Епископ запретил поминать пьяниц

Одна из стародавнейших бед на Руси (наряду с дураками и дорогами) – пьянство. С ним государство боролось во все времена, и практически всегда без особого успеха. Хотя, надо заметить, само же государство и подпитывало это зло, поскольку продажа алкоголя практически всегда была свободной (кроме тех периодов, когда в России вводился сухой закон).

15 янв. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3472 от 15 янв. 2014
deb2ec88ada9154e319cda3c0fe2a642.jpg В России признали, что способ потребления вина в народе нельзя изменить сразу никаким закономНаше всеСчитается, что первым производителем водки на Руси стал монах Чудова монастыря Исидор. Именно он в XV веке создал новый крепкий алкогольный напиток, производимый на основе зернового сырья, – так появилась ржаная водка. Хотя ещe с IX века русские знали мед и пиво, с начала X века – и виноградное вино. Заметим заодно, что само слово «водка» появилось гораздо позже самого напитка. Официальная Россия как бы гордилась определением русских как «питейной нации». Так, на Все-мирной выставке 1900 года в Париже в русской экспозиции был специальный алкогольный павильон. В нем демонстрировали установку по выработке спирта и всем желающим продавали бутылочки водки. Видимо, как основной символ страны... На выставке достижений Приамурья в 1913 году в Хабаровске рядом с павильоном местных городов высилась огромная, в два этажа, декоративная бутылка. На этой же выставке А. Ласьков – известный хабаровский торговец вином и спиртом – выстроил здание, в котором главным элементом стала трехэтажная бутылка шампанского. Были там представлены и достижения приморских пивоваров и виноделов, а знаменитые три брата Пьянковых из Уссурийска удостоились специальных наград. Отметим, что эти водочные короли Дальнего Востока еще с 1876 года владели оптовыми складами спиртного в Николаевске-на-Амуре, Хабаровске, Владивостоке и Благовещенске, а спирт завозили из Одессы и Гамбурга – по 35 тысяч ведер ежегодно. Особой изюминкой Дальнего Востока являлась китайская выпивка – ханшин (по сути, самогон из разного рода зерновых) и сули (водка). Это пойло – хотя и противное на вкус – было весьма крепким и при этом дешевым, и потому в огромных количествах оно употреблялось местным простым населением. Часть его производилась прямо в крае, на сулевых заводиках, часть контрабандно завозилась из Китая. Понятно, что граница была весьма условной, и нелегальная перевалка ханшина была неплохим источником заработка для многих приморцев. Попытки бороться с китайским спиртным предпринимались неоднократно (вплоть до полного запрета употребления ханшина), но, как всегда в России, запрещения имели слабый эффект. «Всякое место, где продается вино, всегда будет кабаком» До 1881 года в России купить водку навынос можно было только… ведрами, и никак не меньшей тарой. Затем царским указом были введены трактиры – питейные заведения с обязательной закуской. Но и это проблемы алкоголизма не решило. Впоследствии опять перешли к практически свободной продаже выпивки, регулируя только местными постановлениями места и время (например, запрещая торговлю алкоголем на Рождество). Однако в июне 1899 года местная газета «Восточный вестник» в статье об уличном пьянстве призывала снова ввести прежние правила: «Для того же, чтобы улучшить… существующий порядок винной торговли, следует прежде всего вернуться к прежнему типу питейного заведения и разрешить в казенных винных лавках распивочную продажу вина с обязательной продажей горячей пищи, или, другими словами, узаконить то, что существует и ныне, но тайно – вопреки закону. Надо прямо и ясно признать тот несомненный факт, что способ потребления вина в народе нельзя изменить сразу никаким законом, что изменение это может, однако, совершиться только постепенно с подъемом уровня нравственности нашего народа, с его духовным развитием и увеличением его материального благосостояния и что при настоящих условиях жизни всякое место, где продается вино, всегда будет кабаком, как бы это место официально ни называлось». Что касается Дальнего Востока, то здесь обстановка была совсем неутешительной. В августе 1911 года газета «Дальний Восток» в статье под названием «Маньчжурский спирт и спаивание Приаму-рья» констатировала: «Тот, кто хоть раз проехал по Амуру, начиная от Хабаровска до Покровки, не мог не обратить внимание, что на китайском берегу реки против буквально каждого русского поселка или селения находятся несколько китайских фанз, в которых помещаются или оптовые склады дешевого маньчжурского спирта, или питейные дома... То же самое явление наблюдается и вдоль р.р. Иман, Уссури – словом, по всей русско-китайской границе. Подобное соседство отражается на русском населении Приамурья самым ужасным образом: все оно поголовно спивается. Мы убедились, что все, что нам до сих пор рассказывали, все, что мы по этому поводу читали, бледнее действительности. Зараза беспробудного, тупого и грязного пьянства охватила не только все побережное население, но ползет и дальше в глубь страны. А вместе с пьянством идут и неизбежные его спутники: разврат, болезни, вымирание детей, а с другой стороны – разбои, убийства и преступления».