От микроскопа к ЕГЭ

КАБИНЕТЫ физики, химии и биологии владивостокских школ вот уже несколько лет по распоряжению главы города Игоря Пушкарева оснащаются современнейшим мультимедийным лабораторным оборудованием. Помнится, в мои ученические годы (а было это, кажется, совсем недавно) эти предметы изучали лишь по учебникам. Никакого микроскопа в кабинетах не значилось, да и про опыты что-то не припомню. Одна теория в естественных науках. Может, именно поэтому из школьного курса физики и химии я, признаюсь честно, не помню ничего. Изнывая от любопытства, что же это за чудо-техника появилась у современных школяров, отправилась в Технический лицей Владивостока.

11 дек. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3457 от 11 дек. 2013
111140a7add63d0207073cc283f9921a.jpg Лабораторные опыты – лучший способ выучить физикуЭлектричество на парте– А вот это – мечта любого учителя физики, – показывает мне волновую машину Людмила Гонтарь, преподаватель Технического лицея. – С ее помощью мы получаем механические волны. Внимательно рассматриваю мечты преподавателей естественных наук. Волны эти меня как-­то не особенно до этого момента волновали, но преподаватель так занимательно рассказывала о чудо-машине, что интересно стало и мне – чистому гуманитарию. Здесь же в кабинете физики нечто электрическое увлеченно собирают мальчишки. Николай Кобызев вместе с одноклассником монтируют электрическую цепь, чтобы определить сопротивление. –Теперь мы об опытах не только в учебнике читаем, но можем и сами их провести, – поясняет одиннадцатиклассник Коля, – причем тут все просто и понятно: цепь складывается наподобие мозаики. Наблюдая, с каким энтузиазмом мальчишки экспериментируют с электричеством, я невольно сравнила этот современный кабинет физики с тем, что был в моей школе. У нас были вольтметр и амперметр, маленькие коробочки стояли на столе учителя, и показания приборов были видны лишь с первой парты.Оборудование лучше – балл вышеВозможность поэкспериментировать появилась у ребят после того, как администрация Владивостока укомплектовала лицей новыми кабинетами физики, химии и биологии. Впрочем, повезло не только лицеистам – современное лабораторное и мультимедийное оборудование, наглядные пособия, измерительные приборы установлены в более чем десяти владивостокских школах. – Все это приобретается, чтобы учащиеся могли заниматься экспериментальной и опытной деятельностью, – поясняет Людмила Чижова, и.о. заместителя начальника управления образования администрации Владивостока. – Мы заинтересованы в качестве образования по предметам естественно-­научного цикла. И опыт показывает, что после того как новое оборудование появилось в ряде школ, балл по биологии, химии, физике на едином государственном экзамене в этом году повысился. За счет бюджета города в рамках ведомственной целевой программы развития и поддержки материально­-технической базы муниципальных образовательных учреждений ежегодно начиная с 2010 года в три школы приобретается по три кабинета. Педагоги, работающие с новым оборудованием, прошли курсы повышения квалификации –в город приезжали специалисты фирмы-­производителя, которые провели для учителей семинары.Теорию закрепляют экспериментомСейчас на моих глазах, как разъяснила учитель физики Людмила Гонтарь, мальчики собирали демонстрационную модель цепи – ее детали можно крепить на магнитной доске, чтобы было видно всем в классе. Учитель на доске собирает большую схему, а ученики вслед за ним маленькую у себя на парте. – Хорошее наглядное оборудование. Например, универсальный прибор можно использовать как вольтметр, амперметр. Нужно только менять шкалу. Главное его достоинство – наглядность: показания можно увидеть даже с последней парты, – объясняет Людмила Ивановна. – Приборы и наглядные пособия есть по всем разделам физики: механика, оптика, электродинамика и т.д. Все продуманно, и все на своем месте. Подтверждая свои слова, Людмила Ивановна начинает собирать оборудование для механики:– Видите, меньше чем за минуту я собрала весы, и каждая деталь на своем месте, не нужно тратить время, чтобы приспособить что-­то. Одно дело, когда ты читаешь теорию в учебнике, а другое, когда ты видишь своими глазами, как все устроено. Небольшая камера снимает все, что делает прибор, передает изображение на компьютер, а с него можно с помощью проектора вывести картинку на доску и показать всему классу. Наглядность и простота помогают ученикам лучше осваивать тему. Умные приборыМоя экскурсия по новеньким кабинетам продолжается. На уроках биологии в лицее школьники теперь пользуются наборами цифрового и лабораторного оборудования. К цифровому относятся pH-метр, прибор для измерения температуры, датчик показателя минерализации, датчик электрофизиологии.– Удобство этих приборов в том, что они мобильны и компактны, а также позволяют сразу получить результат, – поясняет учитель биологии Светлана Лясковская. – С ними можно работать и в классе, и на улице, так как они не зависят от источника питания, легки в переносе. В них есть карты памяти, и можно записывать полученные данные. Это оборудование мы используем на таких темах, как фотосинтез, корневое питание, испарение воды листьями, теплокровность животных, анатомия. С помощью pH¬метра можно измерить уровень кислотности среды. В результате в зависимости от того, какой вид почвы – кислая, нейтральная или щелочная, – можно судить о том, каким растениям будет комфортно в данной среде, узнать, что необходимо сделать, чтобы улучшить условия. Например, если почва щелочная, нужно внести нейтрализующие удобрения. А датчик показателя минерализации помогает определить количество ионов. Пока мой экскурсовод рассказывает об умном устройстве, я задаю себе вопрос: а комфортно ли комнатным цветам в моей квартире? На эксперименты потянуло. Эх, мне бы в мои школьные годы такой приборчик, уж я бы…Датчик электрофизиологии активно используется на уроках в восьмом классе при изучении анатомии. С помощью этого прибора можно делать электромиограмму, измерить тонус мышц, сделать электрокардиограмму. Датчик позволяет проследить изменения работы мышц и сердца при физической нагрузке, а также выяснить, что такое динамическая и статическая работа.– Измерения, которые мы получаем, можно вывести на интерактивную доску, сделать графики и сравнить, – рассказывает Светлана Радиковна. – Ребята могут на практике выяснить то, что до этого знали теоретически. Допустим, почему при статической работе мышцы устают гораздо быстрее, чем при динамической, это будет отражено на графиках. В лабораторном оборудовании собран весь комплект, который необходим для сбора материала и опытов: баночки, наборы стаканов, ножницы, пипетки, предметные стекла, иглы и обязательно микроскоп. Ко всему этому богатству остается приложить только детское любопытство и педагогический талант, и тогда уроки будут нескучными.Рассматривая все эти современные штучки для опытов и измерений, я, признаюсь, позавидовала белой завистью тем, у кого сегодня есть возможность поработать на этом оборудовании. Интересно даже мне, человеку, далекому и от физики, и от биологии. А может, потому и далекому, что в свое время не было в школах таких замечательных вещей…СПРАВКА «В»НОВЫЕ современные кабинеты физики, химии, биологии и экологии немецкой фирмы­-производителя начали устанавливать в школах города несколько лет назад по распоряжению главы города Игоря Пушкарева. Они уже появились в школах № 23, 9, 14, 73, 22, 79, в гимназии № 2, в лицее № 41 и других. Планируется, что подобные кабинеты будут и в других образовательных учреждениях. В будущем году кабинеты установят в школах № 67, 65, 35. Вложение средств в образование и развитие детей – среди приоритетных задач городской власти.

Автор: Карина ПОЗДНЯК