Раз-два – и молочные реки стали золотыми

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ рынок дорожает изо дня в день – за девять месяцев продукты подросли в цене на 4,4 процента. По данным Минэкономразвития, особенным ростом отличилась молочка – если год назад цены за эти же девять месяцев выросли на 1,4 процента, то в этом году – на 7,3 процента. Только в сентябре стоимость молочной продукции выросла на 2,7 процента. Не отстают и хлеб и хлебобулочные изделия – с начала года их стоимость поднялась на 7,1 процента. Такова ситуация по России. Что происходит на рынке Приморья, мы решили выяснить у производителей продтоваров.

20 нояб. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3445 от 20 нояб. 2013
f0ef523719f0a9e1e2a07e9508e15c1e.jpg Частники жалуются на монополистов, монополисты – на государство, а потребитель платит за всеКолобок нынче нелюбим…– Мы на рынке 15 лет, – говорит директор хлебопекарни «Азалия» Людмила Арсланова. – Многое повидали, но такого… С января этого года сильно подорожала мука, которую мы завозим из Алтайского края, – почти на 100 проц. Если в 2012 году закупали ее по 12-14 рублей, то сейчас по 19-22 рубля. Все потому, что на рынке нет зерна. Поставщики сетуют: урожай был плохой. А то, что осталось, практически все ушло на экспорт. Сахар поднялся в цене «благодаря» случившемуся на Дальнем Востоке наводнению. Из­-за того, что из Сибири не шли вагоны, в июле – сентябре зафиксирован серьезный скачок с 32,5 до 36 рублей за килограмм. Сейчас вроде стоимость сахара снижается. Свою роль сыграло и существенное повышение железнодорожного тарифа. Еще один негативный фактор для нас – уменьшение потребительского спроса. Люди стали в разы меньше есть хлеба. Если в период саммита АТЭС из-за мигрантов выручка была хорошей, то сейчас, когда все разъехались, мы не можем выйти даже на показатель 2008 года. До нас докатился настоящий кризис.Слова коллеги полностью подтвердил владелец хлебопекарни ООО «Славянский хлеб» Сергей Прищепин. При этом добавил, что задержки, ведущие к убыткам компании, были с поставками не только сахара, но и муки. Ее и вовсе пришлось «соскребать по сусекам» и покупать по бешеной стоимости. Однако, на взгляд руководителя, удорожание сырья – не столь уж существенная проблема в отрасли. Своей главной бедой производитель считает отсутствие каналов распространения.– Перед саммитом были убраны многие наши ларьки, – сетует Сергей Геннадьевич. – Нам, небольшим компаниям, просто негде стало торговать. Реализация упала на 50 процентов. Теперь я выпекаю хлебобулочных изделий на 60 процентов от своей мощности, а раньше использовал все свои ресурсы. И все потому, что в торговые сети не попасть: супермаркеты сами выпекают хлеб и предпочитают работать только с одним гигантом – «Владхлебом», который народ до сих пор считает государственным предприятием. Нам же деваться некуда. Приходится выкручиваться, распространяя товар через свои торговые точки, небольшие магазины. Долги накапливаются. Мне не на что содержать своих работников, которых я по трудовому законодательству в ближайшее время сократить не могу.Судите сами: если в 94-м году в городе было около 130 пекарен, то сейчас десятка не осталось. Вообще, в Приморье много мелких производителей, продукция которых гораздо лучше, чем у именитых брендов. Но им негде торговать. Вот монополисты и задирают цену.Мнение коллеги о трудностях сбыта подтвердила и Людмила Арсланова. Однако торговые сети от подобных обвинений открещиваются, уверяя, что не чинят никаких препятствий для небольших товаропроизводителей.– Если продукция интересна клиенту, то проблем с ее распространением не возникает, – заверяет директор сети «Сфера Маркет» Светлана Мякишева. – Если товар отличного качества, имеет хороший вид, цена оправданна, то мы будем с ней работать. Продукции «Владхлеба» действительно много на наших прилавках, но это объясняется ее высоким качеством и большим ассортиментом. Но у нас представлена и продукция небольших производителей, по каким­-то позициям они идут даже лучше «Владхлеба», например, сдобные изделия. Так что никаких проблем, а уж тем более монополии я не вижу.За буханки частник стоит горой Впрочем, как бы ни жаловались игроки рынка на масштабные проблемы, цены на свою продукцию многие из них, по их уверениям, не поднимали. Максимальный рост составил 1-2 рубля за буханку серого хлеба. В среднем у небольших компаний буханка серого стоит 21 рубль, белого – 22 рубля, владхлебовский подольский дороже – 27 рублей.