Перебежчикам советуют подождать
БОЛЬШЕ месяца в России действует закон об услуге по переносу мобильных номеров, дающий возможность перехода от одного сотового оператора к другому с сохранением номера. Но воспользоваться им удалось единицам.
У «рабов» сотовых операторов попросили отсрочкуВпервые о перспективах отмены «мобильного рабства» заговорили еще десять лет назад, однако реальные шаги были сделаны только сейчас. Так, предполагалось, что с 1 декабря 2013 года абоненты уже начнут понемногу курсировать от оператора к оператору, а к апрелю 2014 года система перехода должна быть полностью отлажена и готова к массовому наплыву желающих сменить оператора. Реальность разочаровала: операторы оказались не готовы отпускать заарканенных когда-то клиентов. Причем не готовы не только технически, но и морально.И с сучком, и с задоринкойВ Приморье первые перебежчики уже смогли почувствовать все ямы и ухабы вожделенной услуги. Таковых оказалось, по предварительным данным, около десяти человек. Храбрецы, которые решили одними из первых сменить опостылевших «красных» на «зеленых», «черно-желтых» и наоборот, потрепали себе нервы сполна. Смена оператора обеспечила особенно нетерпеливым невозможность получения входящих вызовов, СМС из других сетей, услуг мобильного Интернета, контент-сервисов. Мало того, отмечены ошибки при зачислении платежей.Операторы честно признали: перебежчик, вполне возможно, не дождется звонков с фиксированных (домашних) сетей и сетей зарубежных операторов связи из-за отсутствия порядка регламентов взаимодействия с ними. Попросту говоря, в роуминге позвонить вы не сможете, так как ранее у каждого оператора были заключены определенные договоры с иностранными коллегами на определенных условиях, которые теперь придется перезаключать. На это требуется время. До сих пор непроработан и вопрос оповещения при внутрисетевых вызовах, поскольку до этого оператора связи можно было определить по префиксу (914, 924, 964 и т.д.). При смене оператора будет абсолютно непонятно, к какой компании абонент принадлежит. Если раньше вы точно знали, что, предположим, ваш инструктор по фитнесу сидел на «Билайне», то сейчас, по привычке звоня по льготному тарифу, вы можете и не узнать, что ваш наставник перешел, например, на «МТС». Правда, последний планирует информировать клиентов о том, абоненту какого оператора они звонят во время вызова, а также отправлять СМС постфактум. Другие участники телефонии находятся пока что в раздумьях по этому поводу, но советуют клиентам самим оповещать своих адресатов об изменении условий тарификации.С городским, коротким номером, кстати, воспользоваться услугой «смены мобильного рабства» (MPN) не получится – сначала нужно будет в своей компании преобразовать набор цифр в федеральный и лишь потом совершить финт ушами в сторону желаемого оператора.В проблемах виним «малых»«Большая тройка» («МТС», «Билайн», «Мегафон») рапортует о проделанной работе и от обвинений не открещивается. Да, проблемы есть, но вина гигантов конечно же ничтожна, как они сами заявляют. – Неготовыми оказались многие участники рынка, – считает пресс-секретарь приморского филиала «Вымпелкома» Елизавета Мальцева. – Требовалась установка дорогостоящего оборудования, и если «большая тройка» его закупила, то региональные операторы справились не все. Есть и платежные терминалы, которые должны перезагрузить систему, чтобы та понимала, какому оператору зачислять деньги. Существуют проблемы отсутствия полноценного общего тестирования базы данных номеров, взаимодействия с фиксированной телефонией, платежными системами, региональными операторами – в общем, необходимо проделать целую кучу технических мероприятий, малопонятных обычному пользователю. Мы начали переводить абонентов и увидели, что технически готовы как отдавать, так и принимать абонентов. Однако с другими участниками рынка мы налаживаем системы только сейчас. – В Челябинске мы перевели к себе абонента с «Теле-2», и выяснилось, что ему не проходят междугородные звонки, – продолжает Елена Мальцева. – Вина оказалась отдающего оператора, пришлось перенастраивать определенные системы. На это ушло два дня. Процедура затянуласьПринять-отдать могут не все. Объясним на примере. Чтобы перейти, предположим, от «Мегафона» к «Билайну», нужно написать в офисе «Билайна» заявление о своем желании обслуживаться у данного оператора. Там вам выдадут временную СИМ-карту (со своим собственным номером), которой вы сможете пользоваться одновременно со своей старой картой. Примерно за восемь дней все технические составляющие для перехода будут обеспечены, в это время на обе СИМ-карты от оператора будут приходить различные СМС-сообщения с настройками. Если у вас нет задолженности, то вы сможете в течение этого времени безболезненно сменить компанию, номер на временной СИМ-карте сменится на ваш родной, а старая СИМка станет недействительной. Однако в переходе может быть отказано – в силу несовершенства системы. Так что все участники рынка просят абонентов повременить с услугой.В Приморье региональный оператор «АКОС», входящий теперь в состав «Ростелекома», открещивается от обвинений со стороны федеральных компаний, указывая на то, что в положенные сроки все системы будут функционировать отлаженно. Хотя, в принципе, к нововведению должны были быть готовы еще к декабрю.– Сейчас говорить о чем-либо рано, – сообщают в пресс-службе «Ростелекома», – обслуживание абонентов из других сетей планируется начать не позднее февраля текущего года. Сейчас мы реализуем план организационно-технических мероприятий по внедрению услуги MNP. В частности, на конкурсе выбран поставщик оборудования для развертывания решения по переносимости мобильного номера на сетях компании и его «дочек». Победитель должен обеспечить автоматизацию переноса мобильного номера «под ключ». Для этого требуется доработка биллинговых и других ИТ-систем компании.Беспощадный дедлайнГрешат компании и на крайне сжатые сроки, которые им отвели под тестирование MNP.– 1 декабря было объявлено официальной датой предоставления услуги MNP операторами, – сетует сотрудник пресс-центра «МТС» «Макрорегион Дальний Восток» Анна Лысенко. – При этом у нас есть такие регуляторы, как Роскомнадзор, Минкомсвязи, которые должны были разработать все документы, сказать, как все должно выглядеть в деле, чтобы мы реализовали услугу по госстандартам. Документы были приняты 21 ноября, а услугу нужно было предоставлять уже 1 декабря. Соответственно, времени настроить и протестировать систему не было, в авральном режиме пришлось работать и «большой тройке», и операторам фиксированной связи, и платежным и банковским системам. То есть двадцать лет вся сотовая связь жила по одному принципу: абонент совершал вызов, по префиксу определялось, куда его маршрутизировать, совершалось соединение. А сейчас этот префикс не является индикатором. В связи с этим был создан центральный оператор базы данных перенесенных номеров в Москве. Теперь, прежде чем совершить вызов, звонок адресуют в эту базу, узнают, где находится абонент, и только тогда переадресуют вызов. Данные действия также нужно отработать. Между тем в других странах система настраивалась один-два года.Впрочем, как заверяют операторы, сверхпопулярностью эта услуга не пользуется, скорее, желание уйти – случай единичный. Участники рынка ожидают колебания клиентов в пределах 2-3 процентов от абонентской базы – как и по всему миру.
Автор:
Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»