Перемены в цвете, свете и прочем оформлении

В 2013 году облик столицы Приморья заметно преобразился, и это отметили сами горожане: загорелись контурной подсветкой дома, открылись новые скверы, в разных районах появились весьма любопытные скульптуры. В городской администрации отмечают, что все сделанное – лишь начало грядущих перемен и именно сегодня закладываются основы того, как столица края будет выглядеть в будущем.

11 дек. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3457 от 11 дек. 2013
7459a604879b4cfafeda3d8db5bb144c.jpg В перспективе Владивосток будет не только автомобильным, но еще и пешеходнымКорреспондент «В» отправился в отдел дизайна городской среды, чтобы поговорить о будущем виде Владивостока с главным художником города Павлом Шугуровым.От пункта А в пункт В через скверыЭто структурное подразделение администрации Владивостока работает в нескольких направлениях: колористика (как выглядят городские районы в цвете), архитектурная подсветка, упорядочение наружной рекламы и вывесок, развитие городского искусства (различные художественные росписи и малые архитектурные формы), а также планировка общественных пространств. Последнее мой собеседник считает самым важным на сегодняшний день. Общественные пространства – это площади, скверы, аллеи, парки, пляжи и другие территории, которыми пользуются все жители города. У каждого такого места свое назначение, а уж размещать их – целая наука. – Исторически так сложилось, что российские города по сравнению, например, с европейскими застроены неплотно – советская планировочная школа предполагала большой процент общественного зеленого пространства, широких газонов, разделяющих транспортные магистрали и жилую застройку. В период перестройки, кстати, именно эти пространства и приняли на себя удар новых экономических реалий – тут появились многочисленные торговые павильоны и ларьки, наружная реклама, парковки для личного транспорта, количество которого стремительно росло, и даже частная застройка – ее можно видеть на вершинах сопок в центре нашего города. При этом, как ни странно, осталось множество своеобразных пустот – пустырей.Поэтому сегодня мы зачастую не в состоянии определить действительную общественную значимость бывшего «зеленого пространства». И когда к нам поступало предложение от частного инвестора застроить тот или иной «ненужный» участок, мы не могли дать конкретный ответ. В масштабе города это еще было бы возможно – на основании уже действующего Генплана, а вот в районном масштабе нет, не можем, пока не будет проведен комплексный анализ всей территории Владивостока, – комментирует Павел Шугуров. Сейчас специалистами администрации проводится своеобразная инвентаризация всех городских общественных пространств, включая пляжи, видовые площадки, охранные зоны вокруг памятников культурного наследия. На данный момент значимость таких территорий более-менее ясна разве что в центре города. Однако и здесь остаются некоторые вопросы. Ведь, чтобы горожане могли воспользоваться этими общественными пространствами, их надо связать дорогами, тротуарами, тропинками. – Как известно, одна из наиболее любимых в народе прогулочных зон – это Спортивная Гавань, плавно перетекающая в ул. Адмирала Фокина. Но стоит нам дойти по этой улице до пересечения с Алеутской, и мы упремся в ту ее часть, которая явно не предназначена для прогулок: здесь стоят торговые павильоны, припаркованы автомобили и т.д. А между тем данный участок принципиально важен для взаимосвязи Набережной с центральной площадью, далее – с Корабельной набережной и набережной Цесаревича. При правильном планировании по этому району города, как в дальнейшем и по всему Владивостоку, можно будет прогуливаться в совершенно ином ритме, почти не пересекаясь ни с транспортом, ни с деловыми пешеходными маршрутами, – уверяет Павел Шугуров.Сегодня в отделе дизайна городской среды разрабатывают схему пешеходных связей (или маршрутов) между общественными пространствами Владивостока. А проще говоря, решают: как пройти из пункта А в пункт В, не перебегая через автодороги, не перескакивая через кюветы, не затаптывая газоны и клумбы. Специалистам необходимо определить, какими народными тропами связаны общественно значимые места города. Это часть глобальной концепции, разработка которой поможет сделать город удобным для жителей. Чтобы по его улицам могли, например, прогуливаться мамы с колясками, передвигаться люди с ограниченными возможностями, неспешно ходить пенсионеры.