Горячие школьные темы

С НАЧАЛА учебного года прошло два месяца – ровно одна четверть. Что ж, вполне возможно, что у родителей школьников появилась потребность пообщаться с представителями городского управления по работе с муниципальными учреждениями образования об учебных программах, о форме, обязательное ношение которой ввели в этом году, об учебниках, наконец. На вопросы мам, пап и бабушек владивостокских школяров отвечала начальник отдела общего образования Людмила Ивановна Крупина.

30 окт. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3433 от 30 окт. 2013
294535fc4848975a1f285d3b68cf1566.jpg На вопросы читателей «В» отвечает представитель городского управления образованияОб учебниках…Добрый день, я неоднократно слышала о том, что регион выделяет школам деньги на покупку учебников. Мой ребенок учится в седьмом классе, и за эти годы ни разу не выдавали учебники. В школьных библиотеках их тоже нет, во всяком случае, моему ребенку они не достаются. А вообще кому-то достаются учебники и кто эти счастливцы?– С первого сентября этого года вступил в силу новый закон об образовании. В соответствии с ним обеспечение учебниками будет производиться за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов. До 1 сентября обеспечение учебниками было полномочием субъектов РФ, то есть ежегодно из краевого бюджета выделялись городу средства на покупку учебников в размере 250 рублей на одного ученика. Сами посудите, сколько учебников можно было купить на эти деньги. Поэтому до сего момента обеспечивались комплектами учебников только ученики начальных классов, с первого по третий, и дети из малообеспеченных семей либо опекаемые.У меня еще вопрос. Учитель постоянно пишет в дневник замечание «не готов к уроку» из-за того, что ребенок не приносит на урок определенную рабочую тетрадь. В книжных магазинах объясняют, что эта тетрадь уже не выпускается, однако учителя эти доводы не трогают. Как можно решить этот вопрос? – Его можно решить на уровне образовательного учреждения, обратившись непосредственно к директору школы. Поскольку именно образовательное учреждение формирует список учебников, по которому работают учителя и ученики. Добрый день, мой ребенок ходит в шестой класс. И как обычно, в конце весны нам дали список учебников, однако в сентябре выясняется, что определенные предметы (ОБЖ и информатика) вестись не будут, соответственно, и учебники эти не понадобятся, а они куплены. И тетрадки к ним приобретены. Как можно прокомментировать такую ситуацию? Будут ли вообще вестись эти предметы или купленные учебники просто бесполезны?– И ОБЖ, и информатика – это предметы федерального базисного плана. То есть предметы, обязательные для изучения. И то, что вы приобрели учебники, правильно. Судя по всему, в вашей школе часы по этим предметам находятся на вакансии – нет педагогов. Как только появится учитель, предмет будет вестись и учебники вам понадобятся. Добрый день, подскажите, пожалуйста, почему учебники, по которым учатся наши старшие дети, так быстро устаревают морально? То есть младшему, который учится буквально на три класса младше, приходится покупать новые комплекты, а ведь они не дешевые!– Каждый год до окончания учебного года, приблизительно в марте-­апреле, Минобрнауки издает приказ об утверждении федерального перечня учебников. Не на пятилетку и не на три года, а именно на каждый год. Школа из этого перечня должна выбрать те учебники, которые она будет использовать в процессе обучения и которые она рекомендует родителям для приобретения. Причем если какие-­нибудь учебники есть в школьной библиотеке, администрация школы об этом уведомляет родителей. Учитель вправе сам выбрать конкретный учебник, предложить его на методическом совете и внести в перечень. А методический совет, в свою очередь, во главе с директором школы либо соглашается с предложением, либо нет. Если педагог настроен работать по конкретному учебно¬методическому комплекту, но при этом в фонде школьной библиотеки есть учебник другого автора, то директор вправе отказать учителю исходя из позиции бесплатного обеспечения учебниками.К сожалению, бывают ситуации, когда школа, утвердив перечень учебников для начальной школы (те, что бесплатно выдавались), решила в процессе обучения перейти на другой комплект и заставила родителей его приобретать (а цена комплекта – пять тысяч). Конечно, тут однозначно вина школы. Учебники из федерального перечня допущены и рекомендованы Минобрнауки, без этого грифа мы их использовать не можем.Здравствуйте. Мне интересно, как сейчас обстоят дела с учебниками. Мой ребенок учится в четвертом классе, и нам их не выдают, приходится покупать, а классы, которые младше, получают свои комплекты. Разве закон не одинаков для всех? Почему такая несправедливость?– Как я уже сегодня говорила, до 1 сентября, пока не вступил в силу новый закон об образовании, регион выделял нам субвенции на приобретение учебников в размере 250 рублей на человека. Поэтому с 2010 года и до сих пор мы тратим эти деньги на приобретение учебников для начальных классов, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования: в 2011 году только для первого класса, в 2012-м – для второго, в этом году – для третьего класса. Четвертый класс, увы, в этот перечень не вошел. Надеюсь, что в 2014 году, когда будет действовать принцип софинансирования, мы будем приобретать учебники всем классам.Моя дочь весит 35 килограммов, а ее ранец порой тянет на семь килограммов, то есть одну пятую часть от ее веса. И у меня нет возможности каждый день сопровождать ее в школу – нести ранец. Можно ли отсканировать учебники либо найти их электронный вариант, закачать в ридер, чтобы она носила его в школу вместо горы книг? Ну а дома пусть, конечно, занимается по учебникам. У меня вопрос: имеет ли право ребенок прийти с ридером на урок?– Если он будет использовать гаджет на уроке по назначению, я думаю, в этом нет ничего предосудительного. Хотя вы можете наткнуться на противодействие учителей исключительно из чьей-то ретроградности. Нормальный же учитель использовать ридер не запретит, во всяком случае, нормативных оснований для этого нет. Мой вам совет: обсудите с каждым учителем отдельно, может ли ребенок на его уроке пользоваться электронной книгой.О продленках и не только…Мы переехали в середине учебного года в другой микрорайон: с проспекта «Красного знамени» на улицу Пушкинскую. И сейчас мне неудобно возить ребенка в прежнюю школу. Скажите, пожалуйста, где я могу посмотреть, к какому образовательному учреждению мы приписаны. И примут ли нас туда в середине учебного года?– Перейти в новую школу в середине учебного года можно. Закрепление микрорайонов утверждалось постановлением администрации от 13 апреля этого года. Список адресов можно найти на нашем сайте (vlc.ru, в разделе «Документы» набираете в поисковике 998-е постановление), либо мне перезвоните на рабочий телефон, и я посмотрю, за какой школой закреплен этот дом. Я предполагаю, что это либо школа № 9, либо № 75.Проблема может возникнуть из-за того, что в школе № 9 со второго класса идет изучение китайского языка.Добрый день, подскажите, пожалуйста, работают ли в нашем городе группы продленного дня и в каких районах они есть?– Несколько лет тому назад из регионального бюджета нам стали выделять субвенции на заработную плату только на реализацию основных общеобразовательных программ. Работа групп продленного дня к таковым не относится, поэтому их финансировать край прекратил. А потребность в них, тем не менее, есть. Поэтому мы рекомендовали директорам рассмотреть возможность оказания платных услуг. По подсчетам наших финансистов, цена вопроса (то есть оплата работы педагога) незначительная, но питание оплачивается сверх этой суммы. Повторюсь: потребность в продленках есть, люди нам звонят, но, к сожалению, не во всех школах есть возможность их организовать, поскольку для этого нужны и свободные площади, и кадры. Наша школа перешла на пятидневку. Учитывая, что сейчас у учеников каждый день по шесть уроков, получается, с введением новых предметов количество уроков увеличится до семи?– Сейчас в соответствии с санитарными нормативами и требованиями при введении третьего часа физкультуры при пятидневном обучении могут быть седьмые уроки в расписании. И еще один вопрос: от чего зависит количество секций и кружков в школе?– Мы предоставляем бесплатное дополнительное образование в пределах выделенных ассигнований. В обычной школе это примерно одна ставка, то есть 18 часов в неделю, или порядка шести бесплатных кружков в неделю. Кроме того, по запросам родителей школа может организовать платные кружки. Но для этого необходимо наличие помещений, кадров, обязательное утверждение цены на услугу через финансовый орган администрации. Стоимость, которая устанавливается в результате, невелика.О форме…В нашей школе в этом году ввели форму: синий жилет и юбку в клетку. Мы пытаемся обойтись дресс-­кодом: светлый верх, темный низ, а директор и классный руководитель пишут замечания в дневники. Я слышала и читала, будто в этом году руководство школы пока не вправе принуждать носить форму, но директор с учителями этого не хотят слышать.– С 1 сентября вступил в силу новый закон об образовании, который узаконил право образовательного учреждения определять требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. По-­видимому, в вашей школе разработан некий локальный нормативный акт. Я рекомендую обратиться к директору школы и ознакомиться с этим локальным актом. Те требования, которые в нем прописаны, будут обязательными для исполнения в части, не противоречащей действующему законодательству.Здравствуйте, у меня даже не вопрос, а предложение. Моя дочь – школьница, ей 16 лет. Проблема в том, что из детских размеров она уже выросла, а подростковой одежды (я имею в виду школьную) нет. Та, что есть в торговых центрах, бутиках, то есть во взрослых магазинах, ей не подходит. Особенно это актуально в отношении белых блузок. Может быть, имеет смысл разослать представителям торговых компаний информацию о том, что в школах введен дресс-­код, чтобы те завозили в магазины одежду, которая действительно необходима! Или пусть детские магазины поднимут ростовку до 170 сантиметров. Ведь это же норма для стран Европы и даже для Москвы. То же касается школьных брюк для девушек – в магазинах они все заужены. Классный руководитель на собрании объявил, что они должны быть классической формы, а где их взять? Мы бы заказали в ателье, но там ткань отвратительная. – Спасибо за предложение, мы обязательно поработаем в этом направлении с управлением торговли.

Автор: Анжелина ШИЛАН