Айфон как смысл жизни?
– У нас в классе на Новый год всем подарили айфоны 5S, – как бы между прочим заявила мне моя пятиклашка, придя домой из школы в первый же день после каникул. К слову, на Новый год она в подарок тоже получила новенький смартфон (правда, относительно дешевый, китайский, одним словом, не Apple!). Сказано все это было вроде бы без излишних эмоций, просто как констатация факта, но в подтексте я прочитала: все, кроме меня… Хотя по поводу «всех» у меня, честно говоря, возникли сомнения.
Стоит ли дарить детям дорогие вещи
Итак, дорогие подарки… Дарить или недарить? Тема, признаюсь, заезженная до безобразия, но при этом остается почему-топоразительно актуальной.
Самоесмешное, что и ответ мы вроде бы знаем, но при этом «весь класс с айфонами».Потому как существует главныйконтраргумент: как это так, у всех есть, а у моего не будет? К тому жеподпитанный генетической памятью, сформированной нашими мамами, папами,бабушками, – сами будем босы-голы (это я, конечно же, утрирую), но детям всесамое лучшее.
«Бентли» против велика
Любой психолог вам скажет: ребенокдолжен быть самодостаточный, чтобы у него не возникало желание стать таким, каквсе…
Но нельзя, к сожалению, поднять егосамооценку, сказав: «Уверенность в себе и авторитет среди сверстников не вещаминужно зарабатывать. Легко быть популярным с айфоном. Но еще круче перестатьбыть отщепенцем за счет внутренних резервов» – такое бывает только вамериканских фильмах. Ребенок с характером и без этих слов не будет париться поповоду отсутствия айфона. Но в том-то и дело, что не у всех есть этот характер.А кроме того, процесс воспитания такого качества, как самодостаточность, сложени не всем под силу, поскольку требует от родителя самому быть самодостаточным.
Мне понравился комментарий мамочки содного родительского форума, которая доступно описывает печаль ребенка поповоду сильно желаемой, но неполученной вещи:
«Если в детстве у тебя не быловелосипеда, а теперь есть «Бентли», то все равно в детстве у тебя не быловелосипеда…
Длянынешнего поколения смысл фразы заменяется другими ценностями – айфон, айпад ит.д. Объяснить ребенку можно что угодно, и он, может быть, даже поймет, ночувствовать себя иначе от этого не станет. Например, у моей мамы не быловозможности покупать мне в школу тетрадки с картинками. И я прекрасно понимала,что не так уж важно, что нарисовано на обложке тетради, но «понимаю» и «хочу» –это разные вещи. Сегодня я могу купить любую тетрадь, но мне это абсолютно всеравно. А вот детские ощущения от того, что у меня не было таких тетрадок, япомню очень хорошо. То же самое с айфоном. Детство есть детство, и бессмысленнопытаться подстроить его под взрослые мерки. Когда вырастет, сам поймет, что айфон ему не нужен, а пока онребенок, простое «хочу» у него все равно будет преобладать».
– Увлеченность подростков гаджетами вбольшей степени вопрос статуса и престижа, – высказала свое мнение по этомуповоду моя хорошая знакомая, мама четырех мальчишек и профессиональныйпсихолог. – Самоутверждение за счет вещей всегда было свойственно подросткам.Вспомни наше детство: гораздо круче тот, у кого джинсы, на поясе которыхнаписано не «Тверь», а Levi's, у кого магнитофон Sony, а не «Весна». Носмотрите вглубь: именно семья формирует привычку утверждаться за счет вещей. Ив отличие от штанов 80-х нынешнее увлечение гаджетами формирует психологическуюзависимость сродни наркотической.
То, что ты пойдешь на поводу уребенка, его от комплексов не избавит, но сформирует привычку на всю жизньсмотреть на вещи как на показатель статусности: сейчас много молодых людей, укоторых нет жилья, но зато есть тачка по цене квартиры.
Ищите компромисс
– Если у вас есть возможность,желание и ребенок хочет получить эту вещь, дарите на здоровье, – уверенасемейный психолог Людмила Миргородская. – Другое дело, когда у родителей нетвозможности купить дорогую вещь. В таком случае лучше честно сказать причину,проговаривая ситуацию и не связывая ее с поведением ребенка: «Я тебе не покупаюэтот телефон, потому что у тебя по математике две двойки подряд» или «Потомучто ты по дому мне помогать не хочешь».
Другойаргумент: «Потому что я считаю, что вэтом нет необходимости!» Причем в данном случае аргументы противной стороныпринимаются. И если это действительно аргументы, то можно договориться.Например, приурочить покупку к дню рождения или к какому-то другому празднику.
Другое дело, вы знаете, что чадохочет девайс, старается лучше учиться,помогает вам и у вас нет никаких договоренностей. Вот тогда вы можете в наградукупить ему эту вещь
– Дети есть дети… В любом случае,если они и не хотят быть как все, все равно хотят иметь то, что есть убольшинства, – считает детский психолог Надежда Соболева. – Процесс воспитаниясамодостаточности длителен, начинать егонадо задолго до возраста желаний модных телефонов, но в принципе и в 810 летеще не поздно объяснить, как соизмерять желание и возможности.
Объясните ему: «Понимаешь, в каждой семье свои материальные возможности.Мы, например, не в силах пойти и купить тебе этот смартфон (планшет). Но это незначит, что мы тебя любим меньше. (Обязательно смещайте акцент с денег народительскую любовь!)
Но если ты действительно очень сильнохочешь эту вещь, то подожди немного, мы накопим на нее. И ты также можешьпоучаствовать в процессе».
Как? На более мелкие «хочу»предоставлять выбор: или мы выполним это твое желание, или будем копить деньгина телефон (или планшет…) – выбирай.
И даже к походу на день рождения к несамому близкому другу можно найти компромисс: когда меня приглашали, я дарилакакой-нибудьсимволический подарок, но на день рождения не шла.
А сэкономленные деньги складывайте вкопилку, доступ к которой может быть и у чада.
– Ты знаешь, практика копилки оченьэффективна, – поделилась со мной все та же многодетная мама-психолог.– К тому времени, когда мой старший наконец-то накапливал на свою очереднуюхотелку, она уже не являлась для него по-прежнему желанной. И он, испытав весьсложный процесс накопления, очень тщательно подходил к вопросу купить-некупить.
В пятнадцать лет этот компромисс ужене сработает, но сработает другой:
– Хочешь дорогой телефон? У тебя естьвозможность на него заработать…
А теперь резюме: я все-такинашла золотую середину, по крайней мере, лично для себя. Гаджеты – телефоны,планшеты, компьютеры – детям нужны для личной безопасности, для спокойствия родителей (чтобы знать, гдесейчас твой ребенок), для получения информации, для учебы – Сеть вытесняетбиблиотеки и печатные энциклопедии. Дело не в наличии различных девайсов уребенка и даже, наверное, не в их стоимости – цена и качество должны бытьсопоставимы. Проблема в отношении к бренду, а не к имеющимся функциям гаджета,когда айфон нужен именно ради айфона. Если ребенка устроит столь жефункциональный аналог, но менее брендовый и более дешевый, тогда в чемпроблема?
– Ну вот зачем тебе айфон? – спросилав конце концов у дочки.
– Какой айфон? – за пару дней она ужеи забыла про «весь класс». – Ты что, хочешь айфон мне купить? Не надо, лучшедавай эти деньги на путешествие отложим…
Ну вот, а это уже совершенно другаяпесня.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО