Скажи «рыба»...
«Вожка», «выба», «квышка», «кукууза» – эти слова входят в лексикон большинства маленьких детей, только одни к шести-семи годам начинают очень даже внятно «рычать» и «лэкать», а другие (их, правда, подавляющее меньшинство) начинают избегать слов с недостижимыми буквами: – Скажи «рыба»... – Селедка! Почему кому-то везет и он избавляется от картавости и «кваканья», а кому-то нет?
или какбороться с «фефектами» речи
А потому что ешь не то!
Причин дефектов речипредостаточно. Среди особенностей физиологии и анатомии людей основная причинакартавости – укороченная «уздечка» (подъязычная связка). Гипотонус и слабыйротовой выдох, недостаточный для того, чтобы заставить кончик языкавибрировать. Дефекты артикуляционного аппарата – высокое и/или узкое небо, большой или маленький язык.
Проблему также можетвызвать несформированностьфонематического слуха – это если ребенок просто не различает звуков частейречи. В итоге он слышит не то, что ему сказали, а то, что ему услышалось.
На чистоту произношения могутдаже повлиять болезни матери, которые она перенесла во время беременности –нарушение работы почек, печени, эндокринной системы и даже токсикоз. А такжевоздействие на самого ребенка (гипоксия, травмы при родах, инфекции).
Дефект речи возможен попричине травмы. А еще ученые в качестве возможных причин выдвигают версию онеправильном питании и плохой экологии.
– На чистоту речи могутповлиять и генетические факторы, – продолжает перечень речевых проблем генетикВалентина Воронина. – Если, например, ребенок рождается с пороком развития, снарушением строения лица либо с заболеваниями соединительной ткани, у негочасто нарушается прикус. Причиной могут быть нарушение психического илиречевого развития, хромосомные нарушения. Та же укороченная уздечка можетпередаваться по наследству.
Автор этих строк лично знакомс семьей, в которой картавость передается по наследству, причем именно поженской линии. У прабабушки в произношении звук «р» отсутствовал полностью. Уее дочери этот же звук получается глуховатым, то есть смазанным, и если неприслушиваться, то дефект практически незаметен. Внучка, как и бабушка, «р» впринципе не произносит. Ее же дочка произносит этот звук как бабушка, то естьсмазанно, когда получается не вибрационное, не раскатистое «р», а более мягкое,одноударное. Вот так они и грассируют в шахматном порядке, причем исключительнотолько женщины.
– Любой генетический факторможно скорректировать, – уверена Валентина Васильева. – Причем, если грамотновыстроена работа, достигается стопроцентный результат.
Выправляется речь не только удетей – коррекции подлежат и взрослые. В практике Валентины Васильевны былпример: взрослая женщина, которой на тот момент было уже далеко за тридцать, буквально за три года преодолела все своидефекты. Но она была очень настойчива в своих стремлениях – того требовала профессиональная карьера.
Шла Саша…
Однако, как вы понимаете, нетолько картавость портит речь. Есть еще и шепелявость. Плохо проговариваемыешипящие – тоже результат артикуляционных дефектов. Шипящие – это звуки верхнегоподъема, и если они не получаются, это значит, что язык из-за слабых мышц не может достаточно подняться,чтобы их произнести. Возможно, в период внутриутробного развития у ребенка быласлабо развита челюсть, из-за чего прикус получаетсяоткрытый, что тоже влияет на произношение. А когда верхняя челюсть меньшенижней, то шипящие звучат как свистящие.
Пой! И зарычишь.
– Есть врожденные факторы, наследственность, влияние окружающейсреды. Но все это преодолимо. Просто нужно грамотно выстроить работу, в том числе и покоррекции артикуляционных органов. В каких-то случаях это подрезаниеуздечки (хотя есть методика растягивания уздечки и без хирургическоговмешательства), физиопроцедуры, логопедический массаж… Лично в моей практике небыло безнадежных случаев, – рассказывает Валентина Васильева. – Но коррекция возможнатолько при обязательном участии и настойчивости родителей.
