Новый поворот «Зари»

СКАЗАЛ бы кто лет эдак 40 назад многочисленным работницам швейного предприятия, что в любую погоду спешили на работу на фабрику «Заря», мол, во втором столетии будущего века ваша фабрика станет центром современного искусства, – кто бы этому оракулу поверил?

20 нояб. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3445 от 20 нояб. 2013
f78e567ab5b67d4327030e5df4eac0d3.jpg Как швейная фабрика стала центром современного искусстваНо времена меняются, и сегодня ЦСИ «Заря», расположившийся на огромной территории бывшей фабрики, всего за несколько месяцев стал центром притяжения для очень разных людей: ценителей искусства, тех, кто это искусство создает, и тех, кто просто интересуется всем новым и необычным… А для Владивостока центр современного искусства и правда явление необычное. Но горожане быстро, причем с удовольствием, привыкают, что в любой день можно прийти на бесплатный кинопоказ, в читальный зал, где представлена самая разная – современная! – литература, на выставку в совершенно пока непривычном для Владивостока интерактивном формате… К примеру, проект «Реконструкция шума», где каждый желающий может ощутить себя минимум мастером звуковых эффектов и издать шум ветра, стук дождя, стрекот сверчков или грохот поезда, стал настолько популярен, что его работу продлили на месяц. А ведь этот проект – один из первых, который ЦСИ «Заря» показал жителям города.Начинали осторожно, мягко…– Наш центр открылся недавно – 1 августа. Но о фабрике «Заря» как территории, развивающейся особым образом, говорят, наверное, не меньше года – у Владивостока возросли культурные потребности, – уверяет Катя Крылова, куратор центра современного искусства «Заря». – Проведя анализ, мы поняли: необходимо пространство, которое открыто постоянно, вне зависимости от того, планируются какие-­то большие мероприятия или нет. Сюда могут приходить люди независимо от того, есть в календаре центра кинопоказ или творческая встреча или нет. Но здесь есть свободный Wi-Fi, книги в свободном доступе, можно встретиться с друзьями, познакомиться с новыми людьми и прийти еще и еще. Это работает намного эффективнее. И уже сегодня у нас много постоянных гостей.– Кто ваша целевая аудитория?– Мы не стремимся привлекать все возрасты и удовлетворять все вкусы. Прежде всего ориентируемся на людей возраста 24+, то есть на тех, кто уже понимает: быть в контексте современной культуры – это важный фактор для собственного развития. Осознать это можно только тогда, когда у тебя уже есть определенный багаж знаний и ты понимаешь, что, знакомясь с новыми писателями, новыми видео, выставками, открываешь для себя нечто важное. Таких людей немного, но они, как правило, ведут за собой всех остальных, и на них мы рассчитываем свои проекты.Первые мероприятия в «Заре» мы проводили так, чтобы познакомить людей с современным искусством – осторожно, мягко. Например, «Реконструкция шума». Человек может прийти, потрогать руками… Этот проект нравится всем – от детей до их бабушек и дедушек. Следующий наш проект тоже будет интерактивным – мы готовим выставку игровых технологий. Постараемся не уйти в развлекательность, потому что видеоигры – серьезная тема, иногда даже немного трагичная. И влияют они на жизнь людей ничуть не меньше, чем кино и реклама, даже могут изменять сознание. В мире много интересных событий, связанных с феноменом видеоигр, да и на само современное искусство стилистика видеоигр очень повлияла. Вот все это мы и хотим показать и выразить на выставке. Работать она будет на зимних каникулах. Те, кто к нам придет, смогут и развлечь себя, познакомившись с видеоиграми от прошлого века до сегодняшнего дня, и немало узнать…И дальнейшие проекты мы планируем строить по такому принципу, чтобы человек, даже ничего не понимающий в современном искусстве (не потому, что некультурный, а потому, что в нем трудно разобраться), придя к нам, открыл для себя нечто интересное. При этом для искушенного зрителя наши проекты также должны быть интересны. Вот эту гармонию и стремимся соблюдать.Сначала образование, потом развлечение– Образовывать, информировать, развлекать. Эти три составляющие ЦСИ «Заря» важны одинаково?– На 60 процентов – образовывать, это самое важное для нас направление. Мы большое внимание уделяем лекционной программе, привозим лекторов, представляющих различные направления современной культуры. Вот, например, в прошлом месяце у нас были лекции по современной русской литературе, с которой мало кто знаком. Затем читала лекции Ольга Полещук, директор проекта «Чего хочет Москва» – рассказывала, как современный человек может изменить свой город… На мой взгляд, очень важно привозить именно таких людей – не каких-­то именитых лекторов с большим стажем, а молодых, говорящих живым языком, которые могут вдохновить, увлечь то самое ядро аудитории, на которое мы ориентируемся. Все наши кинопоказы также, как правило, носят образовательный характер. После просмотра фильма о панк¬культуре ко мне подходили люди и говорили, что они в принципе изменили свое отношение к субкультурам и поняли смысл их действий. Это важно. Также мы постоянно пополняем и расширяем фонды нашего читального зала – все книги заказываем напрямую у издательств. Вот совсем недавно к нам поступило около 250 альбомов о современном искусстве, дизайне, граффити, моде и кино – на английском языке. Также ожидается пополнение фонда детской литературы – с нами работают такие уважаемые издательства, как «Самокат» и «Клевер». Ждем большую серию книг для подростков, которые помогут им легче пережить свой сложный процесс переходного возраста.– Вы даже проводили для детей показ мультфильмов Миядзаки… Растите себе аудиторию?– Этот проект реализовал один из магазинов, расположенных на территории «Зари», и я рада, что бизнес проявляет себя инициативно и ответственно, образовывает и развлекает своих покупателей. Для таких проектов мы всегда готовы предоставить площадку.Для детей у нас проходит и другой образовательный проект – детские творческие мастерские, которые проводит центр «Гараж», пользуются большой популярностью. Художники, работающие с детьми, используют техники современного искусства: создают из бумаги и скотча архитектурные формы, лепят портреты из пластилина, собирают животных из кусочков картона… Кстати, родители участвуют в этих мастер-классах вместе с детьми и получают большое удовольствие. И это очень хорошо, ведь родители проводят с ребенком несколько часов в плотном и творческом общении. В планах – помогать грантами– А в организации выставок вы с местными художниками работаете, привлекаете их к своим проектам или все же отдаете предпочтение московским персонам?– Когда мы только собирались обустраивать центр, пригласили к сотрудничеству команду «Конкрит Джангл». Ребята сделали нам потрясающую мебель. А участники проекта «Скамейка архитекс» под руководством молодого архитектора Максима Ефимченко разрабатывают проект благоустройства всей фабрики и зоны между ними, это очень интересно и необычно. Если же говорить именно о художниках, я не могу сказать, что, приехав во Владивосток заниматься проектом «Заря», встретила здесь художников, работающих с живописью, с объектами, инсталляциями, которые привлекли бы мое внимание. Я нахожусь пока в поиске таких. Уже удалось найти несколько интересных фотографов, дизайнеров. В центре мы будем делать мини¬выставки местных художников, которым еще не исполнилось 30 лет. Им сложнее всего найти площадку для показа своих работ – именно в силу возраста. Они и не хотят продавать свои работы – просто показать себя зрителю, представить свое творчество. А выставка в помещениях «Зари» может стать для них отправной точкой.На декабрь у нас планируется очень интересная выставка фотографа Жени Бузукина, который недавно выиграл чемпионат по скейтингу в Китае. Он профессиональный скейтер, при этом очень образован и целеустремлен, много успел в жизни. Он учит детей в Китае русскому языку, много времени уделяет скейтингу, при этом делает хорошие фотографии, которые обрабатывает определенным образом, – получаются многослойные художественные работы, яркие, как вспышка.В планах есть грантовая программа для молодых художников и архитекторов. Пока набираем базу данных (не раз объявляли, что все художники, которые хотят у нас выставляться, могут присылать свои заявки, но их, увы, пока негусто). Также задумали ярмарку молодого искусства: каждый участник может принести любые свои работы, которые он хочет продать (при этом мы устанавливаем верхний предел стоимости – к примеру, не выше 3000 рублей), и любой коллекционер или просто человек, желающий купить предметы искусства, может на ярмарке это сделать. Думаю, мне нужно глубже погрузиться в изучение местного художественного сообщества, чтобы набрать базу, найти качественные имена. Знаете, я заметила, что наиболее талантливые местные молодые художники – непрофессионалы. Они не выпускники местных художественных вузов. Скажу честно, меня очень вдохновляет работа во Владивостоке. Я была приятно удивлена, что на наши проекты, идеи откликается не только та аудитория, которую мы хотели привлечь, но и более широкий круг горожан.