– Примером удачной реализации связи общественных пространств мы считаем улицу Овчинникова. Из сквера с памятником Катюше вы попадаете в сквер Памяти жертв политических репрессий, затем – в сквер Зорге, оттуда – в сквер Блюхера и, перейдя дорогу, в небольшую зеленую зону перед рестораном «Фабрика». Однако в данном случае важно понять, как именно осуществляется движение из одного места в другое. Если для этого придется, например, пересекать дороги, то только в соответствии с правилами и требованиями безопасности, – говорит Павел Шугуров.Чтобы отдельные участки городских улиц стали удобными и безопасными для пешеходов, их необходимо менять. Перемены могут затронуть любой объект – будь то пустырь, стихийно установленные гаражи или временные постройки. При этом стоит отметить: будущая схема покроет территорию всего города, включая островные территории и поселок Трудовое. Особое внимание уделяется объектам Владивостокской крепости, которые окружены охранными зонами, по умолчанию свободными от застройки. Объекты крепости – основные точки притяжения, и у горожан и гостей города должны быть возможность беспрепятственно и безопасно пройти к ним. Планируется, что концепция взаимосвязи общественных пространств на территории Владивостока будет обнародована администрацией города весной 2014 года. Владивосток в огнях и краскахС начала 2013 года на сайте администрации города можно найти колористический план Владивостока, который наглядно демонстрирует внешний вид города в ближайшем будущем, когда полностью обновят и отремонтируют фасады домов.– В свое время, когда занялись утеплением и обшивкой зданий, расположенных чуть выше остановки «Молодежная», встал вопрос: в какой цвет их покрасить? Раньше этот жилой массив был очень серым, и новый жилой комплекс в центре смотрелся нелепым синим пятном. В итоге общая стилистика района была приближена именно к этому, самому яркому пятну. Это говорит нам о том, что для создания комплексной среды необходимо просто использовать какие-то общие цвета, – говорит Шугуров.Для каждого уголка города подбираются свои цвета: где-то используются яркие и пестрые, как в районе бухты Тихой или Змеинки, а где-то, как, например, на Луговой, – теплые оттенки восхода и заката. При этом стоит отметить, что в администрации Владивостока всегда готовы к диалогу с жителями, ведь именно им – собственникам – и предстоит жить «в новых цветах».– Удачным примером подобного диалога можно назвать пример со свечками (9-этажками) на улице Нерчинской – выше ВГУЭС. Согласно первоначальному плану мы собирались покрасить их под университет, то есть в пестрых тонах. Однако к нам обратились жители с просьбой изменить это решение: обновлять в будущем подобную покраску им будет тяжело. В итоге пришли к компромиссу: на многоэтажках появились цветовые полосы, которые, с одной стороны, поддерживают общее колористическое решение района, а с другой – полностью устраивают жильцов этих домов.Самостоятельная колористическая инициатива горожан приветствуется. И, по словам Павла Шугурова, во Владивостоке, как творческом городе, подобные предложения появляются довольно часто. Однако надо бы учесть, что свои частные предпочтения следует предварительно соотнести с общественными интересами.– Например, решение о покраске гостинок на улице Некрасовской в цвета российского флага, принятое без согласования с администрацией города, – конфуз с отголосками даже на федеральном уровне. Соответственно, с нашей стороны поступило предписание перекрасить дома. Таким образом, виновникам пришлось оплатить двойной расход краски за свой счет – такова цена подобной инициативы. Мы ведем диалог со всеми, кто приходит к нам со своими идеями, даем советы о замене того или иного цвета. Могу заверить, что подобных диалогов в отделе дизайна городской среды было проведено немало, – отмечает главный городской художник.В отличие от колористического плана города единая концепция архитектурной подсветки Владивостока на данный момент пока находится в разработке. Однако прорыв в этой области горожане успели оценить уже в этом году – многие отметили, как контурной подсветкой засветились дома в центре города и на мысе Чуркина.