Там, где не пройдет труба

ОТ СТАРОГО объекта, доставшегося в наследство от военных, остались только геометрия и часть забора.

30 окт. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3433 от 30 окт. 2013
39aa0332de3312a84caff0724bec95a3.jpg Во Владивостоке проведена масштабная реконструкция 79-й котельнойОборудование обеспечит теплом и – впервые за последние 10 лет – горячей водой жителей Садгорода. Корреспондент «В» встретился с заместителем директора МУПВ «ВПЭС» по эксплуатации котельного оборудования Юрием Федоровым и главным инженером производственного предприятия по ЭКО Сергеем Решенком и узнал, как обновленная котельная готовится к зимнему сезону, а также о том, как космические технологии изменяют тепловую инфраструктуру приморской столицы.Здесь производят тепло– Прежде всего что собой представляют котельные, подведомственные МУПВ «ВПЭС» и как они включены в систему теплоснабжения города?Ю.Ф.: – Есть участки города, куда трубы централизованного отопления не проведены. В основном это пригород. Начиная с «Зари» и заканчивая рекой Песчанкой – топографической границей Владивостока. Также котельные отапливают часть Чуркина, улицы Зои Космодемьянской, Щитовую, Горностай, всю Змеинку и острова Русский, Попова, поселок Береговое на мысе Песчаном и т.д. – везде, где есть муниципальное жилье и нет возможности подвести трубы центрального отопления, стоят котельные.Котельная – это целое производство, которое, как правило, совмещает в себе функции ЦТП, насосной станции и центрального отопления. Такой завод, где создают тепло и горячую воду. В общей сложности МУПВ «ВПЭС» эксплуатируется 72 котельные. Одни используют мазут, другие – дизельное топливо, третьи – уголь. Есть и те, что уже работают на газе. Правда, сжиженном. Природного газа пока в городе нет. Но есть, например, 61-я котельная, сопоставимая по мощности с Северной ТЭЦ. Она отапливает и дает горячую воду поселку Трудовое. Есть маленькие котельные, которые топят один дом. Так, посреди Садгорода, практически в лесу, стоит одна многоэтажка с адресом: 2-я Линейная, 21. А рядом – обслуживающая ее котельная.К переходу на газ – готовы– В этом году прошла масштабная реконструкция 79-й котельной. Что изменилось?Ю.Ф.: – Это бывшая котельная, доставшаяся городу от военных. Что она собой представляла? Черное закоптелое помещение, древние кирпичные котлы, ветхое оборудование, которое никакой критике не поддавалось. В 2010 году объект был передан МУПВ «ВПЭС», после чего началась его реконструкция. Обслуживала котельная шесть панельных шестиэтажных домов, которые хотя номинально и имели сети горячего водоснабжения, но ГВС там не подавалось лет десять. Сети пришли в негодность, оборудование со временем ветшало, выходило из эксплуатации, а мощностей не хватало на обеспечение жителей горячей водой. В прошлом году глава Владивостока Игорь Пушкарев встретился с местными жителями. Одна из поступивших просьб – подать горячую воду в район. Немедленно поступило распоряжение заняться этой проблемой. Был сделан грамотный масштабный проект реконструкции. Мы включили в него установку современного оборудования, насосов, теплообменников, погодных регуляторов, которые меняют количество теплоносителя автоматически. В домах установили новые тепловые узлы. Полностью поменяли тепловую сеть: ставили не железо, а стеклопластиковые предизолированные трубы, выдерживающие давление до 16 килограммов на сантиметр и температуру до 110 градусов. Срок эксплуатации таких труб – до 50 лет. Изоляция такая, что потерь тепла практически нет. В самой котельной установлено три новых котла с большим запасом мощности, чтобы в дальнейшем можно было менять нагрузку, присоединять новых потребителей. Сектор ведь жилой, новые дома строятся. Котлы выбрали русские, поставили на них финские форсунки (горелочные устройства). Важно, что они способны работать и на газе. Ничего придумывать не надо, просто подвел газ – и форсунка уже готова его сжигать. В планах города котельная стоит во второй очереди перехода на природный газ – это 2015-2016 годы. На данный момент на объекте проводят пуско­наладочные мероприятия.– Почему были выбраны котлы российского производства?С.Р.: – Во-­первых, они способны «пережевывать» и мазут, и газ. Второй момент – габариты. Они вписались в существующее помещение. Стоит отметить также срок их эксплуатации. Завод-производитель гарантирует исправную работу при заданных характеристиках до 20 лет. Этот срок сопоставим с большим энергетическим оборудованием. Обычно производители ставят гарантию 5¬7 лет, не больше. Корейские котлы – не более 10 лет. Кстати, как только котельная перейдет на газ, срок службы автоматически увеличивается в 1,5¬2 раза. – В чем уникальность данного проекта?С.Р.: – Это один из немногих случаев, где была произведена полная модернизация: котлы, горелочные устройства, насосная группа, электрическая составляющая, произведен капитальный ремонт здания, кровли, фасада, уложены новые тепловые сети. По сути, в данном микрорайоне построена новая теплоинфраструктура. – От предшественника что­нибудь осталось?С.Р.: – Часть забора.Ю.Ф.: – Более того, созданы условия для рабочего персонала: от туалетов и душевых до комнаты отдыха. Но главное – экономия. Раньше на смене находились два оператора. Котлы были старые, требовали регулировки, надо было следить за всеми параметрами, крутить вентиля, клапаны, чтобы поддерживать стабильное горение, и все вручную. Сейчас с этим идеально справляется автоматика. Достаточно одного оператора, чтобы следить за сигналами системы.– Сколько 79-я котельная сможет обеспечить потребителей дополнительно и можно ли нарастить ее мощности?