Что делать? Меры против этого предпринимались разные. Например, такие: «В некоторых местах нашей епархии развилось сильное пьянство, к ограничению коего по заявлению приходских священников не имеется никаких средств, а на их поучения о трезвости и о гибельных последствиях этого порока не обращается ни малейшего внимания. К стыду русского имени … православные христиане упиваются не только русскою водкой, но и ханшином, сулей, этой мерзостью языческою, которою оскверняется и тело, и душа христианина... Нельзя не скорбеть об этом каждому благомыслящему русскому человеку, ведь торговля ханшиной и сулей на нашей земле производится в ущерб государственным интересам России. Казалось бы, одно это должно удерживать русских от употребления этих гнусных напитков, вредных для здоровья, и побуждать всех, а не властей только местных, общими силами воспрещать их ввоз сюда из-за границы» (обращение Гурия, Епископа Камчатского, газета «Владивосток», февраль 1888 года). Далее Епископ Гурий повелел неисправимых пьяниц «не удостаивать благословения», «не допускали их до св. причащения, разве только ради часа смертного», а если кого-то «застигнет внезапно смерть в нетрезвом состоянии», то таких без его разрешения было запрещено «погребать по чину православной церкви, а равно и творить об них поминовения в храме». Но даже такие суровые меры против водки были бессильны… Приходилось принимать радикальные решения: «Для прекращения пьянства среди нижних чинов гарнизона, портовых и др. казенных рабочих и мастеровых нахожу необходимым закрыть на все время осадного положения крепости Владивосток все находящиеся в ней питейные заведения, торгующие крепкими напитками распивочно и навынос. Комендант Крепости, Ген.-Лейт. Казбек» (газета «Дальний Восток», 1905 год).Но, как бы там ни было, потребление алкоголя в России продолжало расти и в 1913 году достигло цифры 4,7 литра на взрослого человека в год. А в 1914 году, с началом Первой мировой войны, в стране был введен так называемый сухой закон, что, конечно, не мешало желающим промочить глотку. Нелегальный алкоголь приобрести можно было практически везде, а в ресторанах его попросту подавали в чайниках, что тайной не являлось. Кстати, этот период теоретического воздержания продолжался до 1923 года. В 1924 году была выпущена «государственная» водка, тут же окрещенная в народе рыковкой – по фамилии тогдашнего главы правительства СССР А.И. Рыкова. Насколько за это время увеличилось производство самогона, статистика, разумеется, не знает…Будем лечиться…Конечно, во все времена находились все новые средства, избавляющие от пьянства. Так, в конце XIX века в газетах публиковалось, например, такое незамысловатое рекламное объявление: «Не переношу водочного и винного запаха. Сим удостоверяю, что я принимал «Ситровин» и вполне излечился от пьянства, даже не переношу водочного и винного запаха, за что большое Вам спасибо. Всем своим товарищам рекомендую Ваше, излечившее меня, средство «Ситровин». Он стоит в аптеке очень дешево. С почтением к Вам Г.А. Кастерин, Новозыбков». Разумеется, фамилия «излечив-шегося» и название города время от времени менялись. Порой появлялись и почти научные сообщения вроде такого (1900 год, газета «Владивосток»). «В «Matin» появилось сообщение о новой сыворотке против алкоголизма. По словам газеты, парижский аптекарь Брока придумал особую сыворотку, антиэтилин, которая, будучи впрыснута в кровь, излечивает пьяниц. Вот что говорит Брока о своем изобретении. Я уже давно искал средства против пьянства и наконец остановился на мысли о прививке. И вот я купил лошадь и начал поить ее алкоголем, сделав из нее настоящую пьяницу. Потом мы пустили кровь этой лошади и стали впрыскивать добытую из нее сыворотку уткам, цыплятам и морским свинкам. Нужно сказать, что предварительно мы приучили их к пище, насыщенной алкоголем. После этого впрыскивания они буквально не хотели дотронуться до смоченной спиртом пищи и готовы были скорее околеть с голоду. После этого мы сделали опыт над людьми, и пьяницы, с которыми мы имели дела, после первого же впрыскивания начинали обнаруживать отвращение к спиртному. Одного мы начали лечить во время приступа белой горячки, так что он даже не знал о том, что ему было сделано впрыскивание, и он находится теперь на пути к излечению. Он не может заставить себя проглотить рюмки абсента, разбавленного водой». Жаль, конечно, подопытных лошадей, цыплят и морских свинок. Причем безвинно пострадавших, поскольку вакцины против пьянства так и не появилось. Так что пока остается рассчитывать только на здравый смысл… И беречь печень. По материалам газет из архива ОИАК.

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