Кресты, часы от императора и звезды от султана

110 ЛЕТ назад, 27 января 1904 года, в корейском порту Чемульпо (теперь Инчхон) героически закончили свой боевой путь корабли российского императорского флота – крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Их подвиг многократно описан в литературе, запечатлен в народных песнях и на полотнах художников. Как известно, эти корабли выдержали неравный бой с японской эскадрой из 14 боевых единиц, но не сдались врагу...

22 янв. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3476 от 22 янв. 2014
b22911c3451dfce4d87655e2a1abdf7a.jpg Варяжцы, оставшиеся в живых: одни к Колчаку и в эмиграцию, другие – на советский флот и в ПарижПокинуть до 12 часовКрейсер «Варяг» считался одним из лучших кораблей российского флота. Построенный в Филадельфии, он в 1899 году был спущен на воду и в 1901 году прибыл в Кронштадт. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1-го ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра состояла из 12 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было столько же 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов и мог развивать скорость до 23 узлов. В феврале 1902 года «Варяг» вошел в состав Порт-­Артурской эскадры. Его экипаж состоял из 550 матросов и 20 офицеров. Капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года. За месяц до начала Русско­-японской войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Алексеев направил «Варяг» в нейтральный корейский порт Чемульпо. Главная задача – безопасность российского посольства в Сеуле и поддержание связи с эскадрой. 26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к Чемульпо и встала на внешнем рейде. Ее главной задачей была высадка десанта, которой российские силы не стали мешать (да и не могли). На внутреннем рейде в это время находились крейсер «Варяг» и устаревшая канонерская лодка «Кореец», а также пароход «Сунгари». Здесь же стояли военные корабли Англии, Франции, Италии и Америки. Рано утром 27 января 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-­адмирала Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня. В противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было бы грубым нарушением международного права. Отметим, что командиры иностранных военных кораблей отклонили просьбу Руднева сопровождать его отряд до выхода из нейтральных вод…Исполнить обязанности точно и спокойноВыписки из вахтенного журнала крейсера 1-го ранга «Варяг»: «Чемульпо, вторник, 27 января 1904 г.11 ч. Команда и музыканты собрались на шканцы, причем командир сказал им приблизительно следующее: «Сегодня получил письмо от японского адмирала о начале военных действий и предложение оставить рейд до полудня. Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни крейсер, ни самих себя, сражаясь до последней возможности и капли крови. Исполните ваши обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать...»11 ч. 10 м. Все наверх, с якоря сниматься. 11 ч. 25 м. Пробили боевую тревогу. Японская эскадра в числе 6 крейсеров и 8 миноносцев расположена в строю пеленга от острова Иодольми к северному проходу, прикрывая оба выхода в море. 11 ч. 45 м. Раздался первый выстрел с крейсера «Асама» из 6-дюймового орудия, вслед за которым вся японская эскадра открыла огонь. 12 ч. 5 м. Осколками снаряда контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик... Управление крейсером перенесено в румпельное отделение. 12 ч. 16 м. Снаряд большого калибра пробил левый борт под водою, в огромное отверстие хлынула вода, и 3-е котельное отделение стало быстро наполняться водой, уровень которой подходил к топкам... Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, которые были разрушены, пробита палуба и зажжена мука в провизионном отделении. В продолжении боя одним из выстрелов был разрушен кормовой мостик крейсера «Асама» и произведен на нем пожар, причем «Асама» временно прекратила огонь. 1 ч. 15 м. Подойдя к своему бывшему якорному месту, отдали левый якорь... По осмотре крейсера кроме перечисленных повреждений оказались еще следующие: 1) Все 47-мм орудия негодны к стрельбе. 2) Еще 5 орудий 6-дюймового калибра получили различные серьезные повреждения. 3) Семь 75-мм орудий повреждены... 4) Разрушено верхнее колено 3-й дымовой трубы.5) Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки. 6) Верхняя палуба пробита во многих местах. 7) Разрушено командирское помещение. Найдено еще 4 подводные пробоины, а также много других повреждений. В течение часового боя выпущено снарядов: 6-дюймовых – 425, 75-мм – 470, 47-мм – 210. Всего – 1105. По постановке на якорь иностранные суда... прислали немедленно шлюпки с санитарами и врачами. 