И даже при нарушении слухаили расщелине неба – оно проявляется носовым оттенком звуков у детишек с ДЦП –можно выставить пусть нечеткий звук, но приближенное его произношение. Вовсяком случае, для стороннего человека, не разбирающегося в чистом произношениизвуков, эти погрешности будут незаметны. Просто, повторюсь, работа достаточнодлительная, и не у всех терпения хватает.
Хотя есть приятная информациядля родителей мальчиков: у них звук «р» или шипящие могут встать самостоятельнодо девяти лет. Дело в том, что кости черепа, челюсть у них растут немногомедленнее. Так что вполне возможно, что в семь лет он еще не шипит и не рычит,а после девяти все нормализуется.
Зачастую речь исправляется,если ребенок занимается вокалом, то есть пение – та же тренировка для чистотызвуков.
Чем восточнее, темтверже?
Интересно, но правильность(или неправильность) произношения «р» зависит и от места проживания. Причем мыне говорим о нациях, игнорирующих твердый «р» – французах, англичанах, немцах.Мы говорим о жителях нашей страны.
– Для районов западнойРоссии, например Московской области, произносимый там горловой звук (которыйобразуется с помощью небного язычка), по мнению местных специалистов, несчитается дефектом. Но в моей практике были взрослые люди, у которых именноэтот горловой «р» вызывал определенные проблемы, и они от него избавлялись.
А вообще, вы заметили, кактвердеет «р» с продвижением на Восток? Если западные народы (за исключениемиспанцев, португальцев) его практически игнорируют, то наши соседи, те жеяпонцы, поговаривают «р» твердо и отчетливо. О том, с чем это связано, можностроить лишь гипотезы.
– Если исходить из моейличной практики, – заметила Валентина Васильевна, – то картавость французовабсолютно ничем не обусловлена физиологически. У меня была пациентка, котораяродилась во Франции (у нее мать – француженка, а отец – русский) и все своедетство прожила во Франции. Однако ее дальнейшая жизнь была связана с Россией,и ее французское грассирование стало ей неудобно. Мы с ней занимались два споловиной года, и так называемый французский прононс убрали. Но в данном случаеэто был отпечаток внешней среды.
Фитнес для языка
«Чистим зубы» – широко раскройте рот, улыбнитесь ипостарайтесь «почистить» верхние зубы свнутренней стороны. Для этого языком нужно двигать влево-вправо.
«Гладим нёбо» – вновь широко открываете рот и кончиком языкагладите небо вперед-назад, следите за тем, чтобыязык возвращался к корням верхних зубов.
«Воздушный бой» – открываете рот, укладываете язык на нижнюю губуи произносите звук «ф» так, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой. Этопоможет выработать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посерединеязыка.
«Сладкоежка» – откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть рукамитак, чтобы она не двигалась. Теперь исключительно широким языком попытайтесьоблизнуть верхнюю губу сверху вниз. Не забывайте: челюсть не должна вампомогать приподымать язык.
«Индюк» – открываете рот, на нижнюю губу укладываетеязык. Ваша задача – в быстром темпе облизывать губу по направлению вперед-назад и добавлять голос, чтобы получился звук,похожий на болботание индюка.
«Барабан» – выясняете в Интернете, где находятся верхниеальвеолы зубов, находите их у себя, открываете рот и ударяете в них языком,произнося при этом звук «d».
На траве дрова…
Тренировка, и еще разтренировка, скажет вам любой логопед. А что лучше, чем скороговорки с «р» в каждом слоге?
Рыла свинья белорыла, тупорыла.Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье ирыло, чтобы она рыла.
Скороговорун скороговорил,выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит.Но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок неперескороговорить, не перевыскороговорить.
А вы так можете?
Автор: Лика ТКАЧЕНКО