Шанс на полноценную жизнь

СОГЛАСНО последним данным Госстатистики, в России около 15 млн инвалидов, в Приморье же их более 100 тысяч, в том числе 16 тысяч инвалидов-колясочников, из них более 5 тысяч – жители Владивостока.

22 нояб. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3447 от 22 нояб. 2013
591c53c3239a25e3c66dd357701edd02.jpg Во Владивостоке профессиональному обучению инвалидов стали уделять больше вниманияНекоторые из них не могут трудиться, будучи тяжелобольными, другие довольствуются копеечной пенсией и помощью спонсоров. Третьи хотят работать и зарабатывать, несмотря на недуги, только вот устроиться на работу весьма проблематично. Впрочем, и получить достойную профессию человеку с ограниченными возможностями сложнее.Жилье гарантировано Профессиональный лицей № 11 во Владивостоке – одно из немногих учебных заведений в крае, где обучают рабочим профессиям людей с проблемами слуха и опорно-двигательного аппарата. По большому счету, им здесь дают шанс на нормальную жизнь. Трудно сказать, как бы сложилась судьба Игоря Ахмадеева из села Владимиро-Петровка Ханкайского района, если бы он не попал в этот лицей. 20-летний парень плохо говорит и слышит. Чтобы понять чужую речь, Игорь носит слуховой аппарат, похожий на гарнитуру от мобильного. Корреспонденту «В» при общении с ним понадобился переводчик. Эту роль взяла на себя директор лицея Марина Ковальчук. – Объявление о приеме в лицей я нашел в Интернете. Хорошо, что при нем есть общежитие. Я живу в комнате, рассчитанной на шесть человек. Ребята меня не обижают. Живем дружно, готовим по очереди – жарим картошку или варим суп. У нас есть стиральная машинка, – говорит парень, время от времени поглядывая на толмача: успевает ли она переводить? …Сегодня в лицее учатся восемь человек, имеющих инвалидность. Из них семеро – слабослышащие, один – с нарушением опорно-двигательного аппарата. Игорь Ахмадеев учится на токаря-универсала. Марина Викторовна характеризует парня только с положительной стороны. Игорь признается, что в городе жить интереснее и после окончания учебы в его планы не входит работа в родном селе. Мечтает работать на заводе «Варяг», куда группу будущих токарей уже водили на экскурсию. Кстати, вместе с Игорем профессию токаря осваивает 17-летняя Екатерина Шафарнюк из Большого Камня, несмотря на то что у нее нет пальцев на левой руке. Скорее всего, девушка тоже не вернется домой после окончания лицея. Город – это территория больших перспектив. Даже для людей с ограниченными возможностями. – После окончания лицея нашим выпускникам гарантировано трудоустройство на заводе с достойной зарплатой. Кроме того, предприятие оплачивает им съемное жилье. Если сотрудники хорошо себя зарекомендуют как специалисты, то у них есть шанс получить квартиру в новом доме, который строит «Варяг», – рассказала Марина Викторовна. Работать с инвалидами лицей № 11 начал с сентября этого года. По словам Марины Ковальчук, когда они дали объявление об обучении людей с проблемами слуха и опорно-двигательного аппарата, им по несколько раз перезванивали: правда ли это? Инвалиды не верили, что государство всерьез взялось за решение вопросов по трудоустройству и получению профессии гражданами с ограниченными возможностями. – Когда я говорила, что лицеисты будут жить бесплатно в благоустроенном общежитии и что у нас трехразовое питание тоже за счет государства, все удивлялись: «Неужели такое возможно в наше время?». Возможно. Правда, бюджет у нас скромный. На питание одного учащегося выделяется всего 40 рублей в день, – заметила Марина Ковальчук.Машина для безногого Получение рабочей профессии инвалидами не единственные инновации лицея. В ближайшее время здесь на первом этаже откроется автошкола для обучения инвалидов-­колясочников вождению автомобиля. Уже сделан широкий пандус, чтобы колясочникам было удобно заезжать с улицы в здание. Здесь даже буфет и туалет приспособлены для граждан с ограниченными возможностями. Оборудование для автошколы закупали в Москве.Кстати, в Советском Союзе классы для инвалидов функционировали при автошколах и клубах ДОСААФ, и курировали их органы соцобеспечения. В Серпухове на автозаводе выпускали для таких людей двухместные мотоколяски с ручным управлением СМЗ С-3Д. Они были неприхотливы в обслуживании, но «кушали» много бензина. Правда, бензин в те годы был дешевый. Народ прозвал эти машины «инвалидками». Собесы выдавали «инвалидки» бесплатно на пять лет как социальную помощь либо с частичной или полной оплатой. После пяти лет эксплуатации хозяин сдавал мотоколяску в собес и получал новую. В свою очередь, Госавтоинспекция выделяла в своем регламенте один день для сдачи экзаменов на вождение колясочникам. Граждане с ограниченными возможностями получали водительское удостоверение категории «А» (мотоциклы и мотороллеры). Когда Страна Советов распалась, об инвалидах-­автолюбителях забыли. Последние 300 экземпляров мотоколясок С-3Д были выпущены в 1997 году. Коляски исчезли, а проблемы этих людей остались. Но вернемся в лицей № 11. Чтобы теория подкреплялась практикой, Марина Викторовна запланировала обустроить под стенами вверенного ей учебного заведения… небольшой автодром. Благо место для него есть. С настоящей дорожной разметкой, железнодорожным переездом и дорожными знаками. Их, кстати, уже закупили. Чтобы все было по-настоящему, как в жизни. Но и это еще не все. В конце прошлой недели в лицей привезли… новенький автомобиль «Рено» с ручным управлением. Импортную легковушку учебное заведение приобрело специально для колясочников на деньги, выделенные государством по социальной федеральной программе поддержки инвалидов. По мнению директора лицея, людей с ограниченными возможностями, желающих научиться водить машину и получить водительское удостоверение, во Владивостоке и в крае предостаточно. – На днях мы получили первые посылки с оборудованием для автошколы. В конце ноября должны подойти еще два тренажера для обучения вождению. На обучение инвалидов вождению большой спрос. В Приморье эта тема не развита. Пока мы попробуем обучить колясочников Владивостока. Но в наших планах – обучение в автошколе инвалидов из края. Возможно, мы выделим для них временное жилье в нашем общежитии. Сделаем специальные съезды, чтобы у людей не было проблем с подъемом по ступенькам, – говорит Марина Викторовна. В скором времени в учебную программу лицея будет введен курс по специальности «наладчик программного и аппаратного обеспечения», то есть специалист по ремонту компьютеров. Это профессия для людей с сидячим образом жизни, прежде всего для колясочников. Она не требует постоянного перемещения по комнате, поэтому Марина Викторовна уверена, что специальность также будет пользоваться спросом у граждан с набором определенных недугов. Для компьютерного класса, который планируется обустроить на первом этаже лицея, уже закуплена техника. Молодые со слухом пожилых Сегодня слабослышащим доступны такие профессии, как дизайнер, оператор по работе с базами данных, консультант интернет-магазина, менеджер по работе с соцсетями.Как рассказала «В» Ольга Трофимова, руководитель пресс-­службы российского кадрового агентства, которое занимается также трудоустройством инвалидов, половина российских компаний имеют в штате сотрудников с инвалидностью по слуху, еще 20 процентов заинтересованы в них. Однако многие работодатели не знают, как адаптировать людей с ограниченными возможностями на рабочем месте. Поэтому инвалиды остаются за бортом предприятий, компаний и фирм. – Современное программное обеспечение позволяет слабослышащим устраиваться на офисную работу, коммуникаторы и мессенджеры позволяют общаться с коллегами на равных. В целом люди с ограниченным слухом могут заниматься практически любой профессией и претендовать на любые должности, это зависит от степени потери слуха и от того, какую квалификацию имеет человек. Исключение составляет работа, связанная со звуковым оборудованием – телефоном, селектором, рацией, – говорит Ольга Трофимова. И еще немного цифр. Сегодня у каждого десятого жителя Приморья проблемы со слухом. В этот список попадает немало людей, у которых в возрасте 25-27 лет выявляются не совсем свойственные возрасту проблемы, например тугоухость пожилых. Основной причиной снижения слуха являются бытовой шум, регулярное прослушивание музыки в наушниках на высоких частотах. Учитывая, что подрастающее поколение не расстается с гарнитурой от различных девайсов сутками, то очевидно, что граждан с таким диагнозом будет все больше.КСТАТИГде еще учат инвалидовВо Владивостоке в медицинском училище слепые получают профессию массажиста. В Уссурийске, в училище № 3, инвалидов по слуху учат на повара.

Автор: Сергей КОЖИН