Лед тронулся и в Антарктиде

В ПОСЛЕДНЮЮ неделю ушедшего года и все праздничные дни года наступившего внимание приморцев было приковано к ледяному дрейфу в море Дюрвиля у берегов Антарктиды российского научно-исследовательского судна «Академик Шокальский». Теплоход с портом приписки во Владивостоке с 24 декабря по 8 января был скован льдами Южного океана.

10 янв. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3470 от 10 янв. 2014
b968e1e814680b59eff2da2468a4698a.jpg Владивостокское судно спасали всем миром. Не было лишь российских ледоколов...На борту НИС «Академик Шокальский» Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института Росгидромета находилось 74 человека, в том числе 52 пассажира и 22 моряка из Приморья. Морское братствоО сложившейся ситуации капитан российского судна сообщил в Морской спасательный координационный центр Австралии, в зоне ответственности которого и находился «Академик Шокальский». На помощь российскому теплоходу в последние дни декабря отправились китайский и австралийский ледоколы «Xue Long» и «Aurora Australis», в случае необходимости было готово «ввязаться в драку» французское судно усиленного ледового класса «Lаstrolab». Но ледоколы из Поднебесной и с Зеленого континента так и не сумели пробиться к застрявшему в антарктических льдах «Академику Шокальскому». Ледокол КНР бился во льду толщиной 2,3-2,7 метра с 29 декабря и остановился примерно в 6,7 мили от российского научно-исследовательского судна. Подойти ближе просто не смог. С 30 декабря на помощь пришел австралийский «Aurora Australis». Он мощнее «Xue Long». Однако за все время спасательной операции ему так и не удалось пробиться к владивостокскому судну.Французы и вовсе остановились в шуге на расстоянии 19,3 мили, дальше лезть не стали – побоялись застрять во льдах. В такой ситуации нужна была помощь по-настоящему мощного ледокола. Они имеются в наличии только у трех стран – России, Канады и США. Ближайшим к морю Дюрвиля в австралийском порту Сиднея оказался американский «Polar Star», который, кстати, каждый год доставляет грузы и ученых на антарктические станции. Он может ломать лед толщиной до трех и более метров. 4 января американский капитан, согласовав вопросы со своей судоводительской компанией и правительством США, известил российского коллегу, что двинулся на выручку. Рождественский подарокВ ночь на Рождество Христово ветер у берегов Антарктиды изменил направление. Льды стали ломаться, их погнало в открытую часть океана.Как сообщил директор Дальневосточного гидрометеорологического института Юрий Волков, «Академику Шокальскому» 7 января удалось освободиться от тяжелых льдов. Образовавшиеся трещины позволили НИС медленно двигаться на север. Координационный центр Австралии подтвердил, что российскому судну с вечера 8 января не требуется какой-­либо дальнейшей помощи.Сапожник без сапог?Россияне знают, что наша страна располагает самым мощным в мире ледокольным флотом. Естественно, у людей возник вопрос: а почему наши атомные или дизельные ледоколы не пришли на помощь? Его журналист «В» переадресовал капитану дальнего плавания Сергею Ченцову, много лет отработавшему в Дальневосточном морском пароходстве.– Все дело в логистике. Зачем гонять из Мурманска (где базируются атомные ледоколы РФ) или Владивостока (здесь стоят наши дизельные ледоколы) дорогое в эксплуатации судно за многие тысячи миль? Ведь проще обратиться за помощью к ледоколу, находящемуся в нужный момент в водах Антарктиды или портах Австралии или Южной Америки. Отказов в таких случаях не бывает в принципе. Припоминаю, как однажды ледокол «Капитан Хлебников» FESCO, выполнявший у Белого континента круизный рейс с иностранными туристами на борту, помог застрявшему во льдах Антарктиды американскому ледоколу «Полярная звезда» (о нем написано выше. – Прим. ред.).Поэтому речь идет не о патриотизме, а о стоимости операции. Бесплатно выручают людей, а за спасение «металла» уже нужно платить, поскольку в этом случае речь идет о коммерческой операции.Спасение доводит до банкротстваВ конце декабря 2010 года штормовые ветры нагнали лед в Сахалинский залив у берегов одноименного острова и несколько рыбацких и торговых судов попали в плен. Как уже писал «В», в начале января 2011 года по приказу тогдашнего министра МЧС Сергея Шойгу ледокол «Адмирал Макаров», находящийся в оперативном управлении FESCO, пришел на помощь судам, затертым льдами в Охотском море.Флагман ледокольного флота Дальневосточного морского пароходства несколько дней пробивал мощную ледовую перемычку, за которой находились во льдах плавбаза «Содружество», научно-исследовательское судно «Профессор Кизеветтер», транспортный рефрижератор «Берег Надежды» и другие. Как тогда сообщил «В» вахтенный капитан Южно-­Сахалинского морского спасательно-­координационного подцентра Анатолий Махно, на пяти судах, затертых льдами, в общей сложности находилось около 500 человек. Угрозы жизни не было, запасы топлива, воды и продуктов позволяли им продержаться от одного до двух с половиной месяцев. Некоторые экипажи даже были готовы перезимовать на своих судах. Но все теплоходы были выведены на чистую воду…По итогам спасательной операции судовладельцам были выставлены нешуточные счета. Одно из приморских предприятий, специализирующихся на морских перевозках, оказалось на пороге банкротства. Другой рыбацкой организации пришлось продать самое дорогостоящее судно, чтобы рассчитаться по долгам со своими спасителями. А поскольку на чужих ошибках учатся, то у многих местных судовых компаний отпало всякое желание в будущем обращаться за помощью к ледокольщикам.

Автор: Николай КУТЕНКИХ