3 ч. 30 м. Вся команда покинула крейсер. Старший и трюмный механики открыли клапаны и кингстоны и тоже покинули крейсер. Пришлось остановиться на потоплении крейсера вследствие просьбы иностранных командиров не взрывать судна, чтобы не подвергнуть опасности их корабли на узком рейде... 6 ч. 10 м. Крейсер «Варяг» погрузился в воду, легши совсем на левый борт». Потери экипажа «Варяга»: 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, около 100 человек получили легкие ранения. Позже от ран умерли еще 7 человек. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой. Позже ему ставили в вину, что «Варяг» был не взорван, а затоплен, что позволило японцам поднять его и ввести в строй… Оставшиеся в живых русские моряки были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в боевых действиях против Японии, через нейтральные порты вернулись в Россию.Поведение экипажей «Варяга» и «Корейца» во всем мире было признано геройским. Еще до прибытия в Россию, в Константинополе, командир «Варяга» получил награду от турецкого султана Абдула-­Хамида II – орден и звезду «Османие» 2-й степени. Матросы были награждены Георгиевскими крестами, офицеры – орденами Святого Георгия 4-й степени; всем участникам вручили специально учрежденную медаль «За бой «Варяга» и «Корейца», а матросам от имени Николая II – именные серебряные часы. В.Ф. Рудневу присвоили звание флигель-­адъютанта, однако ордена Святого Георгия не получил. В 1907 году он был награжден японским орденом Восходящего солнца II степени.В.Ф. Руднев стал командиром строящегося эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» и одновременно – командиром 14-го флотского экипажа. В октябре 1905 года Руднев отказался выполнить приказ о вызове войск для блокирования «революционных» матросов. Тут же последовала отставка (правда, с производством в следующий чин контр-­адмирала). Вскоре Руднев покинул Санкт-Петербург и стал жить в своем имении под Тулой, где умер в 1913 году в возрасте 57 лет. 30 сентября 1956 года в Туле появился памятник командиру «Варяга». 9 февраля 1984 года в деревне Русятино Заокского района состоялось открытие музея В.Ф. Руднева, созданного сотрудниками Тульского областного краеведческого музея. Ставшие легендойСудьба самого крейсера оказалась трагичной. Как уже было сказано, японцы подняли «Варяг» и включили его в состав своего флота под названием «Сойя». В 1916 году корабль был выкуплен Россией и ему вернули героическое имя; в 1917-м он был отправлен на ремонт в Великобританию. Через год после Октябрьской революции «Варяг» в счет долгов Российской империи перешел в собственность Великобритании. В 1920 году он был продан Германии на металлолом и при транспортировке затонул в Ирландском море, невдалеке от берегов Шотландии. В 2007 году усилиями российской стороны монумент в честь крейсера «Варяг» установлен в шотландском поселке Ленделфут.В 1911 году из Чемульпо во Владивосток на специальном поезде были перевезены останки матросов «Варяга». Похоронили их со всеми воинскими почестями на Морском кладбище. На братской могиле стоит теперь пятиметровый каменный обелиск с надписью «Нижним чинам крейсера «Варяг» и фамилиями русских моряков из разных губерний – Вологодской, Рязанской, Тверской, Полтавской, Саратовской, Казанской, Московской...9 февраля 1954 года, в день 50-летия со дня боя, появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении всех живых варяжцев медалью «За отвагу». В течение 1954-55 годов (по мере их розыска) награду получили 50 ветеранов из числа экипажей «Варяга» и «Корейца». Что касается других варяжцев, то старший офицер В.В. Степанов дослужился до звания генерал-­майора, стал видным участником Белого движения на Черном море в составе вооруженных сил юга России, эмигрировал в Югославию. Старший штурманский офицер «Варяга» Е.А. Беренс, бывший тогда лейтенантом, в 1918 году стал первым начальником морского генерального штаба Советской России, а еще через год – командующим морскими силами РСФСР. С февраля 1920 года – уполномоченным по особо важным поручениям РВС республики. В 1924–1926 годах – морской атташе СССР в Лондоне и Париже.Ревизором на «Варяге» в 1904 году служил мичман Н.И. Черниловский­-Сокол, который перед боем по приказу командира подготовил крейсер к взрыву. В 1918 году гетманом Скоропадским он был произведен в контр­-адмиралы, фактически став первым командующим военно-морскими силами Украины. Затем Черниловский-­Сокол оказался в Сибири у Колчака, был зачислен в списки морских сил на Дальнем Востоке в звании контр-­адмирала. 12 февраля 1920 года Черниловский­-Сокол, будучи во Владивостоке, назначается командующим Сибирской флотилией. В мае 1921 года после меркуловского переворота был отстранен от должности и отбыл в эмиграцию. Вот такие судьбы...

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