Новый регламент вам в колеса

АВТОЛЮБИТЕЛИ всея Руси дождались: наконец-то министерством образования выпущен проект приказа, утверждающий примерные программы обучения водителей. Документ уже прошел общественное обсуждение. В начале декабря он был отправлен на доработку в министерство образования. За время его общественного обсуждения различные организации, в том числе представители автошкол, внесли в программу более 100 различных изменений.

18 дек. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3461 от 18 дек. 2013
2a79456a4dd09b23ac63336c9652b011.jpg Правила перевозки грузов будут знать даже автомобилистки-блондинкиНовые категории, новые темыНапомним: 5 ноября вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, которые ввели новые категории и подкатегории водительских удостоверений. Помимо привычных категорий появились категория «М» – мопеды и скутеры, подкатегории «А1» – легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, «В1» – квадроциклы и трициклы, «С1» – грузовики до 7,5 тонны, «D12» – автобусы до 16 мест. А также такие подкатегории, как «С1Е» и «D1Е», которые дают возможность управлять автомобилем соответствующих категорий с прицепами.Конечно, ранее автошколы водителей по таким категориям не готовили, а ГИБДД не принимала соответствующих экзаменов и не выдавала прав, потому что не было именно таких программ. Итак, водителей будут учить по-новому. Программы поделены на несколько блоков. Базовый блок одинаков для всех категорий и подкатегорий. В него входят основы законодательства в сфере дорожного движения, первая помощь, основы управления транспортными средствами. Кроме этого, теперь кандидатов будут обучать психофизиологическим основам деятельности водителя, таким образом, водители будут знать, как сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов, как влияют усталость и сонливость на свойства внимания, как с ними бороться. Также потенциальных водителей будут учить бесконфликтному взаимодействию и правилам общения с агрессивными автомобилистами. Отдельно ученики изучат влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя.Несколько часов отведено под то, как уберечь жизнь наименее защищенных участников дорожного движения, также ученикам расскажут про особенности грузопассажирских перевозок.Нет любителей, сплошные профиВсе требования по подготовке водителей появились не просто так. Дело в том, что согласно вступившим в силу с 1 сентября поправкам в закон об образовании, водитель – это профессия. Поэтому автошколы готовят именно профессионалов, даже водитель мопеда – профессионал. Кстати, программ переподготовки не предусмотрено, и, имея категорию «В», нельзя открыть категорию «С» без прохождения полного курса. Пересаживаться с автомата на механику также будет накладно, так как опять же нужно будет переобучаться.В документе прописаны и требования к преподавательскому составу. Учителя должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету.Отдельно прописаны требования к площадкам, классам и количеству автомобилей. Площадка, на которой обучают первоначальным навыкам вождения, должна быть забетонирована или заасфальтирована. Кто построит автодром?Проект вызывает массу нареканий как от будущих водителей, так и от сотрудников автошкол.– В нем куча недоработок, – говорит завуч учебной части автошколы «Седан-ДВ» Наталья Апостол. – Например, нам пытаются навязать проверку психического состояния ученика – адекватен он или нет. Зачем – непонятно, ведь люди приходят к нам уже с пройденной комиссией, в список врачей которой включен психиатр. Меня возмутило также и то, что все ученики должны обязательно знать, как водить авто с прицепом. Зачем эти знания мотоциклистам и водителям легковушек – тоже непонятно. Теоретическая программа уменьшилась, количество часов вождения тоже. Вновь пытаются заставить нас строить автодромы, которые стоят 30 млн рублей. Где нам взять эти деньги? С ученика. На это пойдет не каждая автошкола, так как предполагается, что это требование необязательно. Никто не будет платить за обучение большие суммы. К плюсам могу отнести только то, что теория теперь будет действительна год. То есть за полтора месяца можно будет освоить все часы, сдать теорию и площадку и дальше накатывать часы и сдавать экзамены в ГАИ. Сейчас к нам бегут ученики, стремясь как можно быстрее получить права, потому как боятся, что в соответствии с новым законом им придется учиться год. Это не так. Просто в течение 12 месяцев их теория будет действительна, за это время они могут сдавать «город».Работать, безусловно, будем по-новому, но страха как такового нет. Первый раз, что ли, по голове бьют? Перестроимся и будем учить дальше.Автошколы против– Могу сказать, что документ преждевременный, – говорит директор автошколы «Аник» Александр Николаев. – Потому как прежде всего нужно иметь профессиональные стандарты обучения водителей, а вот этот документ находится еще в стадии разработки. Для этого, во-первых, необходимы программы подготовки – то, чему нужно учить, и методы – как учить, прививать эти знания и умения. А во-вторых, нужны единые требования к тому, как будут проверять навыки учеников в органах ГИБДД. Однако стандартов профессии нет, и эти документы не должны быть приняты без них. Могу сказать, что ведомства работают несинхронно: программу разработали, а правил приема экзаменов не выработали. К чему приведет эта программа – к снижению ДТП либо к их повышению, – я лично не возьмусь ответить. Вообще, не факт, что документ будет принят, потому как вся общественность автошкол против, и мы делаем все, чтобы к нам прислушались.Будут ли услышаны автошколы – большой вопрос. Кроме Минобрнауки доработкой обучающей программы займутся еще четыре ведомства – МВД, МЧС, министерство здравоохранения и министерство транспорта. До тех пор пока чиновники не придут к консенсусу, обучение водителей будет проводиться по старой программе.КСТАТИЗа прошлый год в России получили водительские удостоверения 2 миллиона 314 тысяч человек. И это из 8,5 миллиона претендентов. Таким образом, успехом заканчивается каждая третья попытка.Между тем количество ДТП, которые происходят с участием водителей со стажем менее трех лет, только растет, что косвенно говорит о невысоком уровне подготовки новичков.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»