Должникам грозят частными приставами
О нововведениях в работе судебных приставов корреспонденту «В» в эксклюзивном интервью рассказал руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю главный судебный пристав Приморского края Сергей Перезва.
В России может появиться служба, взимающая долгив свою пользу
С декабря 2013 года на территории России действуют пятьфедеральных законов, изменивших работу судебных приставов. О появлении этихдокументов наши граждане даже не подозревают. И совершенно напрасно –нововведения касаются всех нас.
В приемник-распределитель нежелаете?
Прежде всего упрощен вопросуведомления должников. Так, если раньше гражданин мог откреститься от выплатысудебного взыскания, сославшись на неполучение «письма счастья» от судебногопристава-исполнителя – мол, я живу на улице Пушкинской, а уведомление пришло наулицу Ивановскую, где я проживал пять лет назад, поэтому моя хата с краю, – тотеперь этот финт не пройдет. Отныне человек считается извещенным, если повестканаправлена по последнему месту его жительства или даже по адресу, включаяэлектронный, который он сам указал. И получил он уведомление или не получил –это уже его проблема.
– Например, водители, которыене хотят платить штраф за нарушение правил дорожного движения, часто указываютинспектору ГИБДД неправильный адрес. А потом приставы разыскивают его по всемукраю, чтобы вручить предписание. Теперь никто должника искать не будет. Деньгиснимут с его счета через пять дней после решения суда, если он добровольноплатить не хочет, – говорит Сергей Перезва.
Недавно во время совместногорейда судебных приставов и сотрудников Госавтоинспекции на гострассе впригороде Владивостока был остановлен водитель, на котором висело несколько неоплаченных штрафовза нарушение ПДД. Когда должнику об этом напомнили, он демонстративно отказалсяих оплачивать. Мол, не буду платить – и все! И ничего вы мне не сделаете.Товарищ заблуждался: его задержали и он отсидел трое суток вприемнике-распределителе в Находке. Поскольку в ближайшем «бомжатнике» – в Артеме не было мест. Законтакие меры допускает. Его автомобиль поставили на арестплощадку во Владивостоке – тоже, заметим, небесплатно.Чтобы добраться до дома после отсидки, задержанному пришлось вызывать жену смашиной. А это время и дорогой бензин. В результате ослиное упрямство обошлосьдолжнику в сумму, в несколько раз превышающую сумму его штрафов.
Но, по словам главногосудебного пристава Приморского края Сергея Перезвы, это еще цветочки. Вближайшее время в Госдуме будет заслушиваться предложение об изъятии удолжников водительского удостоверения. Как это сейчас делают в Белоруссии. В2012 году сей вопрос уже обсуждался нашими парламентариями, но тогдазаконопроект не поддержали некоторые влиятельные депутаты, утверждая, чтоизъятие прав за долги нарушает конституционные права граждан. Но на родинебатьки Лукашенко эту идею подхватили, быстренько утвердили, и она уже приноситсвои положительные плоды.
– А по-другому с должникамисегодня нельзя. Времена либеральных отношений с неплательщиками по судебнымискам прошли, – убежден Сергей Перезва. – За последние три года наблюдается рост количестваисполнительных производств. Так, если в 2012 году на исполнении судебныхприставов УФССП России по Приморскому краю находилось 1,1 млн исполнительныхпроизводств на сумму свыше 33 млрд рублей, то в 2013 году – уже более 1,2 млнна общую сумму взыскания свыше 41 млрд рублей.
У коллекторских агентствпоявятся конкуренты?
Согласно данным УправленияФССП России по Приморскому краю, чаще всего наши земляки не желают оплачиватькредиты под разными предлогами. Или вообще скрываются. Люди берут деньги вбанке или покупают дорогостоящую вещь, даже не думая потом рассчитываться. Еслибрать на круг, то сегодня не возвращено кредитов более чем на 11 млрд рублей.Вы только представьте себе эту сумму!
В 2013 году в Приморье наисполнении судебных приставов находилось свыше 38 тысяч исполнительныхпроизводств о взыскании денежных средств в пользу финансово-кредитныхорганизаций. В том числе заведено 809 разыскных дел, в ходе которых установленотри факта увода имущества должников посредством заключения мнимых и притворныхсделок.
Наши граждане пересталибояться неотвратимости наказания, полагаясь на русский авось. А судебныеприставы-исполнители зачастую беспомощны против злостных неплательщиков.Поскольку действуют в рамках наших гуманных законов. Поэтому сегодня в Госдумеобсуждается вопрос о создании службы частных приставов и передаче им долговыхвзаимоотношений между физическими и юридическими лицами. Когда человек, кпримеру, должен банку, а отдавать не хочет. По мнению некоторых законодателей,частные приставы будут работать более эффективно с должниками, потому что будутполучать свой процент от выручки. То есть окажутся заинтересованными в конечномрезультате своей работы.
Между тем Сергей Перезвасчитает, что появление структур, вышибающих долги на законных основаниях,принесет вред нашему обществу. Даже столкнет его в 90-е годы, когда финансовыепроблемы между неплательщиком и кредитором решали не государственные структуры,а преступные авторитеты. Мы все помним, как это было, даже не по фильмам: людей вывозили в лес наобработку, закрывали в контейнерах, взрывали машины и т.д.
– Я категорически противпередачи функций государственной службы в частное управление. У нас в страневсе с ног на голову. Когда человек находится на государевой службе, онисполняет свои обязанности в рамках закона и в основе своей добросовестно. Надслужбой есть начальство, контролирующее нашу работу. Если отдать это дело вчастные руки, мы потеряем над взиманием долгов управление.
Всем кажется, что мы несправляемся со своими обязанностями. Но если взять общемировые критерии, тодолжники делятся на две категории: те, кому нечем платить, и те, кто не хочетплатить. Государственный человек не пойдет туда, где с должника взять нечего. Ачастный пристав заинтересован в получении дохода, потому что с этого живет. Такчто он решит вопрос любым способом. Даже злоупотребляя своими полномочиями, –говорит руководитель краевого УФССП.
Сегодня, кстати, существуютмногочисленные коллекторские агентства, фактически выполняющие функции судебныхприставов. И нередко люди жалуются на применение этими организациями незаконныхметодов при выколачивании долгов: угроз, запугивания, психологическогодавления.
По мнению Сергея Перезвы,вопрос о появлении частных приставов появился не на пустом месте.
– Я говорил: сделайте намисполнительский сбор в размере 10 процентов и нам не надо никакогогосударственного финансирования. Мы будем по-честному отрабатывать эти деньги.Сегодня весь исполнительский сбор уходит в бюджет, мы не получаем ни копейки.Нас не слышат. И в то же же время пытаются создать структуру, которая быработала по этому принципу. Я полагаю, что кто-то на этом хочет заработать, –убежден Сергей Перезва.
Но кто лоббирует эту идею, онне знает. Не исключено, что в этом заинтересованы банковские структуры истраховые компании, которые будут получать от таких фирм дополнительные откатыпо принципу: мы вам клиента – вы нам маржу. Кстати, в Америке, в Европеподобных структур нет.
Если частные приставы все-таки появятся, то в эти организацииуйдут те, кто сегодня работает на государственной службе: рыба ищет, гдеглубже… И хорошо подготовленные и обученные специалисты не только оголят службусудебных приставов, но и унесут с собой информацию. Кроме того, Сергей Перезване исключает появление коррупционных связей между новыми, по сути,коллекторскими агентствами и официальной службой судебныхприставов-исполнителей. При таких условиях борьба с коррупцией – это миф. Илигалочка для отчетности.
Автор: Сергей КОЖИН