«Всеволод Сибирцев» возвращается в Россию

БОЛЕЕ 500 моряков уже летом найдут новое рабочее место на легендарной плавбазе «Всеволод Сибирцев». В конце прошлого года ЗАО «Южморрыбфлот» при поддержке специалистов Россельхозбанка завершило сделку по приобретению уникального судна. Как ожидается, на лососевую путину судно уйдет уже с новым российским экипажем и под российским флагом.

24 янв. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3478 от 24 янв. 2014
cfe8859e50884f7aeda558deeec1772c.jpg Через все штормы и штили прошли экипажи плавбазыПлавучий город в сотни миллионов Лебединой песней рыбной промышленности Советского Союза стало строительство под заказ трех краборыбоконсервных плавзаводов «Петр Житников», «Содружество», «Всеволод Сибирцев». Последний и завершил список новостроев, после него не спускали на воду суда подобного класса. Плавбазы предназначались для приема от добывающих судов рыбы-сырца для их переработки на консервы, пресервы, мороженую продукцию. Одних консервов в банке № 6 на подобных судах можно производить до 400 тысяч штук. По сути, плавзавод – это целый береговой поселок. Полностью автономный. На нем имелся даже свой лазарет с хирургом, терапевтом, стоматологом и фельдшером, бытовые мастерские. Например, пошивочные и ремонтные ателье.– Эти три плавбазы были за достаточно короткий срок построены на верфях Финляндии по заказу Дальморепродукта и вступили в строй в самом конце 80-х годов прошлого века. Стоимость самой современной на тот момент в мире, эффективной в производстве и эксплуатации плавбазы составляла 98 миллионов долларов США, что по тем временам было баснословной суммой, – вспоминает бывший президент компании «Дальморепродукт» Юрий Диденко.– Плавзаводы всегда укомплектовывали лучшими штурманами, механиками, мастерами переработки. С учетом подменного экипажа «Всеволод Сибирцев» предлагал 560 рабочих мест. Заработная плата была очень достойная. Не каждый мог устроиться на работу и выйти на ней в море. В целом судно приносило солидные доходы для предприятия и весомые налоги для государства. На приемке и переработке сайры прибыль доходила до 40-50 копеек с одного вложенного рубля. На переработке других объектов промысла она была несколько меньше, но все равно являлась ощутимой, что позволило за несколько лет погасить взятые на приобретение базы банковские кредиты. Но главным для этих судов было выполнение основной задачи перед государством – обеспечение продовольственной безопасности страны.Дотянули до отеля Следующим владельцем «Всеволода Сибирцева» была небольшая частная компания, после чего судно перешло к Преображенской базе тралового флота. Однако и ПБТФ была вынуждена продать плавбазу, так как не потянула ее содержание. Новыми собственниками стали греческие судовладельцы. Они планировали ее эксплуатацию у берегов Китая. Предполагалось, что судно будет использоваться как плавучая гостиница для китайских рыбаков, ведущих промысел у берегов Прассельских островов. В итоге плавзавод переоборудовали под отель: полностью восстановили систему кондиционирования и вентиляции, систему пожарной сигнализации, часть кают была переделана в настоящие гостиничные номера, как в отелях, имеющих четыре звезды. Эксперты, оценивавшие судно, считают, что сегодня ни одно судно в мире не может предложить такие же комфортные условия работы, какие предложит своей команде обновленный «Всеволод Сибирцев». В первую очередь на плавбазе позаботились о помещениях для отдыха и досуга, обычно на промысловых судах таковых не предусмотрено. В «городе на воде» членам экипажа будет где провести свободное от работы время. Это не только просторная кают-­компания, в которой не придется тесниться у стенок, но и волейбольная площадка, тренажерный зал, несколько саун, собственный кинозал и даже доступ в Интернет через Wi-Fi-сети. Будет на чем в океан выйти Эксперты считают, что Россия получит от этого приобретения только плюсы. – Продажа за рубеж судна такого класса было невосполнимой потерей для отрасли в целом, – рассказал корреспонденту «В» президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – Терять подобный флот нельзя, так как в ближайшей перспективе российские предприятия не в состоянии построить суда такого класса. Принята государственная программа, по которой уловы в России должны достичь к 2020 году 6,2 миллиона тонн. Как добиться прироста? Ведь добыча минтая, сайры и ряда других видов падает, а ученые дают рыбакам неутешительные прогнозы на уловы в наших внутренних морях. Конечно, надо использовать возможности увеличения добычи биоресурсов, квоты на которые не предусмотрены. Российским рыбакам надо возвращаться в Мировой океан. И здесь их ждет борьба с новыми и быстро поднявшимися странами на международном рынке рыбной отрасли. В подобных условиях без плавбаз типа «Всеволода Сибирцева» не обойтись. Только благодаря их работе, выпуску миллионов банок любимых в народе консервов можно обеспечить продовольственную безопасность страны.На гвозди рано отправлятьРуководство компании ЗАО «Южморрыбфлот» также считает, что плавзаводы еще послужат России, поставляя на внутренний рынок тысячи тонн качественной продукции. Что касается компании-владельца, то она не новичок в эксплуатации подобного флота. Осенью этого года к причальным стенкам поселка Ливадия пришвартовалась плавбаза «Капитан Ефремов». Она вернулась с очередной путины. Трудно представить, что судно пришло с промысла, а не после ремонта, – настолько ухоженной выглядит плавбаза. И работает она в компании уже более 5 лет. Хотя эта плавбаза, спущенная на воду в 1995 году на Украине, могла повторить судьбу подобных судов – прямо со стапелей уйти в Индию на «гвозди». Но сахалинским рыболовецким колхозам удалось перегнать судно на Дальний Восток. Правда, в те времена не смогли обеспечить плавбазу сырьем в достаточном количестве. Переименованный к тому времени в «Остров Итуруп» плавзавод долгие 7 лет простоял в порту Холмска. Руководство морской гавани неоднократно поднимало вопрос перед Росимуществом, которое на тот момент было собственником судна, о его аварийном состоянии и необходимости удаления с территории причала. Компания «Южморрыбфлот» приняла решение восстановить брошенное судно. На сегодняшний день это самая молодая плавбаза и одно из самых свежих крупнотонажных рыболовных судов в России.

Автор: Николай КУТЕНКИХ