Вновь о тайнах ОДН

Организаторы мероприятия попытались сформировать у населения представление о существующих механизмах ценообразования, продвижения проектов и программ, направленных на повышение эффективности ЖКХ.

28 нояб. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3450 от 28 нояб. 2013
53b715d0deee8cc6cd3762d494ce1997.jpg В Думе Владивостока прошел круглый стол, посвященный вопросам ЖКХОткрывая заседание, председатель Думы города Владивостока Елена Новицкая сказала: – Тема этого заседания интересна всем горожанам. Один из наиболее часто обсуждаемых сегодня вопросов – это плата за общедомовые нужды. Неудовольствие вызывает у людей то, что они не понимают, как начисляется плата за ОДН. В одних домах вообще нет такой оплаты, в других она невелика, а в третьих в счетах выставлены огромные суммы.В законе эта информация прописана, но юридическим языком, который рядовому потребителю услуг ЖКХ малопонятен. За круглым столом собрались специалисты жилищно-коммунального хозяйства, представители городской администрации, депутаты думы и Законодательного собрания края – в общем, все те, кто непосредственно имеет отношение к обсуждаемым вопросам. Надеюсь, по результатам работы круглого стола будут выработаны рекомендации, которые позволят сделать систему ценообразования в области тарифов более прозрачной, понятной для населения.По сути, разговор вытек за пределы обозначенной темы, что и неудивительно – наверное, в сфере ЖКХ нет вопросов, которые не были бы интересны и не требовали обсуждения. Однако с наибольшим пылом участники дискутировали на тему ОДН, а также относительно качества работы управляющих организаций.Бедные богатые УК?Причина высокого ОДН, по мнению директора управляющей компании Константина Демакова, присутствующего на встрече, – нежелание собственников устанавливать индивидуальные приборы учета. По его данным, только 45 процентов жителей города установили счетчики на воду. Другая причина – «неоприборенные» «резиновые» квартиры, в которых, как правило, прописан один человек, а чаще и вовсе никто не прописан, зато проживает семья узбеков. А поскольку платежи рассчитаны по нормативу, по факту и воду, и электричество жильцы тратят гораздо больше положенного. Разница же между нормативом и реальным потреблением выливается в ОДН. Считается, что УК должна ходить по квартирам и выявлять незарегистрированных граждан, а на это нужны люди, которым нужно платить. Деньги за эту работу в управляющих организациях не предусмотрены. Поддержал коллегу и представитель еще одной УК, а по совместительству депутат Думы Владивостока, председатель комитета по городскому хозяйству Николай Голояд: – Ситуация с управляющими организациями, их финансовое состояние – это основа ЖКХ, и оно вызывает тревогу. Как бы мы ни критиковали работу УК, надо понимать, что это большие трудовые коллективы, платящие налоги. Тем не менее, несмотря на инфляцию, тарифы для управляющих компаний не поднимаются в течение семи лет. По существующему закону повысить тариф на содержание дома, на текущий ремонт можно только с согласия жильцов. Скажите, какие жильцы дадут на это согласие? Что ж, в словах этих определенно резон есть. Но при этом, как совершенно верно подметил ведущий круглого стола Андрей Калачинский, сфера оказания услуг – это быстро растущая и выгодная сфера экономики. Экспертами оценивается рынок коммунальных услуг в десять процентов от внутреннего валового продукта. Это живые деньги, и деньги гарантированные, которые платит население, а также государство, выделяя дотации и субсидии гражданам и компаниям. Ностальгия по ЖЭУ– Жильцы платят как минимум четырем организациям помимо непосредственно самой УК: за свет, за тепло, за холодную и горячую воду, за работу паспортиста, – подсчитал Николай Голояд. – У дома получается четыре хозяина, какой может быть при этом порядок? Именно этот «нерушимый монополизм», по мнению депутата, не позволяет вернуться к той системе, когда жильцы платили ЖЭУ за все коммунальные блага по одной квитанции.– Посредничество управляющих организаций в качестве поставщика ресурсов, то есть чтобы они закупали ресурсы, а после перепродавали жильцам, как во времена старых добрых ЖЭКов, невозможно. Представьте, что вам предложили нечто купить и потом это же по той же цене продать еще кому-то, при этом без всякой выгоды для себя… Вы же за это не возьметесь, – провел аналогию Николай Голояд. Вот и УК не возьмет на себя эту обязанность. Усугубляют проблему многочисленных квитанций и банковские сборы, в частности за холодную воду.