– Уже сейчас, ничего не меняя, мы можем увеличить количество потребителей 79-й котельной почти в два раза. Это как минимум еще пять шестиэтажных домов. Нарастить мощности – поставить дополнительные новые котлы – также не проблема. Все главные– Какая самая трудоемкая часть обслуживания котельных?С.Р.: – Как ни странно, их текущая эксплуатация. Мы спим, а котлы работают. Соответственно, рядом с ними находятся наши специалисты. Горячее время – подготовка к отопительному сезону. Все агрегаты разбираются, рассматриваются на предмет соответствия характеристикам, выявляются всевозможные вкрапления, скрытые неисправности. У котлов нет главных и побочных параметров. Это как в машине: что главнее – чистое ветровое стекло или накачаные шины? Ответ: и то и другое. Все параметры важны. Их у котла, кстати, более 200: горение, пар, химподготовка и т.д. И все под четким контролем. Для примера: наши химики в сутки берут около 150 проб воды, делают измерения и соответствующие анализы. Оператор постоянно наблюдает за горением в котлах, за давлением топлива, его температурой, за работой систем безопасности и регистрации параметров, производит мониторинг работы сети. А вдруг порыв? Первым об этом узнает как раз оператор, когда видит перепад давления между подающим и обратным трубопроводом. Значит, там что-­то случилось. Далее подключаются аварийные бригады – это уже участки тепловых сетей. Они исправляют порыв. Но ведь его сначала надо найти, а это работа режимного отдела. Затем вступает отдел транспортного хозяйства – не лопатами же трубу выкапывать. Привлекаются техника, экскаваторы, самосвалы для вывоза грунта. После чего к делу приступают слесари. Если труба железная, значит, нужны и сварщики. Так исполняется целый комплекс по бесперебойной подаче тепла. И только в совокупности работа всех элементов системы позволяет достичь того, чтобы у потребителя все было в порядке. Полимер – железу пример– Ситуация с котельным оборудованием в начале 2000¬х годов и сейчас – есть ли разница?Ю.Ф.: – Конечно, мы ежегодно ведем плановые работы по реконструкции. Меняем тепловые сети, причем уже третий год, исключительно на стеклопластик. Железо только ремонтируем. Уже сейчас проложено 2,7 километра полимерных труб. Много котельных, где обновлено 100 процентов оборудования. Например, в поселке Береговое. На объекте наблюдались регулярные неполадки, течи в котлах. В этом году поставили абсолютно новые котлы, насосы, теплообменники, обновили электрические сети. Причем своими силами, не привлекая подрядчиков. В итоге в старом здании появилась новая котельная. Теперь мы за Береговое спокойны. – Как я понимаю, все меры, принимаемые сейчас МУПВ «ВПЭС», имеют не только аварийоно-­восстановительный характер, но и идут в русле стратегической задачи? Ю.Ф.: – Есть четкое понимание: максимально перевести котельные на современное автоматизированное оборудование. Это делается планомерно. В течение года мы выбираем слабые места городской тепловой инфраструктуры, ставим на них новое оборудование. Даже старый, но еще хороший, «живой» котел можно осовременить, обклеить новыми датчиками. Что же касается горелочного и насосного оборудования, то тут необходима замена. И дело здесь прежде всего в экономии топлива. С ним связаны такие затраты, что если нам удается уменьшить расход на 2¬3 процента, то один отопительный сезон может окупить все расходы по реконструкции. Ведь потребитель платит только за то тепло, которое получил в дом. Есть такое понятие, как радиус энергоэффективности теплоснабжения. Потеря тепловой энергии от котельной до потребителя должна быть не более 11 процентов – это и есть радиус. В данном случае неважно, где находится дом, а важно, сколько тепла теряется по пути. Современные полимерные трубы эффективно снижают теплопотери, тем самым увеличивая радиус энергоэффективного теплоснабжения котельной. В сильном упрощении километр железной трубы стандартной изоляции и диаметра теряет 20-25 процентов тепла. Пластик – только 1-1,5 процента. Легко подсчитать, что радиус железной трубы составит около 500 метров. В то время как радиус стеклопластика – 15-20 километров. Таким образом, одна котельная может охватить большее количество домов. Не надо строить новые, надо развивать действующие.– Тепловое хозяйство – это узкая специализация. Как удается держать руку на пульсе, находить технологический подход, определить самое современное и подходящее оборудование?Ю.Ф.: – Все новинки в области теплового хозяйства мы регулярно изучаем, посещаем конференции, ведем диалоги с производителями. Задачи, которые необходимо реализовать, требуют всестороннего изучения. С.Р.: – Возьмем форсунки на 61-й котельной – они ведь производства Байконура. Здесь применены космические технологии. В прямом смысле слова. Представьте кусок железа диаметром с «Войну и мир» Толстого. В нем едва заметны дуговые канальцы. Попробуйте вставить в них лезвие бритвы – не пройдет! Они прорезаны лазером по всей длине. По этим канальцам идут топливо, пар и воздух. Форсунка делает поразительные вещи. Она начала сжигать те мазуты, которые, в принципе, не горели. Даже там, где в топливе 20 процентов воды! Хотя вроде бы вещь невзрачная. В свое время ее разработали ребята, которые занимаются ракетными двигателями. Глядя на нас, российское ноу-­хау стали закупать частные компании для своих котельных. Сейчас такие форсунки установлены в двух муниципальных котельных. Еще в пяти работают финские форсунки. Также введен в эксплуатацию ветрогенератор на острове Рейнеке, обеспечивающий бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии для жителей. Такого оборудования во Владивостоке еще не было.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