Приморье множит «летучих голландцев»
В Приморье появился очередной «летучий голландец» – прогулочное моторное судно, принадлежащее краевой администрации. У судна нет названия, порядкового номера, отсутствуют обязательные данные Морского регистра.
Куда уплывают морские суда из краевой собственности?
Роскошная яхта, напомним, появилась во Владивостоке наканунесаммита АТЭС-2012 для экскурсий главгосударств Азиатско-Тихоокеанского региона ибыла передана краевым властям для дальнейшей эксплуатации. Сейчас это«неопознанное», но роскошное судно отправляют на капитальный ремонт в южныйгород-порт Гаосюн на Тайване.
Корабли-призраки имеют приморские корни
Последнюю пару лет самым известным кораблем-призраком с приморскими корнями былосоветское/российское круизное судно «Любовь Орлова» (некогда с портом припискиво Владивостоке), почти четверть века работавшее в составе пассажирского флотаДальневосточного морского пароходства. Этот теплоход его новые владельцыпланировали из Канады отправить на гвозди в Доминиканскую Республику, нобуксиры в шторм оборвались. Сейчас «актриса» без единого человека на борту,предоставленная волнам и ветрам, дрейфует в Атлантическом океане и в настоящеевремя приближается к берегам Ирландии.
Вторым «летучим голландцем» стал ровно год назад еще один«популярный советский актер» – пассажирский теплоход «Георг Отс». Судно так же,как и прогулочный катер, появилось во Владивостоке накануне саммита АТЭС наострове Русском (его перегнали с Балтики по Севморпути в бухту Золотой Рог). Наего борту у причальной стенки Морского вокзала Владивостока жили сотрудникироссийских спецслужб, обеспечивавшие безопасность гостей и участниковмеждународного форума. Перед саммитом пассажирский паром за 60 миллионов рублейиз краевого бюджета отремонтировали на СРЗ в Славянке. Еще 140 миллионов изказны края было выделено на дальнейшее содержание и успешно освоено. В началемарта прошлого года теплоход, находящийся в собственности субъекта России,вышел из территориальных вод Российской Федерации… и как в воду канул.
Даже если «лихие люди» его под шумок отправили на гвозди, то онинеплохо заработали на имуществе государства. Но тут, скорее, поступили иначе:поменяли название, данные Морского регистра и оборудование связи для передачиданных о местонахождении. Сейчас где-нибудьв банановой республике «мистер икс» перевозит пассажиров, а отдавшие в наем илипродавшие «Георга Отса» радостно потирают руки – как классно они надули всюстрану и весь край.
Печальная судьба наших судов на Тайване
Но вернемся к комфортабельной яхте, которую хотят отремонтироватьиз средств краевого бюджета подальше от судоремонтных заводов Владивостока иПриморья.
По документам она всплывает только по линии хозяйственногоуправления краевой администрации. Как уже писал «В», эта служба выделила 10миллионов рублей, включая агентские расходы «за беспокойство», чтобынеопознанное судно перевезли на борту сухогруза на далекий Тайвань.
Неискушенный читатель может заявить, что яхты не существует вприроде. Что предприимчивые дельцы хотят зареальные деньги виртуально перевезти «воздух», а вырученные средства присвоить.«В» с таким мнением категорически не согласен. Только совершенно не искушенныеили отмороженные чиновники могут планировать, как одним разом обманутьгосударство и надзорные органы, население Приморья и краевой бюджет.
Здесь все сложнее.Между Российской Федерацией и Китайской Республикой отсутствуют дипломатическиеотношения в традиционно-правовомрусле – Россия признает Тайвань в качестве неотъемлемой части КитайскойНародной Республики и не имеет с островом официальных межгосударственныхотношений. Консульские и визовые услуги осуществляют представительстваМосковско-Тайбэйскойкоординационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству снеофициальным и неправительственным статусом.
Соответственно, трудно попасть на остров для выяснения, ведутсяли там ремонтные работы, какова сложность поломок или разрушений, сколько нужноденег на починку. Это же кладезь для «эффективного освоения» бюджетных средств.А потом за такие же 10 миллионов рублей яхту вернут во Владивосток, чтобы еедля своих нужд использовали чиновники высокого ранга и их гости.
Своим мнением с читателями «В» поделился заместитель председателякомитета по бюджетно-налоговой политике ифинансовым ресурсам Законодательного собрания края, депутат от фракции КПРФВладимир Беспалов.
– В Приморье назреваеточередной скандал в череде многих, связанный с бюджетными тратами. Хозуправление является черной дырой, которое не расшифровываетсвои статьи расходов. На что и как тратятся народные деньги, совершеннонепонятно не только для населения края, но и для депутатского корпуса.Несколько депутатов ЗС ПК уже подготовили официальный запрос в прокуратуру краяпо поводу необоснованной покупки дорогостоящих вертолетов американскогопроизводства. Думаю, что следующий запрос должен касаться выяснения судьбы неменее дорогого пропавшего теплохода «Георг Отс», который бесследно исчез послесаммита АТЭС. Теперь вот эта непонятная прогулочная яхта. И если она еще наберегу во Владивостоке, то пусть правоохранительные органы ее проверят. Покаесть что проверять. А то ведь тоже вслед за пассажирским паромом пропадет ипревратится в очередной «летучий голландец».
Справка «В»
«Летучий голландец»— легендарный парусныйкорабль-призрак, который не можетпристать к берегу и обречен вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такойкорабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде,когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытаетсяпередать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морскихповерьях встреча с «Летучим голландцем» считается плохим предзнаменованием.
У тайваньскогопорта Гаосюн трагическая слава и печальные ассоциации в среде наших моряков.Ровно 60 лет назад ВМФ Тайваня захватил в плен экипаж советского танкера«Туапсе», который следовал из Одессы в Шанхай, а само судно силой привели вГаосюн. Моряки более 13 месяцев провели в застенках местной тюрьмы иподвергались пыткам. Теплоход и весь груз керосина островные власти оставилисебе.
Автор: Николай КУТЕНКИХ