Прячем пути, поднимаем сопки
Галерея, ГУМ, авангардная застройка Морвокзала и многоэтажный комплекс на Орлиной сопке рассматривались на прошедшем недавно Градсовете.
Четыре уникальных и смелых проекта обсудили ведущие архитекторы ВладивостокаВышел на крышу в сквер погулятьПервый проект, представленный на суд специалистов, касался возведения художественной галереи на ул. Захарова, 5 (р-он гостиницы «Владивосток»). Здание рассматривалось на совете ранее и вызвало тогда некоторые нарекания. В новом варианте замечания были учтены и исправлены – заезд в галерею переделали, этажность уменьшили с шести до четырех. В таком варианте проект, как признали члены Градсовета, имеет право на существование. Правда, архитектурное решение фасадов четырехэтажки все же вызвало нарекание. – Мы не против строительства в этом месте, – объясняет член Градостроительного совета, вице-губернатор Приморского края Владимир Балан, – перекресток и угол обозначить нужно, но объект должен быть совсем небольшим. Все мы помним, какую бурю негатива у жильцов соседнего пятиэтажного дома вызвала предыдущая стройка, которую пришлось заморозить. Многоэтажку тут строить нельзя: вы бы и сами не захотели жить в доме, которому соседнее здание закрывает свет. Дав ряд рекомендаций по объему здания и фасаду, архитекторы отметили и неплохие задумки. На-пример, палисадник на крыше – такую альтернативу скверам на земле давно предлагают архитекторы во многих городах мира.Новый город над ж/д путямиНастоящей изюминкой собрания стал проект комплексного развития территории морского порта и прибрежных территорий. – Вопросов об архитектуре конкретных зданий не стоит, мы говорим о принципиальных решениях территории, которая с одной стороны ограничена морем, с другой – железнодорожными путями,– представил концепцию директор проектной организации ABD architects Борис Левянт. – По сути, мы имеем транспортно-пересадочный узел, нуждающийся в развитии и реконструкции. В частности, необходимо сократить до минимума таможенное и пограничное оформление, обеспечить гостей экскурсионным транспортом, предложить им прямо на выходе с судна привлекательный сервис. Это обязательные элементы для развития туризма в городе. А нынешнее здание Морского вокзала вполне могло бы превратиться в торгово-ресторанно-культурный центр. Расширение доступа к бухте Золотой Рог, развитие центральной площади в сторону моря, создание современного морского пассажирского терминала – это то, куда должен развиваться Владивосток.Центральную площадь предлагают продолжить обширной территорией, которая появится прямо над железнодорожными путями: такие верхние перекрытия транспортных линий активно применяются в разных городах мира. Здесь предлагается устроить совершенно новые прогулочные зоны с видом на бухту Золотой Рог, при этом будут сохранены существующие памятники архитектуры, такие как, например, железнодорожный вокзал. Общественным пространством могут стать и территории бывшего судоремонтного завода. Проектировщики предлагают возвести здесь гостиницы, коммерческий комплекс, благоустроенную набережную, морской терминал нового поколения, дилерские центры по обслуживанию и продаже судов. Все предложенные здания средней этажности, чтобы не закрывать прекрасные виды с берега на море и, наоборот, с моря на город.А рядом с нынешним Морским вокзалом организовать парковку для автобусов, на которую туристы попадали бы сразу из морского терминала. Старание проектировщиков, в арсенале которых, к слову, целый ряд крупнейших объектов в Москве и Санкт-Петербурге, были оценены по достоинству. Особенно порадовало, что, несмотря на смелые идеи, авторы чрезвычайно деликатно отнеслись к ценным – в историческом, культурном и экономическом плане – территориям центра Владивостока.Однако член Градсовета Валентин Аникеев напомнил: действующий порт – это экономика города, и именно в этом наибольшая ценность данной территории, поэтому польза от прогулочных зон – вопрос довольно спорный. Но тут не согласился главный архитектор ОАО «Приморгражданпроект» Владимир Воробьев, который отметил, что передача в общественное пользование бывших производственных или военных территорий на побережье – общая тенденция для многих приморских городов мира. И Владивосток в этом смысле не исключение и даже может похвастать удачным приме-ром – набережной Цесаревича, ставшей любимым местом прогулок горожан.Не менее спорным показалось экспертам и создание в новой городской зоне дополнительных объектов, что может усугубить и без того сложную транспортную ситуацию на данном участке.Собравшиеся задались вопросом, можно ли приспособить имеющийся Морвокзал к приему большого количества «Принцесс» и стоит ли затачивать инфраструктуру под прием туристов, – совсем не факт, что к нам будет приходить столько круизных лайнеров, что мы сможем окупить затраты. Создание марины также вызвало большие споры. Одни участники высказывались против, другие уверяли в ее необходимости для приморского города, ведь это не просто место для стоянки судов, но и образ жизни, некий микромир. Звучали предложения о переносе марины в сторону о. Русского – б. Воевода или б. Новик. А вот гостиницы и жилой комплекс при железнодорожном вокзале все единодушно осудили, аргументировав это тем, что на месте транспортно-пересадочного узла строить такие объекты нецелесообразно.Градсовет признал, что идеи выглядят почти революционно для нашего города, но вполне в русле мировых тенденций. Звучали даже предложения перекрыть железнодорожные артерии вплоть до Казанского моста. Заключительное слово в обсуждении взял глава города Игорь Пушкарев, подчеркнув, что для Владивостока крайне важно развитие и рост мощностей торгового порта, но при этом создание общественных пространств в местах, где город выходит к морю, не менее важная задача.– В такой ситуации самый верный путь – гармоничное сочетание объектов разного назначения, и предложенная концепция вполне примиряет эти две сферы. Заказчик хорошо продумал коммерческое оправдание проекта, и считаю, что нам есть куда развиваться. Корабельная набережная должна быть продлена, рыбный рынок построен. В этом плане хорошо, что у нас нет здесь судоремонтного завода, а ценнейшее побережье передается в подарок людям. Если мы сделаем выход к морю в центре города, потомки нам скажут спасибо спустя не один десяток лет.На Орлиной появится второе гнездоСпециалисты «Дальневосточного ПромстройНИИпроекта» представили «Орлиное гнездо-2». На сопке предлагается возвести свечку интересной закругленно-треугольной формы с кафе и видовой площадкой на крыше. А рядом с домом – благоустроенные территории со спортивными и детскими площадками, пешеходными аллеями, лестницами и террасами. Напомним: ранее застройщик предполагал на участке площадью 3,5 тысячи кв. метров построить крытую видовую площадку с кафе. Но позже пересмотрел свои планы, запросил под благоустройство еще свыше 6 тысяч кв. метров по соседству и уже открыто заявил о строительстве многоэтажки. По словам проектировщика, сейчас ведется документальное оформление участков.Помимо жилых квартир в доме разместятся фитнес-центр, офисы, детский сад на 50 мест, а на верхнем этаже – кафе с видовой площадкой. В здании три независимые лестницы, четыре лифта для жильцов, еще два – для посетителей предприятия общественного питания.По соседству с домом в склон вмонтируют 4-уровневую парковку на 100 машино-мест. Еще столько же автомобилей можно будет разместить на парковках в районе жилого комплекса. В качестве дополнительной нагрузки застройщик согласился вложить средства в строительство дорог, в том числе актуальнейшей артерии, соединяющей улицы Гоголя и Прапорщика Комарова через Аксаковский переулок.– Объект неоднозначный и уже вызвал общественный резонанс, – заметил главный архитектор Владивостока Анатолий Мельник. – Вспомним, что ранее застройщик предполагал на небольшом участке построить кафе с крытой видовой площадкой, на что мы выдали разрешение. Но после им были приобретены два соседних участка, которые он сформировал в единый. На них разрешения нет.Заказчик пообещал привести документы в порядок в течение ноября.– Я в целом одобряю строительство этого объекта, но с одним замечанием, – говорит член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Валентин Аникеев. – О сохранении силуэта сопки можно было говорить десять лет назад, когда здесь еще не было высотной застройки, а теперь, когда на сопке выросло несколько зданий, остается подчеркивать ее силуэт еще более высотными объектами – выше 30 этажей.Слова коллеги подтвердил и главный архитектор Владивостока Анатолий Мельник, объяснив, что Владивосток по сравнению с крупнейшими городами мира имеет множество пустующих площадок, в том числе и сопки. Их необходимо благоустраивать, а высотный дом-свечка, который не перекрывает вид, предпочтительнее, к примеру, поясной застройки домами 83-й серии советских времен, нивелирующими сопки.Напомним: два года назад на аналогичном совете рассматривалась и была поддержана концепция развития Орлиной сопки. Было предусмотрено создание не только новых транспортных и пешеходных линий, парка на ее вершине, но и ряда крупных градостроительных объектов, которыми могут стать отдельные высотные здания и даже гигантская башня, соразмерная телевышке и самой сопке, а также мосту через Золотой Рог. Так что в этом русле предложили поднять здание еще на несколько этажей, потому как такие решения создадут принципиально новый, интересный и яркий облик нашего приморского города.
Автор:
Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»