– Можно сказать, что сейчас идут тестовые, локальные эксперименты в районах города, – говорит Павел Шугуров. – В центре засветились здания, которые обращают на себя внимание – например, «Серая лошадь», главпочтамт и другие. Всего реализовано около 2/3 пилотного этапа этого проекта. И до конца текущего года в городе должны появиться еще подобные дома. Как отмечают в администрации города, в ходе творческих встреч и конференций специалисты высоко оценивают проект архитектурной подсветки Владивостока, придающий краевому центру уникальность.– Световой план города существует уже во многих населенных пунктах мира. И при создании архитектурной подсветки во Владивостоке нам также важно придерживаться общей концепции, поскольку сегодня она осуществляется у нас не только силами администрации, но и частных лиц. Например, подсвечены торговый центр «Черемушки», жилой комплекс «Орлиное гнездо». Важно, чтобы люди понимали, в каком направлении мы движемся, – поясняет Шугуров. – Скорее всего, ситуация здесь будет сходна с ситуацией вокруг домов на остановке «Молодежная» – мы не будем кардинально ничего менять, ограничимся поддержкой какими-либо художественными средствами того, что уже заложили частные лица, может быть, даже немного усилим. На сегодняшний же день все работает с разной интенсивностью, и это смущает, – признается Павел Шугуров.Сегодня в разработке администрации Владивостока подсветка района магазина «1000 мелочей» и улицы Шилкинской – он хорошо просматривается с Некрасовского путепровода. Важно осветить и въезд в город – в районе фабрики «Заря».– К сожалению, главное, что на данный момент не светится в городе, – это, как ни странно, его символ – мост через бухту Золотой Рог. Мы надеемся, что компания-подрядчик все-таки доведет начатое до конца, потому как архитектурная подсветка мостов – неотъемлемая часть их строительства. Между тем наш проект контурной подсветки домов во Владивостоке во многом рассчитан на то, что рано или поздно наш главный символ все-таки обзаведется собственным световым портретом. Пока же образцом для нас остается мост на остров Русский.Не место для вашей рекламыНаружная реклама дело нужное. Здесь главное – не переборщить с ее количеством, иначе она начинает мешать дорожному движению и портить внешний вид города. – Сегодня ситуация с наружной рекламой в городе такова, что вопрос о размещении дополнительных конструкций просто-напросто не стоит. Их количество и без того превышает допустимое значение в три раза, – говорит Павел Шугуров.Упорядочение наружной рекламы – одно из важных направлений в работе отдела. Сегодня в его стенах готовится масштабная концепция. Она включает анализ того, какие конструкции и на каких основаниях уже размещены во Владивостоке. А также разрабатываются правила по их упорядочиванию, создаются наглядные изображения городского пейзажа, свободного от навязчивой рекламы. Правила эти во многом основываются на федеральном госстандарте о размещении рекламы на дорогах. Она не должна быть расположена на разделительной полосе, мешать обзору водителей и пешеходов или находиться над проезжей частью. Существуют и местные особенности нашего города на сопках – реклама не должна закрывать перспективный вид на город, на памятники культуры, на общественные пространства. Несоответствующие конструкции будут демонтироваться.– Лет пятнадцать назад я работал в крупной компании, пионере на рынке наружной рекламы, и лично наблюдал, как тогдашняя городская власть охотно раздавала разрешения на установку любых конструкций – просто потому, что они освещали город вместо разбитых фонарей. С тех пор временный бизнес для многих стал основным, и люди, естественно, не спешат с ним расставаться. Поэтому сейчас мы ведем конструктивный диалог и поиск удобного для всех решения – ведь времена изменились, а с ними и город, – комментирует Павел Шугуров.На данный момент концепция наружной рекламы находится на этапе доработки и согласования с краевыми властями и с ГИБДД. Эта работа должна завершиться зимой 2014 года. Расписал стены – что-то сделал для вечностиГородское искусство Владивостока можно разделить на две основные группы: временные росписи на подпорных стенах, где упражняются молодые художники и дизайнеры, и так называемые малые архитектурные формы, куда входят скульптуры и инсталляции, изготовленные из долговечных материалов.