой подбор действующих лиц, который требуетименно такой вот синтетики, соединения нескольких техник.
Праздничный бенефис
– Будет ли 21 марта, в ваш праздник, сюрприз для зрителей?
– Конечно! День кукольника – праздник скромный, но последниедва-три года мы уже привыкли поздравлять друг друга и даже стали думать, чтобысделать этот день заметным не только для нас, но и для наших зрителей. И в этомгоду (а в дальнейшем, надеюсь, это станет традиционным) устраиваем необычноехудожественное мероприятие – бенефис актера.
За последнее время в нашем театре это уже третий бенефис, онипосвящены 75-летию театра, которое мы будем отмечать в начале 2015 года.
21 марта, в пятницу, в День кукольника, устроим бенефис нашеговедущего актера, мастера сцены Вадима Перфилова. Хочу сказать, что у нас всебенефисы разные. У Виктории Яскиной он состоял в основном из кукольных номеров,созданных специально на этот случай и взятых из спектаклей. Бенефис АлексеяБелова вообще обошелся без кукол и был решен в жанре моноспектакля.
А у Вадима Перфилова действо построено на том, что он не тольковедущий актер театра, но и хороший режиссер, поставивший уже более десятиинтересных спектаклей. В программу вечера войдут его старые актерские работы исовременные, мы вспомним наши постановки почти 20-летней давности, в которыхВадим начинал, – «Страсти роковые», «Царь Салтан». Вспомним поставленные имспектакли. Кроме того, Вадим будет петь – он известный в городе шоумен. Словом,покажет все грани своего таланта.
Называется вечер «Вадим-21». Во-первых, он пройдет 21 марта,во-вторых, Вадим Перфилов отмечает 21 год работы в нашем театре. Ну и 21 – трисемерки – счастливое число.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