– В этом году в связи с кризисом в хлебопекарной отрасли 2012 года, связанным с ростом цен на зерно, цена на наш хлеб поднималась только раз – в марте на 60 коп. Но для социальной торговли цены остались прежними – минус 12 проц. от отпускной цены, – говорит генеральный директор ОАО «Владхлеб» Дмитрий Шинкаренко. – Хочу сказать, что продукция дорожает чисто из-за экономической ситуации в стране, – иностранное сырье, например, подорожало в связи с недавним понижением курса рубля.В прошлом году, когда был неурожай, мы сформировали трехмесячный запас муки, чтобы сделать рост себестоимости подконтрольным. Также в целях снижения энергоемкости производства поменяли старую печь по выпуску подольского хлеба на новую – с другим типом топлива. Мы даже приостанавливали инвестиционные программы. Однако наших внутренних резервов уже не хватает на компенсацию роста сырья, дизельного топлива, электроэнергии, налогов на увеличившуюся в разы кадастровую стоимость земли… А дотаций наше предприятие никаких не получает. Для удержания, а может, для снижения цены хорошим подспорьем было бы, если бы по государственным контрактам обеспечивались равные конкурентные условия. Тогда мы смогли бы производить больше продукции (запас производительности у нас есть), следовательно, падала бы и себестоимость товаров. От «большого молока» спасут биоотходыТо, что стоимость конечного молочного товара выросла, признают все производители. Причины примерно одинаковые: амурские потопы повлияли на местное кормопроизводство, и как следствие – снизилось производство натурального молока. Корма и сено везут исключительно из центральной России. Причем выбора кормов – никакого. А тут еще инфляция и рост цен на ГСМ… Правда, некоторые из этих проблем игроки рынка, по их заверениям, уже решают.– В основном удорожание связано с тем, что в России до сих пор существует проблема «большого молока» – в зимние месяцы производство натурального молока падает, цена на сырье растет, а весной с появлением естественного корма его производится гораздо больше, – говорит председатель совета директоров группы компаний «Зеленые листья» Виктор Марченко. – Чтобы разрешить ситуацию, мы наметили строительство инновационного агрокомплекса – это собственное кормопроизводство, новые технологии содержания, кормления и доения, что позволит обеспечить количество и качество молока на достойном уровне круглый год. Безусловно, на стоимость продукции сильно влияет цена на электричество. Мы планируем путем переработки биоотходов получать тепловую и электрическую энергию, это даст нам полную энергонезависимость от внешних источников и положительно скажется на конечной стоимости товара.Организовать полный цикл производства считает невыгодным заместитель гендиректора ЗАО «Милоградовское» Максим Мальков. По его словам, выращивать самим сено и зерно нерентабельно.– Без помощи государства иметь свою кормовую базу невозможно и планово убыточно – то жучок поест, то вода затопит, – поясняет Мальков. – Снижения цены мы можем добиться только внедрением новых производственных и технологических процессов. Тогда потребуется где-­то меньше работников, где-­то кормов. Так как мы работаем с цельным молоком – продукции по себестоимости не копеечной, то экономить нам не на чем. В отличие от производителей, которые используют сухое молоко. Серьезную поддержку в этом году нам оказало государство, предоставив льготы на закупку зерна. Но эти преференции припоздали – начали действовать только сейчас. Как отметили все молочники, проблем со сбытом они не испытывают. Наоборот, спрос на хорошее, цельное молоко превышает предложение. – Жили бы мы во времена Советского Союза, можно было бы не продавать сырье за рубеж, а направить на внутренний рынок. Но в современной экономической ситуации этого сделать невозможно, – объясняет директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин. – Единственное, что можно сделать, – навести порядок в области антимонопольного законодательства и его исполнения, исключить многочисленных посредников между производителем и поставщиком продукции. Тогда, возможно, цены удалось бы снизить.

Автор: Екатерина МАТВЕЕВА