За последний год в городе появилось немало таких архитектурных форм: скульптурный портрет Анны Щетининой, «Муза поэта» на Тополиной аллее, Катюша в Моргородке и т.д. Среди малых форм значится и новая мозаичная облицовка фонтана на площади Спортивной Гавани. Кстати, эту мозаику большинство горожан пока не видели.– Мы не хотели прерывать работу фонтана – ведь каждый день лета так ценен. Поэтому перенесли монтаж на позднюю осень, так что жители и гости города смогут увидеть ее только следующей весной. К тому же мозаике лучше войти в зиму сухой, окрепнуть. Зато уже в следующем году фонтан предстанет в обновленном виде и заиграет новыми красками, – комментирует Павел Шугуров.Автор мозаики – Владимир Зеленев, молодой коллега Алексея Онуфриенко, заслуженного художника России, сделавшего немало для Владивостока. Вместе они реализуют сегодня различные проекты. Этот пример связи поколений архитекторов в администрации города отмечают отдельно, ведь профессионалов в области монументального искусства – в его советском понимании – во Владивостоке сегодня просто не найти.– Наша программа развития городского искусства рассчитана на творческий рост авторов, ведь мы имеем дело с ямой в 20 лет, когда в отсутствие госзаказа в городе ничего подобного не осуществлялось. Сегодня из былых профессионалов работают лишь те, кто смог найти себя в рыночных отношениях, – за это время не только появились новые технологии, но и изменилась сама жизнь. Поэтому сейчас мы вынуждены, так сказать, выращивать профессионалов, – говорит Павел Шугуров.При этом важное место в методике выращивания, конечно, занимает творческий эксперимент. Как отмечают в администрации города, все реализованные проекты отчасти экспериментальны и в них имеется как удачная сторона, так и то, что хотелось бы улучшить. Например, правильным оказалось решение доделать тело тигру на въезде в город, однако качество итоговой работы, по мнению главного художника города, оставляет желать лучшего.Пространство для эксперимента сегодня остается и в области настенных городских росписей.– Общая идея раскрасок изначально заключалась в том, чтобы декорировать такие проблемные объекты, как подпорные стены (ведь далеко не все из них могут похвастать столь долговечным и художественным исполнением, как, например, стены на остановке «Фабрика «Заря»). При этом сегодня мы можем наблюдать явную эволюцию в материалах, используемых для оформления этих сооружений, – от краски к чему-то более долговременному. В этом году появилось прекрасное панно, исполненное в дереве, на улице Всеволода Сибирцева – «Безмолвная регата». Или другой пример эволюции технологий – мозаичное панно «Цветок жизни», расположенное между цирком и центром.При этом наша задача как кураторов помочь начинающему художнику, предоставив ему такое место, где он мог бы по максимуму раскрыть свой творческий потенциал.Например, могу сказать: то, что творческий дуэт «Захар-и-Вася» в своей обычной манере оформил стену возле цирка, было нашим взвешенным решением. А вот если бы они сделали то же самое, скажем, рядом с Покровским храмом, это вызвало бы широкий общественный резонанс и не принесло ребятам ничего, кроме проблем. В свою очередь, автор композиции на указанной стене пишет в реалистичной манере, поэтому там появились сюжеты из истории Владивостока.В 2014 году молодым дизайнерам города будет предложено попробовать себя в работе с по-настоящему капитальными материалами. Первой ласточкой ориентировочно станет стена на остановке «Прапорщика Комарова». Сюжет здесь будет посвящен самому прапорщику и первым переселенцам. Ввиду неудовлетворительного состояния данной стены планируется полная ее разборка и отливка новой из бетона с включением мозаики или бетонных рельефов.– Наше наследие – это дореволюционные или советские памятники. От нашего времени тоже должно что-то остаться. И сейчас мы работаем над тем, чтобы это что-то сформировалось, – заметил начальник отдела дизайна городской среды, архитектуры и застройки территорий Павел Шугуров.

Автор: Антон ВАЛЬТОН