– Ко мне обратился житель города, которому необходимо было заплатить за потребление холодной воды где-то порядка десяти рублей, при этом банковская комиссия составляет сорок рублей, – рассказал собравшимся депутат думы Олег Вельгодский. – Без комиссии принимают плату в кассе «Примводоканала», которая находится только в одном месте – на Некрасовской. Понятно, что жителям отдаленных районов неудобно ехать в центр, чтобы заплатить десять рублей. При этом предприятие не озаботилось, несмотря на мое обращение девятимесячной давности, сделать оплату своих услуг более доступной. О воспитании собственников– Мы находимся в начале пути. Люди в одночасье стали собственниками, и они не в состоянии понять, какая ответственность вместе с правами на них свалилась, – охарактеризовал сложившуюся ситуацию депутат Думы Владивостока Вельгодский. – У людей не хватает правовых знаний, дабы грамотно выстроить отношения с УК и ресурсниками. Этой же позиции придерживается и депутат ЗС ПК, заместитель председателя комитета по социальной политике и защите прав граждан ЗС ПК Павел Серебряков, приглашенный на заседание круглого стола: – Стало модно ругать власть, депутатов и УК, не высказывая никакой инициативы в управлении собственным домом. Самая большая проблема на сегодня – это правовая безграмотность нашего населения. При этом существует замечательный проект – школа «Управдом», которую ведет городская администрация и где горожан учат управлять своим имуществом. Поддержала коллег и председатель комитета по социальной политике и делам ветеранов Думы Владивостока Ольга Ворожбит:– Можно соглашаться или не соглашаться с тем, что управляющие компании – бизнес убыточный. С тем, что есть в УК настоящие профессионалы, болеющие за дело, и есть аферисты. И наш долг как депутатов – поддержать горожан в их спорах с управляющими организациями. Но при этом каждый житель, каждый собственник должен понимать: если он не научится управлять своим имуществом, толка не будет. Готовы ли жители своими силами обслуживать свой дом – вывозить самолично мусор, мыть лестничные клетки? Кому-то (и таких, я уверена, большинство) проще поручить эту работу управляющей организации. Но при этом мы не работаем с УК, не требуем от них отчетов, не ставим перед ними конкретные задачи. И пока мы не станем более инициативными, результатов не получим. Надо отметить, что круглый стол действительно перешел в дискуссию, поскольку собравшиеся высказывали практически диаметрально противоположные позиции. Так, по мнению депутата думы Александра Юртаева, нет нужды заставлять горожан вникать в нюансы управления домом – для этого есть профессионалы, работающие в управляющих организациях и получающие за свою работу деньги.– Люди заняты по месту своей основной работы, в производстве, в бизнесе. Они платят управляющим организациям за работу, а значит, они имеют право получать качественную услугу. Управляющие компании, в свою очередь, должны соответствовать стандарту услуг, которые они предоставляют населению. А власть должна контролировать то, как отбираются УК, соответствуют ли они стандартам. Комментируя итоги заседания круглого стола, председатель думы города Елена Новицкая подчеркнула: – Это проблема не только Владивостока, но и всей страны. Реформе ЖКХ много лет, но вопросов становится все больше. Один из очевидных выводов обсуждения – разобщенность управляющих компаний, жильцов, органов власти, ресурсных организаций в решении вопросов начисления ОДН. Круглый стол проведен для того, чтобы стороны могли друг друга выслушать, выявить причины возникновения разногласий. Обострить проблемы, которые есть, которые обсуждаются жителями, депутатами, на заседаниях или встречах с избирателями. На мой взгляд, к сожалению, за кадром остался такой важный вопрос, как возможность заказывать определенные услуги в управляющих организациях и необходимость детальной проработки договоров жильцов с управляющими компаниями. Мы все – жильцы, и от нашей активности очень многое зависит. Итоги обсуждения важны для работы депутатов, администрации Владивостока, которая многое делает для правового просвещения жителей, достаточно вспомнить успешно работающую школу «Управдом». Мы, в свою очередь, тоже должны доступными нам средствами стараться активизировать интерес жителей Владивостока к правовым аспектам деятельности ЖКХ.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО