Что мэрам ждать от новой реформы?

Кто должен выбирать главу города? Над этим вопросом задумались российские парламентарии и подготовили поправки в соответствующий федеральный закон. Однако не все представители власти в регионах положительно оценили этот проект о реформе местного самоуправления (МСУ), внесенный в Госдуму 11 марта, сообщает «Коммерсант».

19 март 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3507 от 19 март 2014
115b1bd8213f8880a378ed0568a267b6.jpg

Обсуждается проектпоправок в закон о местном самоуправлении

Документом предусмотрены двухуровневая модель организацииМСУ, а также отмена прямых выборов глав крупных городов с районным делением:градоначальники будут назначаться из состава депутатов и возглавлять городскиедумы, а за хозяйство будут отвечать сити-менеджеры. Проект был разослан в регионыдля подготовки отзывов и предложений, и, по словам сопредседателя рабочейгруппы по реформе МСУ депутата Госдумы Вячеслава Тимченко, поправки будутрассмотрены в течение двух месяцев.

«Сама по себе идея введения сити-менеджерахороша. Если человек профессионально выполняет свои обязанности, не отвлекаясьна политические и представительские функции, это большой плюс для города.Однако часто практика показывает обратное: сити-менеджеротрывается от нужд населения, оказывается фактически неподконтрольным жителямгорода. Люди его не выбирали, и он не чувствует перед ними ответственности. Ктому же в его руках простая технология пребывания на должности – надо простодоговориться о поддержке с несколькими депутатами. Может получиться так, чтосити-менеджерокажется неэффективным, безответственным, а уволить его как муниципальногослужащего будет очень сложно. Не хотелось бы сгущать краски, ведь во многомвсе, конечно, зависит от человека. Я считаю, должен быть главный критерий –наличие опыта управленческой работы на производстве, одного чиновничьего опытанедостаточно для этой должности»,– считает глава администрации ВладивостокаИгорь Пушкарев.

«Глава должен быть избран народом, институт прямых выборовдолжен сохраниться. Сити-менеджер вряд ли сможет осознать тотгруз ответственности, который несет сегодня глава округа. Когда-тоуже была система назначений, стоит ли ее повторять и ходить по кругу? Считаю,что опасения и сомнения некоторых муниципальных руководителей по поводу реформына данном этапе вполне понятны, естественны и объяснимы»,– цитирует главуУссурийска Сергея Рудицу сайт приморского отделения «Единой России».

Мэр Находки Олег Колядин полагает, что реформа местногосамоуправления должна привести к тесной связи депутатов с избирателями.«Находка – город с населением около 170 тыс. человек. У нас налажен постоянныйдиалог депутатов с избирателями, работают думские общественные приемные вмикрорайонах. «Своих» депутатов люди, что называется, знают в лицо, частовстречаются лично. Достичь такой связи в крупных городах не всегда возможно.Двухуровневая модель формирования местной власти эту ситуацию исправит»,–считает единоросс Колядин.

Второй секретарь крайкома КПРФ,депутат Законодательного собрания Приморья Павел Ашихмин уверен, что реформасистемы местного самоуправления намечена в интересах «Единой России». «В рядекрупных городов единороссы потерпели поражение на прямых выборах мэров. Импроще формировать подконтрольный представительный орган – у представителейоппозиции нет необходимых ресурсов противостоять кандидатам от партии власти,многие из которых являются «денежными мешками», в десятках одномандатныхокругов»,– отметил коммунист.

Вице-спикер, глава фракции «Единая Россия» вДуме Владивостока Дмитрий Пенязь, который в 2011 году продвигал идею о введениив городе поста сити-менеджера, теперь к ней охладел.«Российская практика показывает, что только 40 процентов сити-менеджеровсправляются со своими обязанностями. Проблема заключается в том, что у нас неготовят управленцев городским хозяйством. Где-тоесть соответствующие кадры, а где-то – нет. Думаю, что вопрос о том,всенародно избирать мэра или назначать сити-менеджера,надо отдать в ведение городских представительных органов»,– заявил«Коммерсанту» господин Пенязь.

Мэр Саратова Олег Грищенко («Единая Россия») раскритиковалпринцип формирования представительных органов в каждом районе, которыйпредусмотрен проектом: «С одной стороны, депутаты районного звена будут ближе кнаселению, значит, будут лучше понимать проблемы жителей. Но, с другой стороны,увеличивая количество депутатов в несколько раз, не проиграем ли мы вкачестве?» Глава Саратова опасается, что порядок выбора сити-менеджераможет создать «почву для потенциального конфликта муниципальной и региональнойвласти»: «Половину членов конкурсной комиссии будет назначать представительныйорган, другую половину – губернатор». Обеспокоен мэр и финансовыми вопросами.По его словам, для того чтобы работать эффективно, муниципалитеты должны будутполучить дополнительные источники финансирования.

Впрочем, проект реформы МСУ набирает и сторонников врегионах. Секретарь свердловского отделения «Единой России» Виктор Шептийназвал его «основой доверительных отношений местной власти и общества».«Районные администрации – самый близкий к гражданам уровень власти. Реформапозволит перенести значительный объем властных полномочий из государственноговедения и ведения субъектов РФ на уровень городских районов»,– отмечает он,подчеркивая, что на реализацию переданных полномочий будут выделяться финансовыесредства.

Вместе с тем ряд собеседников издания надеется найтикомпромисс в предлагаемой реформе МСУ и выступает за «сохранение вариативности»в выборе моделей управления. «Правильно было бы позволить муниципалитетам самимрешать, нужна ли им реформа»,– уверен депутат свердловского Законодательногособрания Денис Сизов (ЛДПР).