20 тысяч лье под водой

Первое апреля, конечно, день розыгрышей. Но то, что это дата официального рождения Института проблем морских технологий (ИПМТ) ДВО РАН, - не шутка. За 10 прошедших лет, несмотря на все катаклизмы, потрясшие страну, институт, возглавляемый ученым с мировым именем, академиком Михаилом Агеевым, не просто выжил. Он стал лидером в области создания автономных подводных аппаратов. Именно подводная робототехника приковывает к институту пристальное внимание специалистов всего мира. Да и обыватель с любопытством рассматривает изредка появляющиеся в печати фотографии. На что способны эти маленькие, но, говорят, чрезвычайно умные “ихтиандры”?

27 март 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №345 от 27 март 1998

Первое апреля, конечно, день розыгрышей. Но то, что это дата официального рождения Института проблем морских технологий (ИПМТ) ДВО РАН, - не шутка. За 10 прошедших лет, несмотря на все катаклизмы, потрясшие страну, институт, возглавляемый ученым с мировым именем, академиком Михаилом Агеевым, не просто выжил. Он стал лидером в области создания автономных подводных аппаратов. Именно подводная робототехника приковывает к институту пристальное внимание специалистов всего мира. Да и обыватель с любопытством рассматривает изредка появляющиеся в печати фотографии. На что способны эти маленькие, но, говорят, чрезвычайно умные “ихтиандры”?

Сертификат Почести - конструктору Рылову

Как известно, умом Россию не понять. Вроде бы и Китай тоже страна таинственная. Однако в отличие от нас китайцы достаточно предсказуемы в одном - отдавая с некоторых пор приоритет двум научным направлениям - освоению космоса и освоению океана, ассигнования на эти работы они сокращать не будут. Так как прекрасно понимают, что будущее Земли - в глубинах космоса и на дне океана.

В 1991 году институт заключил свой первый международный контракт.

И был он подписан именно с китайцами, с Шэньянским институтом автоматики - на создание совместного глубоководного модульного аппарата. Кстати, по словам Агеева, подписание этого контракта в определенной степени помогло сохранить костяк коллектива. В то трудное время ученые, не имеющие возможности прилично обеспечивать семьи, начали разбегаться по коммерческим структурам. До сих пор Михаил Дмитриевич готов принять классных специалистов назад, да только нашли они себя уже на другом поприще. Ну а для молодых специалистов, выпускников технического университета, двери всегда широко открыты.

Тогда, в начале 90-х, китайцы, выделяя ресурсы на новые технологии, отдали предпочтение нашим ученым, имеющим опыт и наработки в деле создания подводных аппаратов. Вместе они создали “CR-01”, который получил высочайшую оценку правительства Китая. А главный его конструктор Николай Рылов был удостоен медали Дружбы и сертификата Почести. В прошлом году Николай Иванович при получении в Пекине наград сидел на самом почетном месте. В Китае это о многом говорит.

Ладно китайцы. Специалисты южнокорейской компании DAEWOO, прекрасно известной в нашем городе, не постеснялись выступить в роли учеников. По нашей документации был создан глубоководный робот “ОКРО-6000”, который два года назад блестяще прошел испытания в море. Американцы, французы не скрывают своей заинтересованности в сотрудничестве с дальневосточными учеными.

В мире уже поняли, что за автономными подводными аппаратами - будущее. Недаром, наверное, судя по публикациям в специальных журналах, военные ведомства США придают большое значение подводным роботам. Морская среда агрессивна - большое давление, коррозия, дорогостоящее обеспечение безопасности людей... Пусть пока аппараты не в состоянии полностью заменить человека, а способны лишь информировать нас о том, что происходит на больших глубинах. Скоро, снабженные манипуляторами, они смогут по-настоящему работать в океанской толще. Американская комиссия, собиравшая материалы по подводным технологиям, записала в своем отчете - опыт ИПМТ в области разработки и использования автономных необитаемых аппаратов превышает все американские программы вместе взятые. Ну у какого россиянина не дрогнет сердце при этих словах? Значит, кое в чем мы по-прежнему впереди.

На дне морском и звезда, и субмарина

Видеофильм, который прокрутил мне ученый секретарь института Владимир Никифоров, неплохо бы показать по ТV.

В институтской лаборатории проходят испытания на прочность контейнеры, в которые затем помещают электронные блоки. Ведь аппараты рассчитаны для работы на глубинах до 6(!) км - давление там колоссальное. Кстати, камера для испытаний - единственная в своем роде за Уралом.

На следующих кадрах - блоки, собранные из электронных плат. Сейчас каждому школьнику знакомы и компьютеры, и жесткие диски, и прочие чудеса современной техники. Но главное чудо в том, что создаваемые в институте бортовые системы подводных роботов, в состав которых входят самые современные компьютеры, обеспечивают бесперебойную работу этих устройств в морских глубинах без вмешательства человека.

Видеопленка запечатлела испытание аппарата “МТ-88”. Теперь это уже история. В конце же 89-го этот 5-метровый “китенок” занимался разведкой железомарганцевых конкреций на дне океана. Целью разведки было закрепление глубоководных территорий, богатых этими конкрециями, за государствами. Советский Союз играл при этом доминирующую роль.

Бортовая аппаратура дает возможность увидеть таинственное, скрытое от нас километрами воды дно. Черные пятна на желтом фоне и есть те самые образования, ради которых велась разведка. Запасы их чрезвычайно велики.

Камера выхватывает фантастические картины. Искусственные рифы в Амурском заливе (гора автомобильных покрышек, стянутых сетью) кишат мальками. Плантации морской капусты, изумрудно переливаясь, кажутся живыми. Морская звезда поражает причудливостью формы. А вот и фрагменты печально известной лодки “Комсомолец”. Поиск и первые снимки субмарины были сделаны аппаратом “Л-2”, созданным коллективом отдела подводных технических средств ИАПУ ДВО РАН, из которого и был образован Институт проблем морских технологий.

В Бермудском треугольнике

Уникальную операцию провели ученые института с борта гидрографического судна “Николай Матусевич” в Карибском море. Многие помнят, что в 86-м там затонула атомная лодка-ракетоносец с ядерными боеголовками. Район поиска был большим, координаты точно неизвестны. Ведомственная неразбериха, нетерпение тогдашнего министра обороны, штормовая погода создавали крайне тяжелые условия для работы. Но благодаря смекалке дальневосточников и техническим возможностям их детища ракетоносец был найден. Сначала обломки, а затем и сам корпус лодки. Много раз, делая сотни фотоснимков, аппарат проходил непосредственно над лодкой, из люков которой выглядывали головки смертоносных ракет. Видеокамера зафиксировала подробности ПЕРВОЙ В МИРЕ операции, выполненной автономным аппаратом на глубине более 5 километров.

“Солнечный” и другие

Что ограничивает возможности необитаемого подводного аппарата? Ну конечно же, источники энергии. Если задействованы все системы, автономный аппарат в зависимости от модификации может трудиться “не покладая рук” от 6 до 40 часов. Однако сейчас наши ученые в тесном контакте с американцами работают над новой моделью. Аппарат “Солнечный” будет полностью автономен, у него появятся неограниченные возможности. Когда энергетические ресурсы будут исчерпаны, “Солнечный” сам всплывет, определит свое местонахождение, “выплеснет” на спутник собранную информацию, подзарядит аккумуляторы и вновь отправится в океанские глубины. Если во время надводной работы рядом с аппаратом окажется неизвестное судно, этот умница немедленно занырнет. Чтобы не выкрали.

Этот аппарат рассчитан на долговременные экологические измерения. Американцы нашли на него средства. Жаль, что у многочисленных потенциальных отечественных заказчиков их нет. “О чем говорить, - грустит ученый секретарь, - если в нашей стране на детские пособия денег не хватает”.

Конечно, подводные аппараты - удовольствие не из дешевых. Совершенный прибор на миллион долларов может потянуть. Но это в том случае, если разрабатывается новый проект. У наших же ученых такой большой задел, что они лишь наращивают интеллектуальные возможности прибора на базе уже существующих. А это, естественно, дешевле. Польза от таких аппаратов огромная. Например, проведение гравиметрических измерений. Чем точнее собранная информация, тем с большей долей уверенности прогнозируются какие-то события. То же непредсказанное землетрясение может обойтись гораздо дороже.

На видеопленке, которую демонстрировал Владимир Васильевич, были запечатлены испытания аппаратов для обследования внутренней поверхности протяженных трубопроводов и для исследования Арктики. Арктический “китенок” может работать подо льдом, уходить от базы на расстояние в 100 км, самостоятельно трудиться более суток. Увы, на его внедрение тоже денег нет.

В нашем городе многие годы активно работает уникальный коллектив. Эти мозги почему-то не утекли, они продолжают генерировать новые идеи. И если кто-то думает, что мы питаемся только западными технологиями, тот глубоко заблуждается. Есть у нас и то, чего у них нет.

Автор: Галина Кушнарева, "Владивосток"